рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- надпредметных программ « Формирование ИКТ-компетентности» и «Речевая культура»;
Рабочая программа составлена с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_7_kl._4_chasa.docx | 81.77 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7Б класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Образовательной программы МБОУ СОШ №13; надпредметных программ « Формирование ИКТ-компетентности» и «Речевая культура»;
- Положения МБОУ СОШ № 13 о рабочих программах.
Рабочая программа составлена с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
- формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Компетенции языкового образования
Компетенции языкового образования | Содержание образования | Содержание деятельности учащихся |
Коммуникативная | Виды речевой деятельности Основы культуры речи Использование языка в различных сферах и ситуациях общения | Определение цели коммуникации Оценивание речевой ситуации Учёт намерений и способов коммуникации Выбор адекватных стратегий коммуникации Готовность к изменению собственного речевого поведения |
Языковая | Нормы современного русского литературного языка Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся | Владение навыками грамотного употребления языковых единиц Владение навыками правописания Умение работать со словарями |
Лингвистическая (языковедческая) | Общие сведения о языке Язык как знаковая система и общественное явление Развитие и функционирование языка. Способы и приемы лингвистического анализа | Способность к анализу языковых единиц Способность к оценке языковых явлений и фактов Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач |
Культуроведческая | Русский язык как форма выражения национальной культуры Национально-культурная специфика русского языка Взаимосвязь языка и культуры | Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения Понимание значения слов с национально-культурным компонентом |
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение русского языка в 7 классе отводится 140 часов, что составляет 4 часа в неделю (авторская программа рассчитана на 170ч). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов. Изменения внесены в следующие разделы:
Раздел | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе |
Повторение пройденного в 5-6классах | 12ч+2ч | 6 ч + 2 ч |
Причастие | 25ч+6ч | 22 ч + 6 ч |
Деепричастие | 10ч+2ч | 8ч+2ч |
Наречие | 28ч+6ч | 22 ч + 5 ч |
Категория состояния | 4ч+2ч | 2 ч+2ч |
Предлог | 11ч+2ч | 9 ч + 2 ч |
Союз | 16ч+2ч | 13 ч + 2 ч |
Частица | 18ч+4ч | 14 ч + 4 ч |
Междометие. Звукоподражательные слова | 4ч | 3 ч |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 12ч+2ч | 11 ч + 2 ч |
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
- достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
- взаимодействие в процессе речевого общения;
- овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- овладение общими сведениями о языке;
- усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
- освоение базовых понятий лингвистики;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
- овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
- В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
5. Содержание программы учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (6 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (22 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (8 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (22 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о, я, е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2 ч+2ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (9 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (13 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (14 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (11 ч + 1 ч)
Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество | |||
диктантов | тестов | сочинений | изложений | |||
1 | Повторение пройденного в 5-6классах | 6 ч + 3 ч | 1 | 1 | ||
2 | Причастие | 22 ч + 6 ч | 1 | 9 | 1 | 1 |
3 | Деепричастие | 8ч + 2ч | 1 | 4 | 2 | |
4 | Наречие | 22 ч + 6 ч | 1 | 10 | 2 | 1 |
5 | Категория состояния | 2 ч + 2ч | 1 | 1 | ||
6 | Предлог | 9 ч + 2 ч | 1 | 3 | 1 | 2 |
7 | Союз | 13 ч + 2 ч | 1 | 7 | 4 | |
8 | Частица | 14 ч + 4 ч | 1 | 6 | 3 | 1 |
9 | Междометие. Звукоподражательные слова | 3 ч | 1 | |||
10 | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 11 ч + 3 ч | 1 | 6 | 3 | 1 |
Итого: | ||||||
1 полугодие | 51 13 | 4 | 21 | 6 | 2 | |
2 полугодие | 59 17 | 4 | 26 | 12 | 4 | |
год | 110 30 | 8 | 47 | 18 | 6 |
6. Календарно-тематическое планирование
(140 часов в год, 4 часа в неделю).
