Знаки препинания в предложениях с прямой речью
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Жиркова Анастасия Александровна

На данном уроке ученики 8 класса, используя Google форму, создают тесты по изучаемой теме. У школьников есть возможность работать при выполнении задания на разных электронных средствах: на ноутбуке, планшете, мобильном телефоне. Готовые тесты посылаются на электронный адрес учителя и выводятся на интерактивную доску. У каждого учащего есть возможность ознакомится с материалами одноклассников как через интерактивную доску, так и через свои электронные устройства. В течение занятия ученики обмениваются разработками друг с другом и учителем, обсуждая выбор тестовых вопросов, отмечая трудности употребления знаков препинания при прямой речи и вероятные пунктуационные ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 10 «Способы передачи чужой речи»

 Урок 3

 «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

(сценарий)

Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.

Цель урока: Развитие у школьников УУД самоконтроля в учебной деятельности (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные:

  • завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (познавательные и регулятивные УУД);

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в расстановке знаков препинания и возможные пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью (познавательные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

Технология урока: облачные технологии (сервер gmail-Диск), ИКТ.

Формы: беседа, работа в группах, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютеры, пакет дидактических материалов.

Сценарий урока

I. Оргмомент (приветствие учащихся, постановка цели урока, определение мотивации).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете о том, что ваши успехи в учёбе обычно связывают с вашими способностями. На самом же деле способности определяют лишь меньшую часть успеха, большую же его часть определяет ваше умение правильно организовать свой труд. Люди, организующие свою работу, владеют специальными приёмами, один из которых – самоконтроль. В учёбе это контроль усвоения знаний по какой-либо области. Сегодня вам предстоит применить на практике этот приём. Работа, которую вы будете выполнять, составляет одно из важнейших направлений деятельности учителя-практика и учителя-теоретика. В качестве материала самоконтроля выбрана тема «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему в рабочую тетрадь.

II. Определение алгоритма самоконтроля (подготовка к работе).

Учитель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, в какой последовательности осуществляется самоконтроль по изучаемой теме любого учебного предмета?

Ученики:

1.        Выбор объекта контроля.

2.        Определение круга понятий, характеризующих объект (явление).

3.        Типичные ситуации функционирования явления.

4.        Трудные вопросы в использовании этого явления.

5.        Выбор готовых тренировочных упражнений по теме или их создание.

Учитель: Правильно. Расшифруем каждый этап самоконтроля.

1-й ученик: Нам нужно проконтролировать усвоение наших знаний и умений по теме «Прямая речь», значит объект контроля – предложения с прямой речью.

Учитель: Верно. Что подразумевается под вторым этапом?

2-й ученик: Предложения с прямой речью состоят из двух частей: собственно прямая речь и слова автора. Слова автора отделяются от прямой речи разными знаками препинания: двоеточием, запятой и тире, вопросительным и восклицательным знаками, тире. Прямая речь всегда заключается в кавычки. Всё это те понятия, которыми мы пользуемся при описании предложений с прямой речью.

Учитель: Каковы же типичные ситуации функционирования прямой речи?

3-й ученик: Прямая речь в предложении может занимать разное положение: предшествовать словам автора, находится после них. Кроме того, слова автора могут оказаться внутри прямой речи.

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись при изучении предложений с прямой речью?

4-й ученик: Трудности возникают, когда мы применяем на практике правила расстановки знаков препинания при прямой речи. Например, можно запутаться в расстановке знаков препинания: поставить после прямой речи восклицательный знак, а не запятую, если нам кажется, что это восклицательное предложение. Или в предложениях с прямой речью, где её разрывают слова автора, сомневаемся, какой знак препинания нужно поставить после слов автора, запятую или точку. Всё это ведёт к пунктуационным ошибкам.

Учитель: Как вы предупреждаете появление пунктуационных ошибок?

5-й ученик: Чтобы не допускать пунктуационных ошибок, мы обычно выполняем тренировочные упражнения.

Учитель: Вы помните алгоритм самоконтроля, значит, наша работа будет продуктивной. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно составить тест на выделенные нами типичные случаи функционирования прямой речи. Для этого вы разделитесь на группы. 1-я группа составит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора; 3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи; 4-я группа – предложения без прямой речи. Вы составляете по 3 задания теста в форме Gooogle на диске почтового сервера gmail.com и отправляете свои упражнения мне на почту (salun1986@mail.com). На составление заданий у вас не более 10 минут. Удачи!

