Отчет о работе РМО учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
материал по русскому языку по теме

Отчёт о работе РМО учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchetdokument_microsoft_office_word.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о работе РМО учителей русского языка и литературы

за 2012-2013 учебный год.

        РМО учителей русского языка и литературы в течение 2012-2013 учебного года продолжало работать по теме «Повышение качества преподавания через обновление методов и видов учебной деятельности.

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей через повышение компетентности в использовании современных методик, средств и системы организации учебно-воспитательного процесса.

        Исходя из цели были определены более конкретные задачи:

1. Подготовка к вхождению в ФГООС ООО:

- Знакомство с Примерной образовательной программой ФГОС ООО. Изучение разделов Программы, касающихся предметов «Русский язык» и «Литература».

- Изучение методического инструментария (типологии уроков, технологической карты, метапредметных УУД).

- Прохождение курсов повышения квалификации учителями района по программе «Реализация ФГОС ООО средствами предметов «Русский язык» и «Литература».

2. Сохранение стабильных результатов сдачи ЕГЭ  и ГИА.

3.Развитие филологической компетентности и стремления к самообразованию и саморазвитию обучающихся через систему работы с одаренными детьми.

        В ходе реализации данных задач в истекшем учебном году была проделана следующая работа.

  1. Подготовка к вхождению в ФГОС ООО.

В 2013-2014 учебном году все средние и основные школы района войдут в ФГОС основного общего образования, начиная с 5 класса. Для этого необходимы от каждого учителя-предметника психологический настрой, знание нормативных документов, профессиональная переподготовка.

В сентябре 25 учителей русского языка и литературы района прошли выездные курсы   при Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Курсы были выездные на базе МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка». Все слушатели успешно выполнили зачетные работы, сдали экзамен по окончании курсовой подготовки и получили удостоверение, позволяющее вести преподавание в 5-9 классах по стандартам второго поколения. 4 педагога-словесника подали заявки на прохождение подобных курсов в 2013-2014 учебном году. На курсах учителя познакомились с новой типологией уроков, с обновленной структурой уроков, технологической картой урока. Преподавателями курсов были даны рекомендации и образцы по написанию рабочей программы педагога, реализующего ФГОС. Учителя получили необходимую методическую базу и смогут познакомить с ней других педагогов своих школ.

 Учителя русского языка и литературы 4 из 5 базовых школ района познакомились с Примерной образовательной программой ФГОС ООО и обсудили на заседаниях ШМО вопросы, касающиеся требований к предметным и метапредметным знаниям и навыкам. Учителя МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка» Сыщикова т.И. и Бутенко Л.А. приняли участие в написании Образовательной программы ФГОС ООО своей школы, которая уже в 2012 году, как пилотная школа, начала реализацию в 5 классе ФГОС ООО.

В апреле на базе МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка» прошел обучающий практический семинар по методической теме: «Мастерская методов и приемов формирования УУД  в  рамках реализации ФГОС ООО».

План проведения семинара.

  1. «Калейдоскоп приемов целеполагания и рефлексии на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах» (Из опыта работы учителей МКОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка» Бутенко Л.А. и Ежовкиной Е.П.).
  2. Просмотр интегрированного видеоурока «Язык и логика»в 5 классе.(Интеграция русского языка, математики и информатики. Учителя Сыщикова Т.И., Сорокин В.А., Очеретова Т.И.)

    3.Анализ видеоурока с позиций требований к современному уроку по новым ФГОС.(групповая работа).

 Бутенко Л.А., учитель русского языка и литературы, выступила с сообщением «Приемы целеполагания в арсенале учителя 5-6 классов». Осветила теоретическую часть по целеполаганию: толкования термина, принципы целеполагания, роль в системе регулятивных УУД). Спомощью слайдовой презентации поделилась приемами целеполагания, которые использует лично в работе. Ежовкина Е.П., учитель МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка», рассказала об используемых приемах рефлексии на своих уроках.

По окончании просмотра видеоурока после 15-минутной работы в  группах был дан  анализ и оценка интегрированного урока «Язык и логика».

