Конспект урока на тему: «Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ - »
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Благодарю преподавателей,чей труд помог мне разработать данный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_pravopisanie_pristavok_pri_i_pre.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ - »

Учитель Жукова О.Н.

Дата проведения 18.10.2010 г.

Класс: 6а

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

2. Работа с эпиграфом.

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

СЛАЙД № 2

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило (запись по вариантам).

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа.

 

СЛАЙД № 4

1. Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

2. Пр..шить, пр..клеить, пр..битъ

3. Пр..школьный, пр..дорожный

4. Пр..открыть, пр..гореть,

5. Пр..добрый, пр..милый,

6. Пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, в скобках указывают значения.

СЛАЙД № 5

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

СЛАЙД № 6

ПРИ -

Приближение

Присоединение

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать – перервать

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

Ребята, откройте § 32 стр. 69. Прочитайте правило, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физминутка

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1).  Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

Приусадебный, притормозить, припаять, презабавный, прежаркий.

2). Работа с учебником. Выполнение упражнения 154. Словарные слова.

Самостоятельная работа с таблицей по вариантам

1-й вариант 1, 3;

2-й вариант  2, 4.

- На какие значения приставок не примеров?

1-й вариант неполное действие;

2-й вариант = пере –

2 этап - вторичное закрепление.

СЛАЙД № 8

3). Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

1) Час обеда (…),
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).
4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.
5) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
6) Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…).
7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Кто автор этих строчек?


4). ТЕСТ

СЛАЙД № 9

1-й вариант 1 – 3 (В, Б, А)

2-й вариант 4 – 6 (Б, Б, В)

5). Помогаем Незнайке!

СЛАЙД № 10

6). Резерв Е – правая рука, И – левая рука

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7). Резерв. Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI. Итог урока.

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание: Стр. 69 (правило). Упр. 156 – 157 (по выбору). Словарные слова (стр. 69)

Индивидуальное задание

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания; выделите слова с приставкой ПРИ -, определите значение приставок.

Волны моря с тихим плеском наб…гают на пр…брежные камни бьются среди крутых скал. Я делаю ещё один шаг, пр…касаюсь к наб…гающей пене и погружаюсь в зелёное мерцание волн. И…чезают шум пр…боя скалы над головой и за стеклом маски возникает подводный мир. Незримые дороги открываются передо мной. Они нач…наются у самого берега и ра..бегаются в разные стороны Перес…кают зар…сли водор…слей огибают подводные скалы. Дороги уходят вдаль и и…чезают в т…мноте больших глубин

Спиши, вставь нужную букву в приставку. Объясни!

 1. К тёплому месту змея пр..живается.

2. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь.

3. Пр..шла беда – отворяй ворота.

4. Отрезанный ломоть не пр..ставишь.

5. Глупому сыну и родной отец ума не пр..бавит.

Спишите предложения, заменив выделенные словосочетания словами с приставками ПРЕ –  и ПРИ –. Обозначьте изучаемую орфограмму.

  1. Космический корабль благополучно достиг Земли.
  2. Спутник скоро достигнет Луны.
  3. Мой щенок очень маленький.
  4. Наша маленькая сестренка очень забавная.
  5. Гром гремел не переставая.
  6. Наш город весной очень изменился.
  7. В комнате чуть-чуть открыто окно.
  8. Мы дружно начали работать.
  9. Он сильно увеличил опасность, рассказывая о переходе через горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс

Тезисы Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи»

Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи» ...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"

План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс

Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...

Конспект урока по теме "Правописание приставок"

Материал может быть использован при проведении урока по теме "Правописание приставок". Предлагается презентация, которая поможет при изучении материала....