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения | Основные вопросы. | Основные виды учебной деятельности | Примечания. | |
план | факт | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | История развития русского языка. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. | Составлять план текста. Отвечать на вопросы. Анализировать и комментировать материал учебника по теме. Составлять тезисный план учебной статьи Давать развернутый монологический ответ на вопрос Производить разные виды разбора | . | ||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация. | 6+3 1 | Повторение разделов русского языка. Основные синтаксические понятия. Порядок синтаксического разбора предложения. | Расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила Выполнять диагностическую тестовую работу. | |||
3 | Лексика и фразеология. | 1 | Основные единицы лексики и фразеологии. | Разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении Выполнять тестовые задания в формате ГИА | . | ||
4 | Фонетика и орфография. | 1 | Фонетический разбор слов. Орфограммы-буквы: гласные, согласные, ъ и ь. | Производить фонетический разбор слов Определять и анализировать фонетические процессы в слове. Выполнять практические упражнения, работая в микрогруппах. соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи Составлять опорные схемы и таблицы по орфографии | |||
5 | Словообразование и орфография. | 1 | Морфемный и словообразовательный разбор. Значимые части слова. Способ образования слова. Орфограммы: о-ё после шипящих; н и нн в суффиксах прилагательных. | Производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова Выполнять индивидуальные задания с последующей само- и взаимопроверкой Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста, комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо) | |||
6 | Морфология и орфография. | 1 | Морфологические признаки частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное. | Работать с деформированным текстом Выполнять морфологический разбор частей речи создавать мультимедийную презентацию, выполняя групповую работу Работать по карточкам, писать предупредительный диктант | . | ||
7 | Контрольный диктант. | 1 | Писать текст под диктовку | ||||
8 | Рр. Текст. Стили речи. | 1 | Понятие текста. Признаки текста. Средства связи предложений в тексте. Стили речи. | Делить текст на абзацы, определять микро и макро-тему текста Определять стилевую принадлежность текста. Работать с текстами разных стилей Находить различия в разностилевых текстах Создавать памятки, таблицы, подсказки по стилям речи Анализировать и создавать, работая в микрогруппах, тексты публицистического стиля Публицистический стиль речи. | |||
9 | Рр. Публицистический стиль речи. | 1 | Жанры публицистического стиля речи. Языковые особенности публицистического стиля речи. | ||||
10 | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. Причастие как часть речи. | 22+6 1 | Грамматические признаки причастия. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия. | Повторять пройденное о глаголе в ходе выполнения практических заданий, работая в парах, микро-группах и индивидуально Находить причастия в предложении Различать причастия и имена прилагательные, работая с тренажером Самостоятельно работать с текстом. Выполнять практические задания различного х-ра ( выборочный диктант, комментированное письмо, объяснительный диктант) Составлять кластеры, схемы, презентации по теме Разрабатывать карточки для проведения проверочных работ в микро-группах и индивидуально Правильно склонять причастия, писать гласные в окончаниях причастий и прилагательных. Устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота. выразительно читать предложения с причастными оборотами, строить предложения синонимических конструкций, выделять причастные обороты запятыми. | |||
11 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Склонение причастий. Условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных. | ||||
12 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Одиночное причастие и причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Выделение запятыми причастного оборота. | ||||
13 | Рр. Описание внешности человека. | 1 | Композиция описания внешности человека. | Описывать внешность знакомого, по личным впечатлениям, по фотографии. | |||
14 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Действительные и страдательные причастия. | Самостоятельно работать с учебником, составляя таблицы, схемы, кластеры, выполнять задания опережающего характера, подбирать дидактический материал из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы Различать действительные и страдательные причастия по смыслу, правильно употреблять причастия, выполняя практические упражнения занимательного характера (игра «Найди ошибку» и «Перевёртыши»), работая с деформированными текстами Различать полные и краткие страдательные причастия и прилагательные, проводя сравнительный анализ текстов | |||
15 | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 | Краткие страдательные причастия, синтаксическая роль в предложении. | ||||
16-17 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени. | Образовывать действительные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и правильно писать её. Образовывать и писать действительные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами. | |||
18 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Образование действительных причастий прошедшего времени. Написание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. | ||||
19 | Рр. Устное изложение. | 1 | Описание внешности человека, портрет, автопортрет | Самостоятельно работать с учебником (упр.100) по составлению изложения исходного текста с описанием внешности человека. Работать в группах по составлению памятки-инструкции для описания внешности человека Составлять связный текст с элементами описания внешности Подбирать литературный материал по теме | |||
20-21 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | Образование и написание страдательных причастий настоящего времени. | Образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» и правильно писать её. Образовывать и писать страдательные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами. | |||