Его  можно считать современным уроком, соответствующим требованиям ФГОС. Этот урок нетрадиционный, в нем просматривались главные структурные части свременного урока: мотивация к учебной деятельности, целеполагание, этап актуализации знаний, этап построения проекта выхода из проблемы, реализация проекта, групповая и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, этап рефлексии учебной деятельности. Урок интересен прежде всего с позиции формирования на нем универсальных учебных действий. Этому на уроке было уделено много времени и усилий учителей. Личностные УУД: самоопределение к учебной деятельности, положительное отношение к трем предметам, оценивание содержания урока исходя из личностных ценностей. Особая роль на уроке отведена развитию логических универсальных действий (из серии познавательных УУД): анализа, синтеза, выведение следствий, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, обобщение, доказательство. Среди коммуникативных УУД следует выделить развитие диалоговой речи, постановку вопросов, инициативное сотрудничество в определении выводов.Цели урока сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта. Содержание урока оригинально, интересно, адекватно целям, включает развивающий и воспитательный потенциал. Этапы урока тщательно продуманы, логичны, все завершенные. Организация учебной деятельности оптимальная. Использовались современные методы: деятельностный, групповой работы, поисковый, ИКТ. Все они стимулировали на протяжении всего урока познавательную активность подавляющего большинства учеников. Формы организации учебной деятельности учениками не выбирались, а предлагались учителями, но они были приняты всеми, адекватны целям. Это коллективная, индивидуальная и групповая  формы. Организация контроля рациональна: учащиеся были включены в ситуацию самоконтроля и самооценивания. Открытый интегрированный урок соответствовал многим требованиям, предъявляемым к уроку новыми стандартами.

2 задача -  Сохранение стабильных результатов сдачи ЕГЭ  и ГИА.

        Подготовка выпускников 9 и 11 классах к ГИА и ЕГЭ в этом году, как и в несколько предыдущих, проходила в штатном режиме. Учителя русского языка и литературы в большинстве своем овладели методикой подготовки выпускников к итоговой аттестации. У некоторых (Сыщикова Т.И., Бутенко Л.А., Тяпкина А.Н. – СОШ 1, Панасенко В.И.- СОШ №2, Мельникова Г.А. – СОШ с.Каменка, Покусаева О.В. – СОШ с.Залесянка, Мусияченко Е.Н.- СОШ с.Песчанка) сложилась своя система подготовки, с которой они делились с коллегами на семинарах в прошлые годы. В 2012-2013 году, в феврале, на базе СОШ с.Залесянка. проведен семинар с открытыми уроками по теме « ЕГЭ и ГИА – в штатном режиме. Использование блочно-модульной технологии на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ и ГИА». Открытые уроки по теме дали в 9 и 11 классах учителя Покусаева О.В. и Беспалова Е.Н. Все присутствующие отметили высокий профессионализм учителей при проведении этих уроков.  В процессе живого общения учителя обменялись своими впечатлениями по поводу изменений, произошедших в КИМах по русскому языку в 9 классах (изъятие сочинения-рассуждения по содержанию текста). Это новшество считают все отрицательным, так как уровень умственных способностей многих сельских учеников недостаточен для написания сочинения на лингвистическую тему. Учителя удовлетворены тем, что на экзамен по русскому языку в 11 классе добавлено 30 минут чистого времени, так необходимого особенно сильным выпускникам для написания сочинительной части.

Результаты ЕГЭ по району.

ОУ

Кол-во

Выпускн.

Средний

балл

Миним.

балл

Максим.

балл

Не

переступ.

порог

МКОУ «СОШ №1

Р.п.Самойловка»

23

65,5

48

87

-----

МКОУ «СОШ №2

Р.п.Самойловка»

17

60,6

28

84

1

МКОУ СОШ с.Каменка

19

54,2

41

71

--

МКОУ СОШ п.Садовый

12

54,6

39

70

-

МКОУ СОШс.Святославка

19

54,5

20

73

1

МКОУ СОШ с.Красавка

7

56,2

42

73

-

Итого

97

57.7

В целом район не достиг среднего балла по РФ – 64.

