Структура сочинения-рецензии.
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Четвернина Наталья Ильинична

Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Структура сочинения-рецензии.14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структура сочинения — рецензии.

Часть I 
1. Тема. 

Схема формулировки темы:

слова — подсказки + ключевые слова

Слова — подсказки: о роли, о значении, о влиянии,

об отношении

2. Проблема (комментарий). 

a) Для комментария выбрать только одну проблему из текста.

b) Проблему определять только в рамках определённой, обозначенной темы.

c) Проблему обязательно подтверждать цитатами из текста.

3. Позиция автора по проблеме, выбранной для комментария. 

a) Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти аргументы.

b) Позицию автора нельзя выражать словами, характеризующими тип речи:
рассуждает, размышляет (тип речи — рассуждение)
повествует, рассказывает (тип речи — повествование)
описывает, показывает (тип речи — описание)

с) Позиция автора считается не сформулированной

без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

ОБЯЗАТЕЛЬНО УПОТРЕБЛЯЙ  УКАЗАННЫЕ СЛОВА! 

d) Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами.

Часть II

1. Формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме.

Фразы, используемые для выражения согласия

  1. Нелья не согласиться с позицией автора, утверждающего, что... (убеждённого в том, что...и т. д.)
    несогласия
  2. Трудно согласиться с автором, призывающим к тому, чтобы...(сожалеющим о том, что...и т. д.)
    частичного согласия
  3. Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я согласен с автором, считающего, что... С другой стороны, мне трудно понять автора, иронизирующего по поводу... и т. д.

Примечание:

Можно использовать двусложную формулировку по следующей схеме:

 

Автор, рассуждая (о ком — то, о чём — то), убеждает читателя в том, что...

Автор, рассказывая (о ком — то, о чём — то), выражает сомнение в том, что...

Автор, описывая (кого — то, что — то), иронизирует над...

2. Аргументы

 Аргументов должно быть 2 (два) !!!

При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему:
Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)?
О чём читал (услышал, узнал и т. д.)?
Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)

  Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...

Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"

Цели урока:- образовательные:проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;отработать приемы и способы стилистической правки текста.- воспитательные:форми...

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» для обучения написанию сочинений...

Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»

Подготовка к написанию сочинения-рецензии  в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»...

Часть 2. Сочинение-рецензия.

План рецензии, работа....

Часть 3. Сочинение-рецензия.

Рецензирует Андрей Платонов....