Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК под редакцией В.В.Бабайцевой)
рабочая программа (русский язык, 6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса. УМК по редакцией Бабайцевой. Рассчитана на 210 часов (: часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_6_klass_babaytseva.doc | 419.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Виды и формы контроля
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Содержание курса
6 класс
- Система языка
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира. Повторение изученного в 5 классе.
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи
Глагол
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
/Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
/Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
/Правописание –ться и –тся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
/Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
/Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..
/Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.
/Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
/Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
/Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
/Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.
/Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
/Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
/Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
/Правописание суффиксов –к- и –ск-.
/Правописание не с прилагательными.
/Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
характеризовать предмет с помощью прилагательных;
правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Имя числительное
Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
/Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
/Правописание удвоенной согласной в числительных.
/Правописание ь в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
/Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
/Правописание падежных окончаний имен числительных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Наречие
Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
/Правописание не с наречиями.
/Правописание суффиксов о – е после шипящих.
/Правописание н и нн в наречиях на о.
/Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
/Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
/Ь на конце наречий после шипящих.
/Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Слова состояния. Их значение и употребление.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста.
Местоимение
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений с предлогами.
/Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.
Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
/Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.
/Правописание не- в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание не и не в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
правильно образовывать формы местоимений;
использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Повторение
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Умения:
анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за 6 класс
І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;
– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Тип урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля, вид самост. работы | Дом. задание |
Общие сведения о языке (2 часа) | ||||||
1-2 | Русский язык как развивающееся явление | Уроки усвоения новых знаний. | Понимать, что язык – явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка. | Работа с текстом. Создание устных сообщений. | Выучить наизусть высказывания о русском языке. | |
Систематизация изученного в 5 классе (4 часа) | ||||||
3 | Орфография, морфемика, понятие о норме | Повторительно-обобщающий урок | Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, пользоваться орфографическим словарем | Анализ пословиц, объяснение их смысла. Составить таблицу «Орфограммы-буквы в корне слова», сопоставить свой вариант с упр.6,9 | П 30,36,37,44-47; упр. 13 | |
4 | Правописание и употребление имен существительных | Повторительно-обобщающий урок | Уметь находить орфограммы в морфемах имен существительных | Устное сообщение: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными» | П. 6,58,59, упр.19 | |
5 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно-обобщающий урок | Определять синтаксическую роль изученных ЧР, строить пунктуационные схемы предложений | Диктант. Комплексный анализ текста | П. 13-28, упр.22 | |
6 | РР. Признаки текста | Урок развития речи | Уметь аргументировано доказывать признаки текста, выразительно его читать, соблюдая правильную интонацию, определять основную мысль текста, определять стиль текста, его тип | Работа с текстом | П.21, упр.3 | |
Морфология. Части речи (2 часа) | ||||||
7 | Самостоятельные и служебные части речи | Повторительно-обобщающий урок | Уметь опознавать части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции | Заполнить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» | П.67-68, упр.30 | |
8 | Слово и его формы | Повторительно-обобщающий урок | Уметь объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова | Распределительный диктант | П.69, упр.38 | |