22 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Правописание гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме. Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста, комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо), производить комплексный анализ текста. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, аукцион знаний, «Карточка для соседа», «Аквариум» и др.) Создавать м/м презентации и работать с ними Сравнивать и различать причастия и отглагольные прилагательные для выбора орфограммы в них | |||
23 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Условия выбора гласной перед Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | ||||
24-25 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 2 | Условия выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | . | |||
26-27 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | 2 | Различие в написании кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | ||||
28 | Рр. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя). | 1 | Слушать текст, составлять план, определять микро-темы текста; писать выборочное изложение, пользуясь памяткой и без неё | ||||
29 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Морфологические признаки причастия. | Выполнять комплексный анализ текста, находить в тексте причастия и производить их морфологический разбор | |||
30-31 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | Правила написания не с причастиями. | Производить синтаксический разбор предложения; составлять в проблемном диалоге обобщающую таблицу; выполнять комментируемое письмо, диктант «Проверь себя». | |||
32 | Контрольный диктант. | 1 | Писать текст под диктовку | ||||
33-34 | Рр. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы». | 2 | Упр. 145, 146. | Самостоятельно работать с учебником (упр.145, 146) по составлению памятки и подбору материала для написания сочинения по личным наблюдениям | |||
35 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Условия выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме. Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста, комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо). | |||
36 | Повторение. | 1 | Контрольные вопросы и задания. | ||||
37 | Рр. Виды публичных общественно-политических выступлений. | 1 | Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. | Разрабатывать рекомендации, памятки, инструкции для подготовки публичного выступления Подбирать и систематизировать материал Выступать перед аудиторией с подготовленным докладом или сообщением на общественно-политическую тему | |||
38-39 | Деепричастие. Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями. | 8+2 2 | Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Правило написания не с деепричастием. Деепричастный оборот. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающее задание Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме Разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот и выделять его запятыми. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера Производить синтаксический и орфографический анализ текста Различать деепричастие и личные формы глагола и причастий, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями, выделять знаками препинания деепричастный оборот. | |||
40-41 | Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. | 2 | Деепричастие. Знаки препинания при деепричастном обороте. | ||||
42 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласная перед –в, -вши. | ||||
43 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | Морфологический разбор деепричастий. | Производить морфологический разбор деепричастия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах | . | ||
44-45 | Рр. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц. | 2 | Сочинение-повествование с грамматическим заданием: употребление деепричастий в речи. | формировать лексический словарь по теме «Сюжетное полотно»» Собирать материал по теме урока, составлять план работы, формировать «Мудрый словарик» по теме; знакомиться с жанровым своеобразием сочинений; Писать сочинение по картине, пользуясь собранным материалом | Сочинение. | ||
46 | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. | 1 | Деепричастие, деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. | Выполнять творческие работы индивидуального и группового характера (мини-проекты с использованием ИКТ) Производить комплексный анализ текста. Сдать зачет по теме (защита мини-проекта) | |||
47 | Диктант. | 1 | Слушать и писать текст под диктовку (аудио-запись) | ||||
48 | Наречие. Наречие как часть речи. | 22+6 1 | Общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки и синтаксическая роль наречий. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме Находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении Определять смысловую группу наречий Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо -диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие») Производить синтаксический и орфографический анализ текста Производить морфологический разбор наречия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах | |||
49-50 | Смысловые группы наречий. | 2 | Значения, выраженные наречиями. Употребление наречий для более точного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте. | ||||
51 | Рр. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | Писать сочинение в форме дневниковых записей. | ||||
52 | Степени сравнения наречий. | 1 | Способы образования сравнительной и превосходной степени наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени в предложении. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо -диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие») Образовывать степени сравнения наречий и правильно использовать их в речи. Производить синтаксический и орфографический анализ текста. | |||
53 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Грамматические признаки наречия. | ||||
54-55 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е. | . | |||
56-57 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | Условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-. | ||||
58-59 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 2 | Условия выбора одной и двух букв н в наречиях на –о и –е. | ||||
60 | Контрольный диктант. | 1 | Слушать и писать текст под диктовку | ||||
61 | Рр. Описание действия. | 1 | Знакомиться с памяткой для работы с текстами, включающими описание трудового процесса Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план. Составлять устное сочинение с описанием трудового процесса. | . | |||
