В мире народной мудрости.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Белова Светлана Ивановна

Тире между подлежащим и сказуемым

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_2_po_russkomu_yazyku_5_klass_tire.zip361.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5а  классе

"Тире между подлежащим и сказуемым ".


Цели:

  1. Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.
  2. Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.
  3. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов .
  4. Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.


Ход урока:
1. Организационный момент.
2. "Разминка". Цель:  Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном  знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках .
Кроссворд
  

1. 

П 

У 

Н 

К 

Т 

У 

А 

Ц 

И 

Я 

  

  

  

  

2. 

С 

И 

Н 

Т 

А 

К 

С 

И 

С 

  

  

  

  

3. 

П 

Р 

Е 

Д 

Л 

О 

Ж 

Е 

Н 

И 

Е 

4. 

С 

К 

А 

З 

У 

Е 

М 

О 

Е 

  
1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3 Основная единица синтаксиса?
4. Один из главных членов предложения называется…
Сегодня мы окажемся с вами

В мире народной мудрости и тире.

2.Кто поможет вспомнить «месторасположение» народной мудрости ?-Фольклор, пословицы и поговорки.

3.На доске заранее написаны и скрыты предложения.

Пословицы - кладезь знаний.  (Дать толкование слову кладезь)

Ч_тать их- одно насл_ждение.

Думать над ними- значит загляд_вать (в)себя.

Пог_ворка-цв_ток, пословица-яго_ка.

Задание: списать, вставить орфограммы, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания. Сделать вывод.(слайд №1)- схемы

СЛЕД ИСЧЕЗНУВШЕЙ СВЯЗКИ

4.Допол. задание:

- слово, где количество букв больше звуков? Кладезь, читать

- слово, где количество звуков больше букв? Наслаждение Суффикс- ениj. Ягодка

- транскрипция ягодка jaгъткъ

5. Дострой предложение в духе народной пословицы (слайд_)

Семь-…(сказочное число)

Помогать ближнему-…(изведать радость)

МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- слайд

6.След остается не всегда. Пишем на доске, выделяем грам. основу.

У лжи ноги кор_тки.

Сер_це не камень.

Ум что одежда, которая никогда (не)износит-ся.

7.Устрани тире (устно или письменно ) Слайд

Знание- это родник, который никогда не исчерпаешь. На слайде дано предложение.

8.Каждый знак индивидуален и неповторим. Нарисуй тире.

Мой вариант- слайд. Сообщаем учащимся, что тире ввел в русскую письменность писатель и историк Николай Михайлович Карамзин- знак сентиментальный.

В русской грамматике 19 века знак «мыслеотделительный»

9.В каком из данных предложений поставите тире? Слайд

Веленщики не бредолаги.

Перемехать это умащить.

Как вы рассуждали?

В 1930 году академик Щерба студентам придумал искусственную фразу, в которой  все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.

10.Сравни три предложения и обдумай знаки. Учитель пишет на доске.

Сказанное слово выпущенная стрела. Объясните, как поняли высказывание?

Сказанное слово что выпущенная стрела.

Сказанное слово, что выпущенная стрела, ранит.

11. Мудрость – в словах мудрецов

Слайд- стихотворение.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Речь человека-это зеркало души.

-Не уметь выражать свои мысли- недостаток.

-Бедность не порок.

-Глубокая речь тиха.

-Точность и краткость-достоинства прозы.

-Человек без знаний как фонарь без свечи.

Проверь и оцени! Слайд
12. Итоги урока.
Давайте подведем итог нашей работы. Чему учились на уроке?
В каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым?
13. Рефлексия. Слайд



14.. Домашнее задание (слайд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Звездный час "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

"Кладезь народной мудрости."

Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....

Аукцион народных мудростей

Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....

Викторина "Народное творчество и народная мудрость"

Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...