Глагол (56 часов) | ||||||
9 | Глагол как часть речи | Повторительно-обобщающий урок | Уметь опознавать глагол | Выборочный диктант | П.82, упр.44 | |
10 | Морфологические признаки глагола | Повторительно-обобщающий урок | Уметь группировать глаголы по значению, опознавать их в тексте, определять морфологические признаки глагола | Комментированное письмо | П.82, упр.52 | |
11 | Правописание НЕ с глаголами | Повторительно-обобщающий урок | Уметь находить орфограмму, опознавать ЧР | Словарный диктант | П.82, упр.62 | |
12 | РР. Темы «широкие и узкие» | Урок развития речи | Иметь пнт о «широких и узких темах». Уметь различать широкие и узкие темы. | Анализ текста | Упр.14 (рр) | |
13 | Инфинитив | Урок усвоения новых знаний | Знать об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Уметь определять формообразующие суффиксы, основы инфинитива | Выборочный диктант | П.83, упр.68 | |
14 | Инфинитив | Урок закрепления изученного | Уметь находить инфинитив глагола, отличать глагол инфинитива от глагола 3-го лица, определять синтаксическую роль инфинитива | Устное высказывание на тему «Чем отличается инфинитив от других форм глагола?» | П.83, упр.74. Подготовиться к письму по памяти | |
15 | РР. Простой и сложный план | Урок развития речи | Знать отличия простого плана и сложного, уметь составлять постой и сложный план текста | Работа с текстом | П.3(РР), упр.22 | |
16 | Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение возвратных глаголов, знать определение переходных и непереходных глаголов | Объяснительный диктант | П.84, упр.81 | |
17 | Контрольная работа | Урок контроля | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Диктант | Повторить п.80-84. Упр.18 (РР) – подготовиться к изложению | |
18-19 | РР. Изложение, близкое к тексту | Уроки развития речи | Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план | Изложение | Упр.82 | |
20 | Анализ диктанта и изложения | Урок коррекции | Уметь находить орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | Повторить п.84 | |
21 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | Повторительно-обобщающий урок | Уметь находить орфограммы в морфеме, уметь сопоставлять личные и неопределённые формы глаголов | Выборочный диктант | Упр.85 | |
22 | Виды глагола | Урок усвоения новых знаний | Знать понятия о категории вида и видовых парах | Комментированное письмо | П.85, упр.90 | |
23 | Образование видов глагола | Урок закрепления изученного | Уметь образовывать парные глаголы совершенного и несовершенного вида | Диктант «Проверяю себя» | Упр.107 | |
24 | Правописание корней с чередованием звуков | Урок закрепления изученного | Уметь находить орфограммы в морфеме | Объяснительный диктант | П.85, упр106 | |
25 | РР. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям | Урок развития речи | Уметь создавать собственное высказывание – сочинение-описание какого-либо интересного явления, писать по плану | Сравнение тем сочинений, анализ художественных текстов. Наблюдение за ролью эпитетов, метафор, сравнений | Написать сочинение на одну из тем: «Что я видел этим летом», «Памятный день каникул», «Интересная поездка» | |
26 | Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение | Урок усвоения новых знаний | Знать о наклонении глагола как изменяемой категории; различать наклонения глаголов | Распределительный диктант | П.86, упр.114 | |
27 | Времена глаголов | Урок усвоения новых знаний | Знать о временах русского языка и их значениях; уметь образовывать формы времени. Определять время. | Объяснительный диктант | П.87, упр.120 | |
28 | Прошедшее время | Комбинированный урок | Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными | Редактирование предложений | П.87, упр.127 | |
29 | Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов перед –Л- в глаголах прош.вр. | Урок закрепления изученного | Уметь находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать глагольные суффиксы и окончания | Рассмотреть таблицу, объяснить написание суффиксов и окончаний глаголов. Рассказать о глаголе по плану. | П.88, упр.132 | |
30 | Контрольная работа | Урок контроля | Уметь опознавать изученные ЧР, применять изученные правила | Тест | Подготовить устное высказывание «Как в русском языке связаны морфологические признаки вида и времени глагола?» | |
31 | РР. Что такое эпиграф? | Урок развития речи | Знать, что такое эпиграф, уметь правильно его оформлять и подбирать | Работа с текстом. Мини-сочинение. Озаглавить, подобрать эпиграф | П.4 (РР) Написать выборочное изложение «Как Гуля победила боль и страх» | |
32 | Настоящее и будущее время | Урок усвоения новых знаний | Уметь образовывать глаголы настоящего и будущего времени, определять их значения | Диктант «Проверяю себя» | П.89, упр.137 | |
33 | Настоящее и будущее время | Урок закрепления изученного | Уметь образовывать глаголы настоящего и будущего времени, определять их значения | Написать рассказ по данному началу, употребить в нем глаголы будущего времени | П.89, упр144 | |
34 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам | Урок усвоения новых знаний | Знать значение глаголов 1, 2, 3 лица, уметь определять лицо глагола | Работа с текстом | П.90, упр151 | |
