Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Позднякова Елена Александровна

Классификация проблематики текстов ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problematika_tekstov.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

                   Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

  1. Взаимоотношения отцов и детей.
  1. проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии?  Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
  2. проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
  3. проблема предательства детьми своих родителей.
  1. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
  1. проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
  2. проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
  3. проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
  1. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
  1. проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
  2. проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
  3. проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?)
  1. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
  1. проблема  предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
  2. проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
  3. проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного  с бессмысленным риском собственной жизнью.
  1. Человеческое благородство:
  1. проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
  2. проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?);
  3. проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
  4. проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
  1. Честь и человеческое достоинство:
  1. проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?;
  2. проблема защиты чести и собственного достоинства;
  3. проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
  1. Отношения человека с другими людьми:  
  1. проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
  2. проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешб другом;
  3. проблема истинной дружбы;
  4. проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
  5. проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
  6. проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
  1. Восприятие человеком окружающего мира:
  1. проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
  2. проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
  1. Одиночество человека:
  1. проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
  2. проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
  3. проблема одинокой старости.
  1. Человек и искусство:
  1. проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, о другие остаются глухи к прекрасному?);
  2. проблема назначения подлинного искусства  (Какое искусство необходимо обществу?);
  3. проблема восприятия музыки человеком.
  1. Отношение человека к миру природы:
  1. проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
  2. проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
  3. проблема влияния красоты на настроение и образ мыслей человека;
  4. проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
  5. проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
  1. Бережное отношение человека к языку:
  1. проблема  экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
  1. Человек и власть, которой он наделен:
  1.  проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим людям, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
  1. Сострадание окружающим:
  1. проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
  2. проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
  1. Отношение человека к войне:
  1. проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
  2. проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевные состояния людей, на их способность сострадать?);
  3. проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
  4. проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);
  5. проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

  • Тема – это то, о чем пишет автор, что положено в основу описания, изображения, исследования, дискуссии.
  • Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения и серьезного решения. Это противоречие или конфликт, который нужно разрешить между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА

Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...