IV. Работа в группах.

Учитель сопровождает и контролирует работу каждой группы. В случае если ученики не укладываются во времени и корректирующие действия не помогают, даёт подсказку с указаниями нужных действий.

     

V. Презентация теста. Ссылка на тест http://u.to/0HdzAw

Учитель:  Время на составление теста истекло. Теперь я попрошу представителя от каждой группы задать один вопрос из вашего теста одноклассникам. Правильные ответы нужно обязательно прокомментировать и записать в тетрадь. Составителям нужно пояснить, какие ошибки могли быть допущены при ответе на вопрос.    

Сокращённый вариант коллективного теста «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Какой знак препинания пропущен в предложении? "Лесть и трусость – самые большие пороки" – громко промолвила Ася.
  1. восклицательный знак;
  2. многоточие;
  3. точка;
  4. запятая.
  1. В каком предложении прямая речь стоит после слов автора? Знаки препинания не расставлены.
  1. Который час спросил прохожий
  2. Внимание вдруг раздался голос из динамиков
  3. А где мой товарищ промолвил Олег скажите где конь мой ретивый
  4. Фотограф пошутил сейчас вылетит птичка
  1. Какое предложение соответствует схеме ["П! - а. - П"]? Знаки препинания расставлены частично.
  1. На мою братскую любовь воскликнул великодушно Гарольд и на доброе графство Нортумберлендское в придачу
  2. Семь футов английской земли отвечал Гарольд, пылая гневом а если правда, что этот Хардрад такого богатырского роста, мы можем прибавить ещё двенадцать дюймов
  3. Поведай, государь сказал посланец на какие условия может надеяться брат твой Тости, если сложит оружие и будет просить у тебя мира
  4. А если Тости примет такие условия продолжал посланец какие земельные угодья даруешь ты его верному союзнику Хардраду, королю норвежскому
  1. Найдите предложение, в котором нет прямой речи. Знаки препинания не расставлены.
  1. Извините говорит меня поручик
  2. Вот это приключение воскликнул Том об этом я и не мечтал
  3. Что это за дерево спрашивает
  4. Берёзка должно быть говорит

Учащиеся отвечают на вопросы теста, записывая в тетрадь правильные ответы, объясняя расстановку знаков препинания в предложениях с помощью схем.

Комментарии правильных ответов.

Ученики: В 1-ом вопросе правильный 4 ответ – запятая, так как прямая речь – предложение повествовательное, на что указывает слово «промолвила» в словах автора. Схема предложения - [«П», - а].

Представитель 1-й группы: В этом предложении можно допустить ошибку, обратив внимание на слово «громко», можно решить, что прямая речь – предложение восклицательное, и поставить восклицательный знак.

Ученики: Во 2-ом вопросе правильный ответ 4 (Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка»), так как в словах автора есть слово «пошутил», которое вводит в предложение прямую речь. Схема предложения – [А: «П»].

Представитель 2-й группы: В этом задании можно допустить ошибку, выбрав 3-й вариант ответа («А где мой товарищ, - промолвил Олег, – скажите, где конь мой ретивый?»). В этом предложении слова автора находятся внутри прямой речи. Прямую речь вводит слово «промолвил».

Ученики: В 3-ем вопросе правильный ответ 2 («Семь футов английской земли! – отвечал Гарольд, пылая гневом. - А если правда, что этот Хардрад такого богатырского роста, мы можем прибавить ещё двенадцать дюймов»). После первой части прямой речи ставится восклицательный знак, так как это восклицательное предложение, на что указывает деепричастный оборот «пылая гневом», вносящий эмоциональную окраску. После слов автора ставится точка, так как они стоят на границе самостоятельных предложений, поэтому вторая часть прямой речи пишется с заглавной буквы. Схема предложения – [«П! – а. – П»].

Представитель 3-й группы: Чаще всего мы допускаем ошибки, когда не можем понять, что разделяет слова автора, одно предложение или два самостоятельных.

Ученики: В 4-ом вопросе верный ответ 1 (Извините, говорит, меня поручик). Слово «говорит» в этом предложении является вводным.

Представитель 4-й группы: Обычно вводные слова и вводные предложения, похожие на слова автора (говорит, я думаю, я надеюсь и прочие) находятся в середине предложения.

V. Обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня вы выступили в роли учеников и учителей, когда попытались разработать тестовые вопросы как педагог-теоретик и как педагог-практик проконтролировать усвоение не только своих знаний и умений по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью», но и ваших одноклассников. Насколько трудной оказалась для вас эта работа?

Ученики (вопрос открытый).


Технологическая карта урока

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные, личностные).

2

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: «Вы знаете о том, что ваши успехи в учёбе обычно связывают с вашими способностями. На самом же деле способности определяют лишь меньшую часть успеха, большую же его часть определяет ваше умение правильно организовать свой труд. Люди, организующие свою работу, владеют специальными приёмами, один из которых – самоконтроль. В учёбе это контроль усвоения знаний по какой-либо области. Сегодня вам предстоит применить этот приём при рассмотрении темы «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему в рабочую тетрадь».

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящей работы.

Осознание осваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные).

3

Целеполагание

Метод самоопределения в целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися).

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы

Определяют, что предстоит:

  • запомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме;
  • уметь осуществлять самоконтроль по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» путём составления тренировочных упражнений (тестов).

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

4

Повторение опорных знаний

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме любого учебного предмета

Даёт задание:

- рассмотреть лежащие на столах учащихся листочки с предложениями на прямую речь (содержащие возможные случаи её употребления);

- установить имеющиеся закономерности проявления сходства и различия в употреблении прямой речи.

Описывают последовательность действий при самоконтроле и объясняют особенности их выполняемые на выделенных этапах

Определяют типичные случаи (типологию) возникновения трудностей употребления  прямой речи.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные) 

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные, регулятивные).

5

Углубление и обобщение имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме

Проектный метод

Сопровождает и контролирует работу каждой группы.

При возникновении у  учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени,

даёт подсказку с указанием нужных действий.

Объединяются  в 4 группы. Составляют в течение 10 минут по 3 тестовых задания на типичные случаи функционирования прямой речи, используя форму Gooogle на диске почтового сервера gmail.com. 1-я группа готовит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора;

3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи;

4-я группа предложения без прямой речи.

 Отправляют готовые тестовые  задания на электронную почту учителя (salun1986@mail.com)

Осознание опыта работы в группе, как ценности. 

(личностные)

Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и  способов преодоления возможных пунктуационных ошибок при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью

(регулятивные).

Оценивание ситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

6

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Проблемно-дискуссионный

(учащиеся формулируют выделенный ими тип трудности употребления прямой речи и защищают свою версию тестового задания и способа его выполнения)

Предлагает командам:

- выбрать докладчика и в рамках полученного задания

- изложить содержание своего теста,

- защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса.

Защищают свою версию выделенного ими типа трудности употребления прямой речи, содержания тестового задания и способа его выполнения.

Публичное выступление с презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные).

Самоконтроль в форме распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью

(регулятивные).

7

Завершающий контроль

Взаимоконтроль

Контролирует ход и время презентации каждого учебного продукта – тестов учащихся, задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения.

Представитель из каждой группы предлагает одноклассникам ответить на 1 вопрос из составленного ими теста. Учащиеся отвечают на вопросы теста, записывая в тетрадь правильные ответы, объясняют расстановку знаков препинания в предложениях с помощью схем. Составители теста комментируют свои задания, указывая на возможные ошибки при его выполнении.

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные,

регулятивные)

8

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе составления тестов

Отвечают на вопросы учителя

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные,

регулятивные)

Пояснение на http://www.zavuch.info/

На данном уроке ученики 8 класса, используя Google форму, создают тесты по изучаемой теме. У школьников есть возможность работать при выполнении задания на разных электронных средствах: на ноутбуке, планшете, мобильном телефоне. Готовые тесты посылаются на электронный адрес учителя и выводятся на интерактивную доску. У каждого учащего есть возможность ознакомится с материалами одноклассников как через интерактивную доску, так и через свои электронные устройства. В течение занятия ученики обмениваются разработками друг с другом и учителем, обсуждая выбор тестовых вопросов, отмечая трудности употребления знаков препинания при прямой речи и вероятные пунктуационные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок диагностирующего контроля по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Цели урока: повторить и обобщить сведения о прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...