35 | Спряжение глаголов | Урок усвоения новых знаний | Уметь по личной форме находить инфинитив; знать алгоритм определения спряжения и уметь им пользоваться | Составление плана к п.91. Объяснительный диктант | П.91, упр.155 | |
36 | Окончания глаголов 1-2 спряжения | Урок усвоения новых знаний | Уметь по инфинитиву определять спряжение глагола | Объяснительный диктант | П.91, упр.159 | |
37-38 | Спряжение глаголов | Уроки закрепления изученного | Уметь определять спряжение глаголов с приставками | Выборочный диктант | Упр.168 | |
39 | Разноспрягаемые глаголы | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности разноспрягаемых глаголов | Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» | П.92, упр.172 | |
40 | Условное наклонение | Урок усвоения новых знаний | Знать о значении, образовании и изменении глаголов условного наклонения | Объяснительный диктант | П.93, упр.177 | |
41 | Условное наклонение | Урок закрепления изученного | Уметь определять способы выражения условия | Творческий диктант | Упр.182 | |
42 | Повелительное наклонение | Урок усвоения новых знаний | Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования | Ответить на вопрос: почему нельзя определить время у глаголов повелительного наклонения? | П.94 (составить сложный план), упр.192 | |
43 | Повелительное наклонение | Урок закрепления изученного | Уметь сопоставлять омофоны: форму изъявит.накл. 2-го лица мн.ч. и форму повел. накл. | Составление инструкции | Упр.197 | |
44 | Правописание глаголов в повелительном наклонении | Повторительно-обобщающий урок | Уметь различать на письме формы изъявительного и повелительного наклонений | Взаимодиктант | Упр.202 | |
45 | Употребление глаголов в речи | Повторительно-обобщающий урок | Уметь употреблять различные формы глаголов в художественном повествовании | Анализ текста | Написать сочинение-миниатюру о явлении природы, используя однородные сказуемые | |
46 | Контрольная работа | Урок контроля | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, ведущий тип речи, способы связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | ||
47 | Безличные глаголы | Урок усвоения нового материала | Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных. | Объяснительный диктант. Составление плана п.95 | П.95, упр.206 | |
48 | Безличные глаголы | Урок закрепления изученного | Уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, отличать безличные глаголы от личных. | Конструирование предложений | П.95, упр.209 | |
49 | РР. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | Урок развития речи | Иметь пнт об описательном обороте и его функциях, уметь подбирать описательные обороты, употреблять их | Анализ сочинения | П.5 (РР), упр.51 | |
50 | Словообразование глаголов | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов | Объяснительный диктант | П.96, упр.217 | |
51 | Словообразование глаголов | Урок закрепления изученного | Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов | Творческий диктант | П.96. Записать пословицы (5-7). Обозначить морфемный состав глаголов | |
52 | Правописание суффиксов глаголов | Урок усвоения новых знаний | Знать правописание суффиксов в глаголах, уметь правильно выбирать и объяснять суффикс глагола | Составить таблицу «Суффиксы глаголов», заполнить ее своими примерами | П.97, упр222 | |
53 | Правописание суффиксов глаголов | Урок закрепления изученного | Уметь применять правила правописания суффиксов глагола и графически обозначать орфограммы | Комментированное письмо | П.97, упр.226 | |
54 | РР. Официально-деловой стиль | Урок развития речи | Знать особенности официально-делового стиля речи. | Анализ текста одного из документов | П.6 (РР), упр.59 | |
55-56 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь опознавать глагол в тексте, определять спряжение глаголов, характеризовать языковые признаки глаголов | Морфологический разбор глагола. Анализ текстов. Проверочный тест | П.82-97, упр.240 | |
57-58 | Повторим пунктуацию | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь видеть структуру предложения, выделять знаками препинания обращения, вводные слова, ОЧП | Диктант «Проверяю себя» | П.17-21, упр.253 | |
59-60 | РР. Рассказ | Уроки развития речи | Знать понятие рассказа как одного из разновидностей повествовательного типа речи, композицию рассказа, уметь составлять план рассказа | Работа над рассказами. Составление плана. Пересказ близко к тексту. Определение элементов композиции. | (РР) п.7. Проанализировать письменно композицию любого рассказа, изученного на уроках литературы | |
61 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Урок контроля | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, записывая под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Диктант с грамматическим заданием | П.82-97 | |
62 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции | Уметь объяснять и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | Тест | ||
63-64 | РР. Изложение, близкое к тексту | Урок развития речи | Уметь воспринимать текст на слух, определять основную мысль и тему текста повествовательного характера, подробно пересказывать содержание | Изложение | (РР) п.7 | |
Имя прилагательное (42 часа) | ||||||
