Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Цели урока:
- образовательные:
- проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;
- отработать приемы и способы стилистической правки текста.
- воспитательные:
- формирование внимательного отношения к авторскому тексту и умения корректного исправления их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Выполнила: Власова С.А.
Тема урока: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных»
Задачи урока:
- Обучить способу действия при написании безударных окончаний имен существительных.
- Обнаруживать орфограммы.
- Определять, каким правилом регулируется написание.
- Применять правило.
- Осуществлять орфографический самоконтроль.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. (упр.207)
-Можно ли было слова, записанные в парах первыми, использовать как проверочные?
-Докажите.
-Все ли окончания вы смогли написать?
-Какие орфограммы встретились в словах домашнего задания?
-Где возможно, назовите проверочные слова.
3.Работа по теме урока.
а) Работа с пословицами.
-Прочитайте и объясните смысл пословиц.
Хлеб- батюшка, водица- матушка.
Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
На печи заседать - хлеба не видать.
-Напишите их, выделяя все орфограммы, в следующем порядке:
- Пословицы, в которых нет имен существительных 1-го склонения;
- Пословицы, в которых нет имен существительных 3-го склонения;
- Пословиц, в которых нет имен существительных 1 и 3-го склонений.
-Объясните все орфограммы.
Дети по « цепочке» зачитывают слово.
Голосом выделяют ударение.
Называют в слове по очереди каждую орфограмму.
Часть слова, в которой она находится.
Правило, которое регулирует написание данной орфограммы.
-В каком слове мы не смогли объяснить орфограмму?
Дети: Хочешь.
-Почему?
Дети: Мы не знаем, какое правило регулирует написание безударного гласного в окончаниях глаголов.
-Найдите в этих пословицах имена существительные, которые являются проверочными для имен существительных с безударным окончанием.
Дети: Печь, калач.
- Приведите примеры слов с безударным окончанием в формах косвенных падежей, для которых слово печь будет проверочным. Докажите свой ответ.
- Приведите примеры слов с безударным окончанием в формах косвенных падежей, для которых слово калач будет проверочным. Докажите свой ответ.
- На что вы опирались, подбирая слова?
Дети: Род, склонения.
- Какие вы еще знаете проверочные слова для этих склонений?
Дети: Для 2-го склонения - окно, слон, конь. Для 3-го – степь, любовь.
- Для каких слов мы не назвали проверочное?
Дети: Для слов 1-го склонения.
-Какие имена существительные в этом случае могут быть проверочными?
Дети: Лиса, река, стена.
б) Работа с упражнением 210
-Вспомните строки из произведения К.И.Чуковского.
-Допишите 5 глаголов.
Дети: Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.
- Какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов?
- В какой части слов находятся «окошки» у имен существительных?
Дети: В окончании
-Как проверить окончание у имен существительных?
Дети: Проговаривают алгоритм:
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму и определи его склонение;
- Подставь на месте проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме;
- Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.
- Найдите слова, в которых окончание можно вписать сразу. Объясните, почему там нет орфографии.
Дети: В реке, в ручейке, т. к. окончания в этих словах ударные.
- Можно ли эти слова использовать как проверочные? Для каких слов?
Дети: Да. Река - для 1-го скл., ручеек – для 2-го скл.
Заполняется таблица на стр.53 в рабочей тетради.
- Определите род и склонение у остальных слов, используя как проверочное слово в реке.
_ В каких словах вы не можете определить окончание?
Дети: В ванне, в бане.
- Используйте как проверочное слово в ручейке.
- В какие слова вы вставите окончания?
Дети: В ушате, в корыте, в океане.
-Какое слово осталось с «окошком»?
Дети: В лохан..
- К какому склонению оно относится?
Дети: 3-е склон.
-Впишите его в таблицу, обозначьте род. Склонение.
- Какое слово в этом случае является проверочным?
Дети: печь, степь, любовь.
-Впишите его в колонку таблицы в форме предложного падежа в отдельное окошко.
-Какое окончание вы запишите в слове в лохан.?
- Для того чтобы быстрее ориентироваться в словах- подсказках, я предлагаю вам запомнить три:
1-е скл. - рука
2-е скл.- плечо
3-е скл. - грудь
-Покажите соответствующие части вашего тела. Оказывается, слова-подсказки у вас всегда «при себе».
в) Упражнение 214
Работа в парах по заданию учебника.
- Какие орфографические задачи вы решали в глаголах?
Дети: Правописание безударных гласных в корне слов, сочетаний «ться» и «тся»
-Что объединяет все имена существительные?
Дети: Они все с безударным окончанием и являются словарными словами.
- Какие окончания вы вставили? Почему?
Физминутка.
г) Упражнение 215
Работа по заданию тетради-задачника выполняется с комментированием.
д) Упражнение 216
- Вставьте пропущенные окончания в словах.
- Слова с пропущенными окончаниями относятся к одному склонению?
Дети: Да, 1-е скл.
- Окончания у вас получились одинаковые?
Дети: Нет.
Почему нет?
Дети: Слова стоят в разной форме (падеж)
4. Самостоятельная работа (по карточкам).
- Допишите окончания.
I вариант | без дорог. - по дорог. от подруг. – к подруг. по причин. непогоды из книг. по грамматик. к речк. - от речк. около лужайк. - по лужайк. |
II вариант | возле речк. – по речк. по просьб. бабушк. от деревн. – к деревн. к дедушк. – от дедушк. по тропинк. – без тропинк. из передач. по музык. |
5.Письмо под диктовку.
- Сейчас я вам буду диктовать слова и словосочетания, которые вы будете записывать в свою тетрадь. Мы повторим написание изученных орфограмм, закрепим новое правило, которое применяется для написания безударных окончаний имен существительных.
Старайтесь писать правильно. Это как?
Дети: Не допуская описок и ошибок.
-А что нужно делать, чтобы не было описок и ошибок?
Дети: Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. Диктовать слово «про себя». А чтобы писать без ошибок, нужно обнаруживать орфограммы, определять, каким правилом регулировать написание, применять это правило. Затем нужно поработать корректором.
Учитель диктует :
Воробьи, в цирке, хохотушка, сначала, подъезд, пальцы, около полянки, подушка, о ключике, гостья.
- Давайте напомним, как нужно работать корректором.
Дети: 1.Читай по слогам – нет ли описок.
2.Снова находи все орфограммы.
3.Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
4.Есть - исправляй; сомневаешься - над буквой ставь?
- Поработайте корректором.
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями.
- Возьмите простой карандаш. Вы будете в роли учителя.
Учитель читает, а дети проверяют друг друга, а затем оценивают работу товарища.
6.Итог урока.
-Над каким правилом орфографии мы работали?
-Какими словами- подсказками вы сегодня пользовались?
- Какими словами вы в дальнейшем будете пользоваться?
МОУ «Курсаковская общеобразовательная средняя школа
Урок
по русскому языку.
4 класс
Тема: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных»
Учитель: Власова С.А.
2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура сочинения-рецензии.
Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....
Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)
Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» для обучения написанию сочинений...
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»...
Сочинение-рецензия.
Часть 1....
Часть 2. Сочинение-рецензия.
План рецензии, работа....
Часть 3. Сочинение-рецензия.
Рецензирует Андрей Платонов....