Задания по лексике А2. ГИА 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Белышева Валентина Васильевна

Материалы для подготовки к выполнению задания по лексике А2. ГИА 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gia_zadanie_a_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Источник: ФИПИ. Открытый банк заданий http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/1

Подготовка к ГИА. Задание А 2.  Лексика и фразеология

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (предложение 3).

 1) бесцеремонно      2) беспрепятственно        3)  непринуждённо         4) не скрывая

(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2. Замените разговорное слово «незатейливую» из предложения 5 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)Это был светлячок –  маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.

3. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 2.

 1) необыкновенной    2) причудливой    3) странной              4) небольшой

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой (…) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

4. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 1).

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

1) летопись      2) скандал         3) случай         4)         хроника

6. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сурово» (предложение 13).

 (13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.

1) грубо         2) угрюмо         3) трудно           4) больно

7. Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября –  несильно и назидательно –  на большой перемене.

8. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(39)Неужто и прежде годы были такие длинные?..

9. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «земля» (предложение 32).

(32)Словно и нет войны на земле.

1) мир           2) суша           3) почва           4) чернозём

10. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

1) печальная           2) неприятная           3) обидная           4) несчастная

11. Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.      (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

12. Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

–  (7)Спасибо, родимый, –  сказала Поликарповна, –  только чуднό  мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

13. Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.

14. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

15. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот синоним.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

–  (6)Ты кто? –  спросила она парня.

16. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «грозный» (предложение 5).

(5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

1) жестокий           2) устрашающий           3) хмурый           4) величественный

17. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «точка» (предложение 13).

(13)Тот сидел сгорбясь –  локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, -  взглядом упирался в одну точку –  от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.

1) знак            2) пункт           3) след           4) место

18. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «страдал» (предложение 13).

(13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал.

1) мучился от боли           2) терпел ущерб           3) переживал           4) скучал

19. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

– (12)Я сейчас тебя вызволю, – кричит он, точно собака понимает его.

20. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тусклая» (предложение 7).

(7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

1) мутная           2) пасмурная           3) скучная           4) непрозрачная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении лексики в 5 классе.

Упражнения, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы при изучении раздела «Лексика» в 5 классе, направлены как на повторение основных лексических понятий, включенных в программу, т...

Немецкий язык .Задание по лексике и грамматике для 11 класса

Немецкий язык "Задание по лексике и грамматике для учащихся 11 класса в формате ЕГЭ"...

Задания по лексике в 10 классе

Задания по лексике в 10 классе ( определение лексического значения слов, работа с синонимами, антонимами; работа с текстом, происхождение фразеологизма "дым отечества")...

Практические задания обучения лексике по теме «Семейные проблемы» 10-11 класс

Практические задания обучения лексике по теме «Семейные проблемы» 10-11 класс...

Задание для работы в группах по теме "Лексика" в 5 классе

Материал содержит задания для работы в группах при поторении изученного в разделе "Лексика"...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...