65 | Имя прилагательное как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль | Морфологический разбор прилагательного. Творческое списывание | П.98 (составить план), упр.266 | |
66 | Роль прилагательных в тексте, употребление в речи | Комбинированный урок | Знать речевые функции прилагательных, употреблять прилагательное в переносном значении, соблюдать нормы сочетаемости прилагательного с существительным | Составить рассказ, используя прилагательные | П.98, упр.271 | |
67 | Разряды прилагательных по значению | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды имён прилагательных, их смысловые и грамматические признаки | Составить схему предложения и выполнить синтаксический разбор | Упр.276 | |
68 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия | Урок закрепления изученного | Уметь определять разряд прилагательного по значению, различать и употреблять их в речи | Распределительный диктант | Из словаря эпитетов выписать 5 качественных и 5 относительных прилагательных, составить с ними словосочетания | |
69 | Разряды прилагательных по значению | Урок закрепления изученного | Уметь использовать прилагательные в переносном значении | Работа с текстом | П.99, упр.279 | |
70 | Полные и краткие прилагательные | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования форм прилагательного, их изменение, отличать краткую форму от полной, определять синтаксическую роль в предложении | Объяснительный диктант | П.100, упр.284 | |
71 | Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую | Урок закрепления изученного | Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, опознавать ЧР, безошибочно писать, знать стилистические различия между полной и краткой формой | Творческий диктант | П.100, упр.283 | |
72 | Склонение полных прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Знать основные закономерности изменения качеств. и относит. прилагат. | Составление плана и пересказ параграфа | П.101, упр.294 | |
73 | Склонение полных прилагательных | Урок закрепления изученного | Применять способ действия при выборе О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных | Выборочный диктант | П.101, упр.296 | |
74-75 | РР. Изложение, близкое к тексту. | Уроки развития речи | Уметь определять и формулировать основную мысль текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план. | Изложение | П.7 (РР), упр.67 | |
76 | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ИЙ | Урок усвоения новых знаний | Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль. | Диктант «Проверяю себя» | П.102, упр.301 | |
77 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ИН- (-ЫН-), -ОВ- (-ЕВ-) | Урок усвоения новых знаний | Уметь определять морфемный состав, способ образования и особенности изменения прилагательных | Работа с текстом | П.103, упр.304 | |
78 | РР. Описание природы. Зима. | Урок развития речи | Уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи | Работа с текстами образцами | П.9 (РР), упр.84-87 | |
79 | Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень. | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования сравнительной степени, изменение прилагательных в этой форме; уметь образовывать сравнительную степень, находить в тексте, правильно писать и употреблять в речи. | Редактирование текста | П.104, упр.314 | |
80 | Степени сравнения прилагательных. Превосходная степень. | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования превосходной степени | Объяснительный диктант | П.104, упр.319 | |
81 | Степени сравнения прилагательных | Урок закрепления изученного | Уметь образовывать форму сравнительной и превосходной степени прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных. | Устное высказывание | П.104, упр.321 | |
82 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов | Урок усвоения новых знаний | Знать о способах образования имен прилагательных, значении суффиксов прилагательных | Словарно-орфографическая работа | Упр.326 | |
83 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ОВ- (-ЕВ-) | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора О-Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц | Распределительный диктант | Упр.330 | |
84 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –Н-, -ОНН-, -ЕНН- | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных | Работа со словосочетаниями и предложениями | Упр.342 | |
85 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –Н-, -ОНН-, -ЕНН- | Урок закрепления изученного | Уметь применять способ действия при определении суффиксов прилагательных | Творческое списывание | Составить текст по опорным словам | |
86 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-) | Урок усвоения новых знаний | Уметь образовывать прилагательные с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-) | Построение словообразовательной цепочки | Составить и записать словосочетания | |
87 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-) | Урок закрепления изученного | Понимать значение и правописание суффиксов, уметь писать Н и НН в полных и кратких прилагательных | Заполнить обобщающую таблицу «Н и НН в суффиксах имен прилагательных» | Устное сообщение «Н и НН в суффиксах прилагательных» | |