Лучший результат, как и во все предшествующие годы принадлежит МКОУ СОШ №1. В этом году он превышает средний балл по РФ на 1,5 балла, в 2011-2012 учебном году эта разница была в 10 баллов. В этом учебном году значительно сократилось число выпускников 11 классов, не достигших минимального порога (с    до 2). Средний балл невысок, но достаточен для сельского контингента детей. МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка» стабильно опережает остальные школы района по качеству сдачи ЕГЭ по русскому языку и имеет показатели выше общероссийских.

3.Развитие филологической компетентности и стремления к самообразованию и саморазвитию обучающихся через систему работы с одаренными детьми.

        Учителя русского языка и литературы традиционно в общеобразовательных школах в силу специфики своих предметов призваны развивать такие сферы одаренности детей, как общеинтеллектуальную и специфическую (лингвистическую, творческую, лидерскую и др.)

Работа с одаренными детьми в районе ведется по нескольким направлениям:

1. Через систему предпрофильной подготовки и профильного обучения. В районе, в 5 базовых школах, функционируют 3 социально-гуманитарных класса. Но зримых результатов данный профиль, как и другие, не приносит: более высоких показателей при сдаче ЕГЭ по русскому языку выпускники профильных классов не показывают, литературу и иностранные языки, как профильные предметы, сдают единицы, в серьезные гуманитарные вузы не поступают. Причины нерентабельности профильной подготовки в районе: малое количество обучающихся третьей ступени в базовых школах, «распыленность» детей по филиалам, отсутствие дистанционного обучения, отсутствие системы укрупнения школ. Это направление в работе учителей русского языка и литературы следует признать неудовлетворительным по не зависящим от них причинам.

2.Более плодотворна работа с одаренными детьми через участие в предметных олимпиадах, очных, заочных международных конкурсах: в этапах Всероссийских предметных олимпиад школьников.

Всего в муниципальном туре олимпиад по русскому языку и литературе среди 8-11 классов приняли участие 40 человек, представители всех базовых школ

Результаты 2 тура предметной олимпиады по литературе среди обучающихся 8-11 классов ОУ Самойловского района.

                            Победители.

Наименование ОУ

ФИО

класс

Место

МКОУ «СОШ п.Садовый»

Казаринова Анастасия

9

1

МКОУ «СОШ Каменка в с.Залесянка

Николенко Оксана

10

2

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Мигаль Татьяна

11

2

МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка»

Сологубова Ксения

11

1

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Михайличенко Елена

10

1

МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка

Чумаченко Дарья

9

2

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Паршина Марина

11

3

Результаты 2 тура предметной олимпиады по русскому языку среди обучающихся 8-11 классов ОУ Самойловского района.

                            Победители.

Наименование ОУ

ФИО

класс

Место

МКОУ «СОШ п.Садовый»

Казаринова Анастасия

9

1

МКОУ «СОШ Каменка в с.Залесянка

Николенко Оксана

10

1

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Качур Елена

11

2

МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка»

Каратышова Анна

11

2

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Кондратьева Карина

11

2

МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка»

Дюжов Александр

11

1

Уровень выполнения олимпиадных заданий по литературе в 2012 году ниже в сравнении с предыдущим годом. Руководитель РМО, учителя победителей по результатам муниципального тура предметных олимпиад по русскому языку и литературе  не посчитали ни одну кандидатуру достойно представить район на областном уровне.

Учителя обеспечили возможность обучающимся в участии в конкурсе «Русский медвежонок: языкознание для всех». Это самый популярный у нас конкурс: участвовало более 200 учеников 2-11 классов. Второй год обучающиеся МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка» и  ООШ с.Воздвиженка участвуют в Филологическом чемпионате, где результаты в этом году более скромные, чем в прошлом (7 место по РФ ). В международном заочном конкурсе по мировой художественной культуре «Золотое руно» обучающиеся двух школ Самойловки стали победителями всероссийского уровня (6 человек).