62 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Условия выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий. | Определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо -диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие») | |||
63 | Рр. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | Особенности жанра публицистического стиля – репортаж или интервью. Их языковые особенности, композиция. | Умение создавать репортаж или интервью по личным впечатлениям. с описанием действий | |||
64 | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 1 | Условия выбора гласных о или а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо -диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста Слушать текст, составлять план, определять микро-темы Писать подробное изложение с элементами сочинения | |||
65 | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 1 | Условия выбора гласных о или а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | ||||
66-67 | Кр. Подробное изложение с элементами сочинения. | 2 | Описание действий. | ||||
68-69 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. | ||||
70 | Рр. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья». | 1 | Описание действий. | Создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины или от своего имени | |||
71-72 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Основные случаи слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Составлять схемы, таблицы, кластеры, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем Решать орфографические и пунктуационные задачи, находя в текстах наречия, ПО и ДПО Выполнять индивидуальные задания с опорой и без опоры на таблицу. Редактировать тексты. Конструировать предложения и тексты с использованием наречий, определять их синтаксическую роль и комментировать написание Работать с деформированными текстами, аргументировать свой выбор, сделанный в ходе проблемной дискуссии в группе | |||
73 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Условие выбора мягкого знака после шипящих на конце наречий. | ||||
74 | Повторение темы «Наречие». | 1 | Выполнить промежуточный тест в формате ГИА | ||||
75 | Контрольный диктант. | 1 | Слушать и писать текст под диктовку | ||||
76 | Категория состояния. Категория состояния как часть речи. | 2+2 1 | Категория состояния как часть речи. Группы по значению. Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении. | Находить слова категории состояния в тексте, определять, к каким группам по значению они относятся, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении | . | ||
77 | Рр. Сжатое или выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»). | 1 | Слушать текст, составлять план, определять микро-темы текста; писать сжатое изложение, пользуясь памяткой и без неё | ||||
78 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Сравнение наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния. | Различать наречия, краткие прилагательные, слова состояния, проводить морфологический разбор слов категории состояния. Анализировать тексты, подобранные обучающимися | |||
79 | Рр. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план. Подготовить устное сочинение по самостоятельно выбранной тем | ||||
80 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Общие признаки служебных частей речи. Отличительные признаки предлогов, союзов и частиц. | Составлять схемы, таблицы, кластеры, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем, а также с опорой на личный опыт обучающихся Отвечать на вопросы и формулировать их самостоятельно |
| ||
81 | Предлог. Служебные части речи. Предлог как часть речи. | 9+2 1 | Предлог как служебная часть речи. Роль предлога в словосочетаниях и предложениях. Предлог как способ выражения различных смысловых отношений. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме, работа в группе, в паре или индивидуально Отличать предлог от омонимичных приставок, определять роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. Правильно употреблять предлоги в письменной и устной речи в разных речевых ситуациях Отличать производные предлоги от омонимичных частей речи Производить морфологический разбор предлогов. Подбирать дидактический материал по изучаемой теме из художественной литературы Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста) | |||
82 | Употребление предлогов. | 1 | Многозначность предлогов. | ||||
83 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Непроизводные и производные предлоги. | ||||
84 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлога. | ||||
85-86 | Рр. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине. | 2 | Интервью, репортаж | Писать репортаж на основе увиденного на картине (упр.307) | |||
87-89 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 3 | Условия слитного и раздельного написания производных предлогов. | Выполнять творческое списывание. Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений. Давать аргументированный ответ на вопрос при работе в группах сменного состава Разграничивать и правильно писать производные предлоги и омонимичные части речи. | |||
90 | Предлог. Повторение. | 1 | Выполнить тестовую работу по теме | ||||
91 | Урок-зачёт по теме «Предлог». | 1 | Сдать зачёт | ||||
92 | Союз. Союз как часть речи. | 13+2 1 | Союз как часть речи. Роль союза в предложении и тексте. | Осмысленно читать материал учебника, самостоятельно находить дополнительную информацию по теме; выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Определять роль союзов, ставить знаки препинания при них. Сочинительные и подчинительные союзы. | Уметь определять разряд союзов, ставить знаки препинания при союзах. | ||
93 | Союзы простые и составные. | 1 | Союзы простые и составные. | ||||
94-95 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 2 | Союзы сочинительные и подчинительные. Назначение сочинительных и подчинительных союзов. | ||||
96 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | Группы подчинительных союзов. Назначение подчинительных союзов. Морфологический разбор союзов. | Отличать подчинительные союзы, делать морфологический разбор союзов, ставить запятые в сложном предложении с подчинительными союзами. Выполнять творческое списывание. Работать с перфокартами Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений. Выполнять графический, выборочный, распределительный диктанты с последующей само и взаимопроверкой Производить сопоставительный анализ текстов для определения отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от наречий и местоимений с частицами то, же, бы. | |||