88 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –К- (-СК-) | Урок усвоения новых знаний | Знать способ образования качественных прилагательных с помощью суффикса –К-, относительных с помощью суффикса –СК- | Распределительный диктант | Упр.374 | |
89 | Образование прилагательных с помощью приставок | Урок усвоения новых знаний | Знать приставочный способ образования имен прилагательных | Объяснительный диктант | П.106, упр.358 | |
90 | Правописание НЕ с прилагательными | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора написания НЕ с прилагательными, уметь применять правило на письме | Комментированное письмо | Составить таблицу «Не с существительными и прилагательными» | |
91 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Урок закрепления изученного | Уметь опознавать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными | Осложненное списывание | Устное сообщение «Правописание НЕ с существительными и прилагательными» | |
92 | Контрольная работа по теме «Правописание имён прилагательных» | Урок контроля | Уметь безошибочно писать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Диктант | (РР) упр.70 | |
93-94 | РР. Выборочное изложение «Вот что значит увлечённость!» | Уроки развития речи | Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, дифференцировать главную и второстепенную информацию | Работа с текстом. Составление плана. Изложение | (рр) п.7 | |
95 | Образование прилагательных сложением основ | Урок усвоения новых знаний | Знать основные способы образования сложных прилагательных | Распределительный диктант | П.107, упр.361 | |
96 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | Урок закрепления изученного | Уметь применять способ действия при выборе дефисного и слитного написания сложных прилагательных | Составить текст-описание с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов | Упр.366 | |
97-98 | РР. Как создать киносценарий? | Уроки развития речи | Знать киноведческие термины. Учиться создавать киносценарий, сохраняя его структуру | Работа с текстом | РР, п.8, упр.74-77 | |
99-100 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь различать способы образования прилагательных; производить морфемный разбор прилагательного; согласовывать с существительными | Выборочный диктант. Анализ художественных текстов | Упр.371 Подготовиться к диктанту по упр.379 | |
101-102 | Повторим пунктуацию | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь видеть структуру предложения, правильно применять изученные пунктуационные правила | Объяснительный диктант. Составление схем предложений | Упр.386 | |
103 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | Уметь различать способы образования прилагательных, производить морфемный разбор прилагательных | Диктант с грамматическим заданием | Упр.341 | |
104 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Работа по карточкам | Упр.347 | |
105-106 | РР. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво» | Уроки развития речи | Уметь писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма | Работа по картине | (РР) упр.86 | |
Имя числительное (19 часов) | ||||||
107 | Имя числительное как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении | Таблица (заполнить примера) | П.108, упр.394 | |
108 | Роль числительных в речи | Урок усвоения новых знаний | Знать сферу употребления числительных, понимать значение данной части речи, опознавать числительные разных разрядов в тексте | Составить предложения с фразеологизмами, включающими числительные | Выучить 5 пословиц, в которых употребляются числительные | |
109 | Простые, сложные и составные числительные | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки простых и составных числительных | Осложнённое списывание | П.109, упр.400 | |
110 | Правописание числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных | Урок усвоения новых знаний | Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных | Объяснительный диктант | Упр.405 | |
111 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки количественных числительных, уметь их различать (целые дробные собирательные), уметь изменять числительные по падежам | Выборочный диктант | П.110,111, упр.410 | |
112 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных | Урок закрепления изученного | Опознавать количественные числительные, определять их значение, уметь производить морфологический разбор числительного | Морфологический разбор числительных | Упр.414 | |
113 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных | Урок закрепления изученного | Уметь безошибочно писать и употреблять числительные, определять синтаксическую роль числительного в предложении | Составление расписки | Упр.416 | |
114 | Собирательные числительные | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными | Прочитать зашифрованные слова, придумать самим слова подобного типа | П.113, упр. 428 | |
115 | Собирательные числительные | Урок закрепления изученного | Уметь употреблять собирательные числительные в сочетании с существительными | Выборочный диктант | П.114, упр.431, подготовиться к диктанту по упр.418 | |
116 | Контрольная работа по теме «Правописание количественных числительных» | Урок контроля | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Подготовленный диктант | (РР) упр.89. Подготовиться к изложению | |
117-118 | РР. Изложение, близкое к тексту. «Снегири» | Уроки развития речи | Уметь осмысленно читать, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, пересказывать прочитанный текст, определять тему и основную мысль текста, тип речи, стиль текста, вид связи и средства связи | Работа с текстом | П.113, упр.430 | |
119 | Порядковые числительные | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки порядковых числительных | Составить и записать автобиографию | П.114, упр.443 | |
120 | Порядковые числительные. Употребление порядковых числительных | Урок закрепления изученного | Уметь употреблять порядковые числительные в косвенных падежах | Творческий диктант | Упр.440 | |
121 | Дробные числительные | Урок усвоения новых знаний | Знать значение, образование и изменение дробных числительных | Записать цифры словами | П.115, упр.448 | |
122-123 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное» | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь опознавать числительные, различать их по значению, грамматическим признакам и строению, грамотно писать | Работа с текстом | П.85-115, упр.466 | |
124 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | Урок контроля | Уметь опознавать числительные, различать их по значению, грамматическим признакам и строению, грамотно писать | Зачёт | ||
125 | Повторим пунктуацию | Повторительно-обобщающий урок | Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами | Взаимодиктант | П.17-27, упр.474 | |
Наречие (30 часов) | ||||||
126 | Наречие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать морфологические признаки наречия. Уметь сопоставлять наречие с другими частями речи | Работа с текстом | П.116, упр.482 | |
127 | Смысловые группы наречий | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте | Составить таблицу «Разряды наречий по значению» | Упр.490 | |
128 | Роль наречий в речи. | Урок закрепления изученного | Уметь употреблять наречия для связи предложений в тексте | Анализ текста | Составить связный рассказ о группах наречий по значению | |
129 | РР. Сочинение-рассуждение в научном стиле | Урок развития речи | Уметь создать текст-рассуждение научного стиля на лингвистическую тему | Написать рассуждение на тему «Почему слово «по-весеннему» -наречие?» | П.104, 116, упр.487 | |
130 | Степени сравнения наречий | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней наречий | Синтаксический разбор | (РР) упр.90, 91 | |
131 | Степени сравнения наречий | Урок закрепления изученного | Уметь отличать степени сравнения наречий от степеней сравнения прилагательных | Рассказать по плану о степенях сравнения наречий | Подготовить устное сообщение: что общего у наречия с другими частями речи и чем оно отличается? | |
132 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Урок усвоения новых знаний | Знать способы образования наречий | Объяснительный диктант | П.118, упр.503 | |
133 | Правописание НЕ с наречиями | Урок усвоения новых знаний | Уметь соотносить правила написания НЕ с наречием и другими частями речи | Заполнить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е» своими примерами | П.118, упр.505 | |
134 | Правописание НЕ с наречиями | Урок закрепления изученного | Уметь соотносить правила написания НЕ с наречием и другими частями речи | Заполнить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е» своими примерами | Устное сообщение на тему «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е» | |
135 | Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О-Е | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора гласной после шипящей на конце наречий, усвоить орфограмму «Н и НН в наречиях на О-Е» | Работа с текстом. Распределительный диктант | П.118, упр.511 | |
136-137 | Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Уроки усвоения новых знаний | Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать наречие с орфограммой, безошибочно писать | Сочинение-миниатюра | П.118, упр.519 | |
138 | Контрольная работа по теме «Правописание наречий» | Урок контроля | Уметь безошибочно писать текст, воспринимая его на слух | Диктант с грамматическим заданием | П.118, записать 15 слов для словарного диктанта | |
139 | Анализ контрольного диктанта | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | Уметь объяснять ошибки, исправлять их, приводить свои примеры | Работа по индивидуальным карточкам | П.118 (повторить) | |
140-141 | РР. Описание помещения | Уроки развития речи | Уметь описывать помещение последовательно | Составление текста-описания | Сочинение | |
142 | Правописание дефиса в наречиях | Урок усвоения новых знаний | Знать правило дефисного написания наречий | Комментированное письмо | Упр.521 | |
143 | Правописание дефиса в наречиях | Урок закрепления изученного | Уметь анализировать роль наречий, опознавать наречия с изученной орфограммой, безошибочно писать их | Анализ текстов-рассуждений | Устное сообщение о дефисном написании наречий | |
144 | Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | Урок усвоения новых знаний | Знать неморфологический способ образования наречий. Уметь отличать наречия от существительных с предлогами, работать с учебником и словарем | Выборочный диктант | П.119, упр.538 | |