3.Работа с талантливыми детьми осуществляется и через приобщение их к проектной и исследовательской деятельности. В марте проходил муниципальный конкурс проектных работ лингвистической, литературоведческой и культурологической направленности. Задачами конкурса являются:

- стимулирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- поддержка обучающихся в реализации творческих и деятельностных способностей;

- формирование интереса к научной работе;

- развитие навыков публичного представления результатов своей деятельности;

- формирование интереса к предметам  образовательной области «Филология»;

На конкурс были представлены следующие проекты ОУ:

1. «История названия улиц села Песчанки» - групповой информационный проект (СОШ с.Песчанка, руководитель Мусияченко Е.Н.).

2. «Что в имени тебе моём?» - исследовательский индивидуальный проект (ООШ с.Еловатка, руководитель Логинова Л.В.)

3. «Единороги: мифы и реальность» - информационный индивидуальный проект (МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка», руководитель Панасенко В.И.)

4. «Смотри в корень» - творческий проект, общеклассный (ООШ с.Воздвиженка. Руководитель: Байсмакова В.Н.)

5. «Культуно-языковое пространство моего села». – исследовательско-информационный, групповой. (СОШ с.Песчанка, руководитель Мусияченко Е.Н.)

6. «В лабиринтах фразеологизма «когда рак на горе свистнет». – исследовательский  общеклассный проект (МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка», руководитель Ежовкина Е.П.)

7. «Смерть М.Ю.Лермонтова: гипотезы, предположения».- информационный проект, индивидуальный. (МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка, руководитель Панасенко В.И.)

Победители муниципального конкурса проектов:

  1. «Смотри в корень» - ООШ с.Воздвиженка.
  2. «В лабиринтах фразеологизма «когда рак на горе свистнет». – МКОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка».
  3. «Смерть М.Ю.Лермонтова: гипотезы, предположения» - МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка».
  4. «Что в имени тебе моём?» - ООШ с.Еловатка.

Последний конкурс проектных работ показал, что учителя в целом хорошо владеют проектной технологией, но некоторые не видят граней, которые отличают проект от исследовательской работы.

        Особенностью этого года в работе РМО учителей русского языка и литературы явилось значительная корректировка  первоначального плана работы в связи с отсутствием руководителя РМО в течение 3 месяцев (с октября по январь) и отказом по уважительным причинам в проведении запланированных семинаров словесников МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка» и ООШ с.Ольшанка.

        Выводы.

Положительные результаты.

1.Скорректированный в январе 2013 года план работы выполнен.

2.Тема «Повышение качества преподавания через обновление методов и видов учебной деятельности» прослеживалась и в работе между заседаниями, и на заседаниях, которые проходили в форме теоретического, практического семинаров, конкурса.

3.Методическое сопровождение учебного процесса было обеспечено на достаточном уровне: оказывалась информационное обеспечение, организационная, консультативная методическая помощь.

4.Уровень подготовки выпускников к сдаче предмета «Русский язык» на ЕГЭ и ГИА достаточен.

5. Профессиональный уровень с учетом массового прохождения дополнительных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы обеспечивает вхождение всех базовых школ и их филиалов в ФГОС основного общего образования.

Недостатки в работе.

1.Низкая активность в работе РМО учителей основных образовательных школ – филиалов.

2.Сдвиг в выполнении плана: перенос заседаний на 2 полугодие. Вынужденная корректировка плана работы.

3. Недостаточный профессиональный ценз: отсутствие учителей русского языка и литературы с высшей категорией.

4.Низкий уровень формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год

Цель работы МО учителей русского языка и литературы: совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты в сфере проф...

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2013-2014 учебный год

В план включен состав учителей МО, проблемы и задачи, работа между заседаниями, тематика заседаний....

Отчет о работе шмо учителей русского языка и литературы за 2010-2013 уч. г.

Цель,задачи, составление плана работы,знакомсто со стандартами образования, программами, УМК. Отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях....