Часть 2. Сочинение-рецензия.
статья по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Часть 2
Сочинение – рецензия
Некоторые компоненты сочинения-рецензии можно установить сразу.
- Представление произведения. Общая характеристика-оценка.
- Анализ содержания: тема и основная идея, сюжет, система образов (в том числе образ автора, рассказчика), роль заглавия и эпиграфа, особенности жанра.
- Анализ формы: композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов), особенности языка и стиля.
- Общая оценка произведения.
- Пожелания другим читателям (возможно, и автору).
Домашние рецензии показали, что язык учеников очень беден. Отработка речевых конструкций – тема второго урока. Можно предложить работу, представьте себе, что произведение опубликовано и доступно всем (заглавие не показывать).
Примерное клише критика сочинения-рецензии.
Об авторе.
Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован).
Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог )рассказчик, поэт), но и…
Его книги (рассказы, произведения) вызывают (чувства, мысли, поступки).
О сюжете.
Это рассказ о…
Сюжет построен так, что …
Центральной сюжетной линией стала…
В центре внимания автора…
О героях.
Герой рассказчик пытается объяснить…
Автор населил свои книги людьми (героями)…
Мир, в котором живут герои…
Главный герой есть…
Его герой…
О впечатлениях от произведения.
Первое впечатление…
На первый взгляд кажется, что…
Атмосфера рассказа…
Книга поражает (удивляет)…
О тематике и проблематике.
Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.
Заложена стержневая тема о…
Автор пишет о…
Много места уделено проблеме…
Проблематику можно было бы определить как…
Об авторской позиции.
Автор не определился (с чем?)
Писатель предпочел (что? чему?)
Он (автор) скрупулезно анализирует…
Автор приоткрывает…
Вывод неожиданный.
Интересно для нас предложение автора о…
Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)
Введение литературоведческой терминологии.
Учитывая стиль произведения…
Удачна композиция.
Автор предпочел обычному рассказу жанр…
Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.
Интересные речевые характеристики героев.
Критические замечания.
Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
Позволю с ним не согласиться.
Нельзя исключать (не учитывать) и…
В отличие от автора, я считаю, что…
Возможно, не все верно (правильно, безупречно)
Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)
К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Писатель упускает из виду (пренебрегает).
Типичные речевые конструкции позволят ученику выбрать подходящее слово, синтаксическую модель, облегчат конструирование текста и подтолкнут к самостоятельному творчеству. На этом этапе важны упражнения:
- Определить, какому структурному компоненту соответствуют группы речевых конструкций (то есть озаглавить их)
- Продолжить или составить их предложения с 5-6 речевыми конструкциями
- Составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции, на основе рецензируемой творческой работы
- Отредактировать свою рецензию.
После такой работы явно освоены конкретные навыки рецензирования: анализировать небольшой и незнакомый текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции. Примеры работ (8 класс).
Мне кажется, основная идея рассказа – «каждый век хорош», но надо ценить свое прошлое и дорожить им.
Это рассказ о человеке, который, всячески обманывая своего начальника, материально обогащался.
Сюжет разворачивается очень быстро, динамично, поэтому рассказ читается легко.
После того, как результаты над такими рецензиями, по мнению учителя, станут удовлетворительными, задания постепенно усложняем. Для первых опытов берем рассказы А. Грина. Они интересны, невелики по объему и просты для анализа. Можно взять рассказ А. Грина «Победитель». Или Солженицына «Крохотки». После анализа и редактирования работ (коллективная работа) интересно дать такое задание.
Аннотация.
Пример. Грин А. Голос и глаз. В этом рассказе, как и в других, поднимаются вечные проблемы любви, надежды, веры в лучшее, победы чувства над действительностью. Рассказ будет интересен широкому кругу читателей.
Отзыв.
Пример. Мне понравился рассказ А. С. Грина «Голос и глаз». Хотя сюжет очень простой, но нежность, с которой герои относятся друг к другу, поражает. В произведении есть моменты, когда начинаешь сомневаться, хорошо ли все кончится. Но в том, что Рабид не разлюбит Дези, увидев ее, я была уверена с самого начала. Ведь он человек с добрым сердцем, судящий о людях по душе, а не по внешности. Я не сказала бы, что это оригинальный рассказ, но вечные темы любви, вера в лучшее, победы чувства над действительностью, поднимающиеся в нем, не утратят актуальности никогда.
Рецензия.
Пример. В прочитанном мною рассказе «Голос и глаз» А.С. Грина говорится о слепом человеке Рабиде, лежащем в клинике после операции на глазах с надеждами на выздоровление, и медсестре Дези, ухаживающей за ним. Мне кажется, основная идея заключается в том, что чувство может и должно побеждать действительность. Сюжет развивается довольно быстро, динамично, нет ни затянутости, ни занудности. Главный герой, Рабид, очень добрый, чувствительный молодой человек, судящий о людях по их душам, а не по внешности. Дези, служащая в клинике, некрасивая, по ее мнению, одинокая, нежная девушка. Мир, в котором живут герои, как и люди в нем, наполнен добротой, отзывчивостью, надеждами, верой в лучшее. Но там есть чуть-чуть тревоги, сомнений, хотя хорошие чувства отодвигают их на второй план. Заглавие подобрано очень удачно и отражает основную идею, потому что, я считаю, голос сравнивается с чувством, а глаз – с действительностью. И именно такая последовательность слов свидетельствует о победе чувства. Композиция рассказа линейная. Я думаю, автор, описывая своих героев, использовал не столько словесное рисование, сколько психологический портрет. Это у него хорошо получилось. По моему мнению, рассказ будет интересен многим читателям, так как читается очень легко, а сюжет увлекательный.
Таким образом, учащиеся будет подготовлены к экзаменам.
План выборочной рецензии.
- Была ли удачной вступительная фраза?
- Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
- Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
- Были ли нарушения последовательности?
- Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?
- Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?
- Были ли приведены основные (основания) сравнения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура сочинения-рецензии.
Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....
Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)
Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...
Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"
Цели урока:- образовательные:проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;отработать приемы и способы стилистической правки текста.- воспитательные:форми...
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» для обучения написанию сочинений...
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»...
Сочинение-рецензия.
Часть 1....
Часть 3. Сочинение-рецензия.
Рецензирует Андрей Платонов....