Часть 3. Сочинение-рецензия.
статья по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Часть III
Рецензия
Рецензирует Андрей Платонов
Жанр рецензии не молод, часто встречается в нашей жизни. Рецензированию подлежат научные и технические проекты, рукописи учебников и монографий, курсовые работы студентов и докторские диссертации. Пишут рецензии и на новинки художественной литературы. «Сдвоенная рецензия» Платонова. Необходимо познакомить учащихся с этой рецензией и попросить их ответить на вопросы в конце рецензии.
Рассказ В. Бокова и В. Осеевой – молодых писателей занимает примерно два листа в журнале. Рассказ Бокова «Дорога» изображает колхозную украинскую семью. Дети в семье выросли, стали интеллигентами и жили уже в столице или больших городах страны, вне родного дома. А дома в колхозе жили только мать с отцом, стареющие, но еще далекие от дряхлости и счастливые сугубым счастьем – и своими образованными детьми, выходящими на большую дорогу жизни, и собственной покойной обеспеченной судьбой в колхозе. И каждое лето все дети, где бы они ни были, в одно время приезжали в старый дом отца и матери. Это доставляло высшее счастье матери; это обыкновенное общение выросших людей с местом своего детства воспитало в самих бывших детях сознание своего благородного жизненного призвания. Дуся, студентка химического института, вышла на утренней заре в родное детское поле и увидела его заново. Однако сила и прелесть рассказа В. Бокова не может быть доказана цитатами из рассказа, потому что у В. Бокова свой способ изложения темы. Этот способ заключается в том, что Боков уже сейчас обладает столь острым литературным тактом, который не позволяет ему прибегать к украшенной или афористической фразе, имеющей самодовлеющую ценность – вне общего смысла и текста рассказа. Но этим признаком не исчерпывается все литературное своеобразие В. Бокова, поскольку его можно обнаружить в рассказе. У автора есть еще то, что можно назвать творческим отношением к русскому языку, то есть способность преодолевать шаблон речи, способность совершенствовать и оживлять язык, но в таких его органических пределах, приемлемых для читателя. Например Боков пишет: «брат во многом имел свое понятие». Но главное отличие рассказа «Дорога» - в поэтическом напряжении, в кратком, почти мгновенном изображении юных, только что вступающих в жизнь и постигающих мир людей и их матери, сберегшей свою человеческую чистоту до старости лет. Вот девушка Дуся: «Дуся вспомнила, как в раннем детстве встречала она своего отца, приезжавшего с поля, снимала с него торбочку, в которой он брал завтрак, убегала в сад, забивалась в вишенник, брала оставшиеся корочки хлеба и ела их, и это было самое любимое лакомство девочки. Уснули дети далеко за полночь. Тогда мать встала, прошлась по двору, поправила на каждом из спящих съехавшие одеяла или одежду и ушла опять в сенцы и заснула последняя». Автор в этом небольшом произведении работает как поэт в прозе, обладающий чистым и глубоким воодушевлением. В дальнейшем – при работе над другими произведениями – он поймет, что быть поэтом в прозе для прозаика еще мало: на одной поэтической мелодии, как на одной музыкальной фразе, хотя бы и очень вдохновенной, большого произведения создать нельзя; кроме описания глубоких, но статических состояний людей, нужно уметь описывать движение их судьбы и понимать людей настолько верно и настолько быть к ним расположенным, чтобы не суметь их точно или даже прекрасно изобразить (что еще не составляет всей задачи), но и помочь им указанием, реально выполнимым, для достижения расцвета человеческой жизни (что составляет главную часть задачи художника). Это требует от прозы не только поэзии, но и главным образом, как уже давно известно, мысли, действия и пророческой решимости. Наш последний совет не относится собственно к рассказу В. Бокова «Дорога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура сочинения-рецензии.
Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....
Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)
Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...
Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"
Цели урока:- образовательные:проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;отработать приемы и способы стилистической правки текста.- воспитательные:форми...
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» для обучения написанию сочинений...
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»
Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»...
Сочинение-рецензия.
Часть 1....
Часть 2. Сочинение-рецензия.
План рецензии, работа....