97 | Сочинительные союзы. | 1 | Группы сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Назначение сочинительных союзов | ||||
98-99 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | Условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы. | ||||
100 | Контрольный диктант | 1 | Слушать и писать текст под диктовку | ||||
101-102 | Рр. Сочинение-рассуждение. | 2 | Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план. Подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, строить текст-рассуждение (Упр. 342, 343.) | . | |||
103-104 | Резервные уроки. | 2 | |||||
105 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 1 | Составлять устное монологическое высказывание по теме Выполнить мини-проект по самостоятельно определенной теме и подготовиться к его защите | ||||
106 | Зачет по теме «Союз». | 1 | Защитить проект | ||||
107 | Частица. Понятие о частице. Формообразующие частицы. | 14+4 1 | Отличие частиц от знаменательных частей речи и других служебных частей речи. Роль частиц в предложении и образовании форм глагольных наклонений. Роль формообразующих частиц. | Отличать частицы от других неизменяемых частей речи, распознавать формообразующие частицы. | |||
108-109 | Рр. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | 2 | Особенности композиции типа «рассказ в рассказе». | Составить «рассказ в рассказе» по данному началу и концу. | |||
110 | Смысловые частицы. | 1 | Понятие о смысловых частицах. Различные значения частиц. | Определять грамматические признаки частиц Распознавать смысловые значения модальных частиц Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», мимический, графический), тренировочные и проверочные тесты | |||
111 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Дефисное написание частиц –то, -ка. | ||||
112 | Рр. Придумывание обрамлений к рассказу. | 1 | Обрамление к рассказу. | Придумывать обрамления к рассказу | |||
113 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Порядок разбора частиц как части речи. | ||||
114-115 | Отрицательные частицы. | 2 | Понятие об отрицательных частицах не и ни. | Определять смысловое значение частиц не и ни, писать не с разными частями речи, опираясь на личный опыт и материал учебника Сопоставлять, сравнивать тексты с частицами НЕ и НИ Составлять сравнительную таблицу написания частиц НЕ и НИ со словами Составлять кластеры, опоры, подсказки по изучаемой теме Различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку. | |||
116-117 | Различение не – ни. | 2 | Употребление и правописание не и ни. | ||||
118-119 | Приставка не- и частица не с различными частями речи. | 2 | Правила написания не с разными частями речи. | ||||
120 | Рр. Написание рассказа по данному сюжету. | 1 | Композиция и сюжет | Писать сочинение по заданному сюжету | |||
121-122 | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. | 2 | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. | Производить комплексный анализ текста | |||
123 | Повторение изученного о частицах. | 1 | Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микрогруппах | ||||
124 | Диктант. | 1 | Слушают в аудиозаписи диктант и записывают его | ||||
125 | Междометие. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Звукоподражательные слова. | 3 1 | Междометие как часть речи. Назначение в языке. Употребление междометий в роли других частей речи. | Осмысленно читать материал учебника, выделяя главное и второстепенное, самостоятельно находить дополнительную информацию по теме; выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Создавать мини-тексты с включением в них междометий учиться отличать междометия от других частей речи, знакомится с правилами дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. Выделять междометия знаками препинания, составлять диалог, включающий междометия. | |||
126-127 | Междометие и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них. | 2 | Выделение междометий знаками препинания. | ||||
128 | Повторение изученного в 5-7 классах. Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 11+3 1 | Разделы науки о языке. Стили речи. | Из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включать эти предложения в текст. Повторять разделы науки о языке Осуществлять комплексный анализ разностилевых текстов | |||
129-130 | Рр. Контрольное сочинение. | 2 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | Определять тему сочинения Собирать материал по теме, используя разные средства информации Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | |||
131 | Рр. Анализ сочинений. Работа над ошибками | 1 | Самостоятельно анализировать допущенные ошибки, находить причину ошибки и устранять её | ||||
132 | Фонетика. Графика. | 1 | Фонетика. Единицы фонетики. Графика. Фонетический разбор. | Производить фонетический разбор Выполнять практические задания по звуко-буквенному анализу слов Выполнять проверочный тест по теме | |||
133 | Контрольный диктант. | 1 | Слушать и писать текст под диктовку | ||||
134 | Лексика и фразеология. | 1 | Лексические единицы. Фразеологизмы. | Сопоставлять, анализировать тексты с точки зрения лексики Находить в текстах лексические средства выразительности Составлять словарные статьи Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микрогруппах, в парах, индивидуально, на компьютерных тренажёрах Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», мимический, графический), тренировочные и проверочные тесты | |||
135 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Части слова. Способы образования слова. | ||||
136 | Морфология. | 1 | Части речи. | ||||
137-138 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Синтаксические единицы. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | ||||
139-140 | Орфография и пунктуация. | 2 | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 7 классе. |
7. Рабочая программа сопровождается следующим программно-методическим обеспечением:
- Русский язык: 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 8-е изд. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2007.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 7 класс/ Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Литература для учителя
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001.