145 | Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | Урок закрепления изученного | Уметь различать наречия и другие ЧР, употреблять функциональные омонимы в речи, пользоваться словарем для получения информации | Таблица «Слитное и раздельное написание наречий» | П.119 | |
146 | РР. Описание одежды, костюма | Урок развития речи | Уметь составлять план исходного текста-описания, анализировать тексты-образцы, описывать одежду, костюм, зная, что это один из приемов характеристики человека | Работа с текстом. Выразительное чтение. Составление плана. Пересказ текста | (РР) упр.110 | |
147 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | Урок усвоения нового материала | Знать правило, уметь опознавать наречие с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию | Творческое списывание | Устное сообщение «Употребление и неупотребление Ь знака на конце разных частей речи» | |
148 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | Урок закрепления изученного | Уметь различать ЧР с шипящей на конце, употреблять или не употреблять Ь после шипящих, делать выводы | Творческое списывание | Контрольное списывание | |
149 | Слова состояния, их значение и употребление | Усвоение новых знаний | Знать слова состояния, основные их значения; уметь сопоставлять наречия и слова состояния на основе анализа их синтаксической роли в предложении | Устное высказывание об особенностях слов состояния | П.120, упр.561 | |
150 | Слова состояния, их значение и употребление | Урок закрепления изученного | Уметь выделять основу безличных предложений, видеть слова состояния в предложении, тексте, сопоставлять наречия и слова состояния | Объяснительный диктант | П.120, упр.556 | |
151-152 | Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов | Редактирование текста. Творческое списывание | П.116-120, упр.576 | |
153 | РР. Рассказ на основе картины с элементами описания | Урок развития речи | Иметь представление о жанровой картине | Работа над текстами-образцами. Устный рассказ по картине | (РР), упр.112 | |
154 | Контрольная работа по теме «Наречие» | Урок контроля | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание наречий и пунктуацию в тексте | Комплексный анализ текста | Повторить п.121-122 | |
155 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Уметь находить ошибки, классифицировать их, объяснять причину их появления, исправлять | Редакторская правка. Осложненное списывание | Работа над ошибками | |
Местоимение (26 часов) | ||||||
156 | Местоимение как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной ЧР | Работа с текстом | П.121-122 | |
157 | Употребление местоимений в речи | Урок закрепления изученного | Уметь соотносить местоимения с другими ЧР, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимений | Редакторская правка. Составление предложений | Упр.593 | |
158-159 | Личные местоимения | Уроки усвоения новых знаний | Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи | Анализ поэтических текстов | П.123, упр.602, 606 | |
160-161 | Притяжательные местоимения | Уроки усвоения новых знаний | Знать значение притяжательных местоимений на основе их сопоставления с личными местоимениями и притяжательными прилагательными | Объяснительный диктант | П.125, упр.613 | |
162 | Возвратное местоимение «себя» | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение местоимения «себя», уметь склонять и правильно употреблять в речи | Редактирование текстов | П.124, упр.624 | |
163-164 | РР. Рассуждение в разных стилях | Уроки развития речи | Уметь определять композицию текста-рассуждения, находить языковые средства связи частей текста этого типа речи, создавать текст-рассуждение научного стиля | Работа с текстом | (РР), п.14, упр.141 | |
165 | Вопросительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений | Составить предложения со словосочетаниями | П.126, упр.629 | |
166-167 | РР. Описание книги | Уроки развития речи | Знать внешнее оформление книги, уметь создавать текст-описание книги по личным впечатлениям | Работа с текстом, пересказ, составление плана. Подготовка к сочинению | (РР), п.13, упр.127 | |
168 | Относительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение и сферу употребления, различать относительные местоимения | Работа над синтаксическими синонимами | П.127, упр.636 | |
169 | РР. Морфологические средства связи предложений в тексте | Урок развития речи | Иметь понятие о местоимении как морфологическом средстве связи предложений в тексте | Составить текст по данному началу, определить сцепляющие слова | (РР), п.15, упр.158 | |
170 | Неопределённые местоимения | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение неопределенных местоимений, знать морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь находить орфограммы, безошибочно писать | Выборочный диктант | П.128, упр.644 | |
171 | Отрицательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Усвоить значение отрицательных местоимений | Объяснительный диктант | П.129, упр.649 | |
172 | Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | Урок закрепления изученного | Уметь находить орфограммы в морфеме, правильно писать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами | Предупредительный диктант | П.129, упр.655 | |