- Влодавская Е.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык.7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.
- Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 кл. – М.: Экзамен, 2008.
- Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем /Авт.-сост. Т.А.Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001.
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Литература для учащихся
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.
- Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. В 2-х частях. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2011.
- Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – Новосибирск: Сиб. университетское изд-во. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
8. Планируемые результаты.
Результаты | Ученик научится | Ученик получит возможность: |
Личностные | 1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 4) стремлению к речевому самосовершенствованию; 6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | 1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира 2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения; 3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния 4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике |
Метапредметные | 1. Аудирование и чтение: | 1.Сохранять и передавать информацию,, полученную в результате чтения; 2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; 5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; 6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
Предметные | 1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; 2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; 3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. 1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; 2.Находить и исправлять орфографические ошибки. 3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. 1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. По связной речи. 1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). 3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. | 1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц; |
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7Б и специфики данного классного коллектива. В классе обучаются 26 человек. Из них 15 девочек и 11 мальчиков. Класс полярный по уровню развития и учебных способностей. В коллективе есть дети со средним и выше среднего уровнем обучаемости (47% от общего числа), остальные имеют уровень ниже среднего и низкий (53%). Реализация программы осуществляется через применение современных педагогических технологий: развития критического мышления через чтение и письмо; личностно ориентированного обучения, дифференцированного, проблемного, ИКТ. Программа имеет большую практическую направленность. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, чему способствует использование таких типов уроков: урок-практикум, урок-игра, урок-исследование, урок-творческая лаборатория, урок открытых мыслей и др. Предполагается использование индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности обучающихся на уроке (в парах, группах постоянного и сменного состава, в четвёрках, в командах). Учтены также возрастные особенности обучающихся 7 класса, поэтому предлагаемые задания сочетают приемы активизации познавательной деятельности, развития мышления, повышения культуры речевого общения.
В рабочей программе акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с текстом.
1. Заполнение или составление схем, таблиц, опорного конспекта, кластера, плана
2. Выполнение творческого задания, результатом которого является новый текст или интерпретируется исходный : изложение (подробное и сжатое), сочинение по заданному началу, изложение исходного текста с элементами сочинения, изложение с продолжением, лирический этюд, лингвистическая сказка, электронная презентация, цитатный план
3. Вычленение лингвистической информации и оценка её истинности.
4. Выделение главной и второстепенной информации.
Основными формами текущего контроля, умений, навыков является использование различных форм диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений (выборочное, подробное), тестов, комплексного анализа текста. Зачеты по темам «Союз» и Предлог» будут проводиться в форме, близкой к форме проведения государственной итоговой аттестации в 9 классе. Такие формы контроля позволяют диагностировать уровень орфографической и пунктуационной грамотности и соответствуют возрастным психологическим особенностям обучающихся 7 класса. Продолжится работа по формированию навыков письменной речи на уроках развития речи, учащиеся познакомятся с публицистическим стилем речи, его языковыми особенностями и жанровой спецификой. Кроме того, предусмотрена работа по развитию умений составления устного монологического высказывания – публичного выступления.
При составлении рабочей программы было учтено, что общий уровень коммуникативных способностей и речеведческих навыков, орфографической и пунктуационной грамотности отдельных учащихся 7 Б класса недостаточно высок, поэтому им будут предлагаться индивидуальные устные и письменные задания, направленные на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, икт-компетентности. В то же время учащимся с высокими учебными возможностями будут предложены упражнения опережающего, развивающего, исследовательского характера. Для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся предусмотрены дифференцированные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс
Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса
Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс
Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...