173-174 | РР. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» | Уроки развития речи | Уметь писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка | Работа по картине. Сочинение | П.129, упр.650 | |
175 | Определительные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Уметь отличать определительные местоимения от местоимений других разрядов, знать их морфологические признаки, синтаксическую роль, узнавать их в тексте | Подобрать фразеологизмы, в которых употребляются определительные местоимения | Упр.662 | |
176 | Указательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Понимать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль указательных местоимений | Составить план устного сообщения | П.131, упр.668 | |
177 | Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда», «поэтому» и др. | Урок усвоения новых знаний | Уметь правильно писать местоимения-наречия «потому – по тому», «поэтому – по этому» и др. | Выборочный диктант | Упр.665 | |
178 | РР. Основные типы и стили речи. Признаки текста. | Урок развития речи | Уметь определять признаки текста и его тип речи, тему, основную мысль, стиль речи, знать композиционную схему текстов всех типов | Работа с текстами | Подготовиться к контрольному диктанту | |
179-180 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении | Устное сообщение по обобщённой таблице «Разряды местоимений». Взаимодиктант | Подготовиться к контрольному диктанту | |
181 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | Урок контроля | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разборов | Диктант с грамматическим заданием | Повторить п.121-126 | |
Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса (29 часов) | ||||||
182 | Части речи в русском языке | Повторительно-обобщающий урок | Распознавать ЧР с учетом разных признаков слов, уметь определять синтаксическую роль в предложении | Чтение и анализ текста | Подготовить ответ на вопрос: почему существительные, прилагательные, числительные и местоимения называются склоняемыми ЧР? | |
183-184 | Словообразование самостоятельных частей речи | Повторительно-обобщающие уроки | Понимать взаимосвязь морфемики и словообразования, уметь определять основные способы словообразования, правильно писать морфемы | Составление слов по схемам | Доказать справедливость высказывания М.А.Рыбниковой: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же самое, что зажечь внутри фонаря огонек» | |
185-186 | Употребление знаменательных частей речи | Повторительно-обобщающие уроки | Уместно употреблять в речи существительные, прилагательные в качестве эпитетов, глаголы в прямом и переносном значении | Анализ теста. Редактирование текста | Найти пословицы и поговорки с числительными | |
187-188 | Правописание НЕ с различными частями речи | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании НЕ с различными ЧР, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по плану | Составить план устного высказывания «Правописание НЕ с различными частями речи» | Устное высказывание по плану | |
189-190 | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на –О | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь опознавать изученные ЧР, видеть в них орфограммы, безошибочно писать | Диктант с самопроверкой | Устное высказывание на основе обобщённой таблицы | |
191-192 | Правописание сложных слов | Повторительно-обобщающие уроки | Различать сложные слова с соединительной гласной и без нее, уметь безошибочно писать сложные слова | Осложнённое списывание | Из орфографического словаря выписать 10 сложных существительных со слитным написанием и 10 с дефисным | |
193-194 | Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь выделять морфему с орфограммой, делать правильный выбор, делать обобщённые выводы на основе изученного | Заполнить обобщённую таблицу | На примерах доказать, что после шипящих в окончаниях глаголов пишутся только буквы Е, Ё | |
195-196 | РР. Текст, его признаки | Уроки развития речи | Уметь доказывать признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок предложений, их смысловая и грамматическая связь | Работа с текстами. Составление плана сочинения. Устное высказывание | Сочинение | |
197-198 | Гласные в окончаниях слов | Повторительно-обобщающие уроки | Опознавать ЧР, видеть морфему и орфограмму в ней | Творческое списывание | Сочинение-миниатюра «Ветреный день в лесу», в изменяемых словах выделить окончания | |
199-200 | Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи | Редактирование текста | Повторение изученного | |
201-202 | Словари русского языка. Нормы русского литературного языка | Повторительно-обобщающие уроки | Уметь пользоваться всеми видами словарей, соблюдать нормы современного русского языка | Тест | Лингвистическое сочинение «Что я знаю о словарях русского языка» | |
203-204 | Итоговая контрольная работа | Уроки контроля | Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста | Комплексный анализ текста | ||
205-210 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред.В. В. Бабайцевой
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред. В. В. Бабайцевой. Содержание: пояснительная записка, КТП и др....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...