Практикум "Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Поскольку система уроков в 10 - 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, цель данной программы - организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ
Программа практикума «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10 - 11 классов.
Сроки реализации: 1 – 2 год.
Программа рассчитана на 68 часов (1 - 2 часа в неделю) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа практикума и рабочая программа | 81.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Содержание занятия | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | ЦОР |
1 | Правила для участников ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ | 1 | Комбинированное занятие | Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена Знакомство учащихся с «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления КИМов ЕГЭ 2012», а также со «Спецификацией КИМов» | Знать форму, описание, правила заполнения бланков регистрации и бланков ответов участников ЕГЭ, знать структуру КИМов, типологию заданий, уметь заполнять бланки регистрации и бланки ответов. | Заполнение демонстрационных бланков ЕГЭ | Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку www.fipi.ru |
Орфоэпия (2 часа) | |||||||
2-3 | Основные нормы современного литературного произношения. | 2 | Комбинированные занятия | Обобщение знаний об орфоэпических нормах произношения слов. Тренировочные упражнения по теме «Основные нормы современного литературного произношения». | Знать основные орфоэпические нормы произношения и ударения в словах разных частей речи, уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм, понимать и выполнять задания А1. | Орфоэпический диктант, тестирование. | Презентация «Орфоэпические нормы русского литературного языка», УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011 |
Морфемика. Словообразование (2 часа) | |||||||
4-5 | Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора. | 2 | Комбинированные занятия | Строение слова. Способы словообразования в русском языке | Знать зависимость значения слова от его строения, уметь применять знания по морфемике и словообразованию на практике, определять основные способы образования слов | Тестирование - выполнение заданий типа В1. | Презентация «Основные способы образования слов в русском языке», УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009 |
Лексика (6 часов) | |||||||
6 | Лексические нормы современного русского языка Употребление синонимов и антонимов. | 1 | Комбинированное занятие | Синонимы – средство наиболее точного выражения мысли. Лексические, стилистические и синтаксические синонимы. Использование синонимов для создания градации. Использование антонимов для создания оксюморона, антитезы. Контекстуальные синонимы и антонимы. | Знать, что синонимы – средство наиболее точного выражения мысли; лексические, стилистические и синтаксические синонимы, что такое градация. Знать понятия антонимы, оксюморон, антитеза. Знать, что понятия контекстуальные синонимы и антонимы. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка, а также с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лексический анализ слов; уметь понимать и выполнять задания типа А 2, 11, 30, В 8 | Тестирование «Лексические нормы современного литературного языка» (А 2, 11, 30, В 8). | Презентация «Лексические нормы современного русского языка», «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
7 | Лексические нормы современного русского языка. Употребление стилистически ограниченной лексики. Употребление заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов. | 1 | Комбинированное занятие | Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова. Термины и жаргонизмы. Исконно русские слова и заимствованная лексика. Новые слова и устаревшая лексика | Знать понятия: Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова. Термины и жаргонизмы. Исконно русские слова и заимствованная лексика. Новые слова и устаревшая лексика. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка, а также с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лексический анализ слов; уметь понимать и выполнять задания типа А 2, 11, 30, В 8 | Тестирование «Лексические нормы современного литературного языка» (А 2, 11, 30, В8). | Презентация «Лексические нормы современного русского языка», «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
8 | Употребление фразеологизмов. | 1 | Комбинированное занятие | Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения. | Знать о происхождении фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка, а также с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лексический анализ слов; уметь понимать и выполнять задания типа А 2, 11, 30, В 8 | Тестирование «Лексические нормы современного литературного языка» (А 2, 11, 30, В8). | Презентация «Лексические нормы современного русского языка», «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
9 | Употребление паронимов и омонимов. | 1 | Комбинированное занятие | Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи | Знать виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка, а также с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лексический анализ слов; уметь понимать и выполнять задания типа А 2, 11, 30, В 8 | Тестирование «Лексические нормы современного литературного языка» (А 2, 11, 30). | Презентация «Лексические нормы современного русского языка», «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
10-11 | Лексические средства выразительности языка | 2 | Комбинированные занятия | Лексические средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, литота, метонимия, и др.) | Знать лексические средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, литота, метонимия, и др.) Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка, а также с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лексический анализ слов; уметь понимать и выполнять задания типа А 2, 11, 30, В 8 | Тестирование (задания типа В 8). Сообщение «Лексические средства выразительности» | Презентация «Лексические нормы современного русского языка», «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
Морфология (10 часов) | |||||||
12 | Правописание сложных имён существительных. Употребление имени существительного. | 1 | Комбинированное занятие | Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа. | Знать основные нормы употребления имен существительных в речи, правила правописания сложных имен существительных, а также существительных во мн. числе. Уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм современного русского языка, уметь применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания | Тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
13 | Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. Употребление прилагательных. | 1 | Комбинированное занятие | Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных. Употребление прилагательных сравнительной и превосходной степени. Полные и краткие прилагательные. Образование формы творительного падежа имён собственных на –ИН, -ЫН, -ОВ. | Знать основные нормы образования имен прилагательных, форм степеней сравнения, норм употребления имен прилагательных. Уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм современного русского языка, уметь применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания | Тестирование, сообщение «Употребление прилагательных» | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
14 | Имя числительное как часть речи. Употребление и изменение числительных | 1 | Комбинированное занятие | Повторить сведения о числительном как части речи. Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста. | Знать о способах образования, изменения, имен числительных, а также нормы употребления имен числительных в речи. Уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм современного русского языка, уметь применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания | Тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
15 | Наречие. | 1 | Комбинированное занятие | Сложные случаи правописания наречий. | Знать о способах образования наречий, нормы употребления, а также сложные случаи правописания наречий. Уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм современного русского языка, уметь применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания | Тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
16 | Предлоги русского языка. | 1 | Комбинированное занятие | Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи. Употребление предлога ПО с дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом. | Знать о правописании производных предлогов, алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи, уметь употреблять производные предлоги, отличать предлоги от омонимичных им частей речи, находить производные предлоги в предложениях | Тестирование, составление таблицы «Предлоги русского языка» | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
17 | Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление | 1 | Комбинированное занятие | Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни. (А 17). | Знать о правописании частиц не и ни. Уметь отличать частицы от союзов и приставок. | Тестирование, составление таблицы «Частицы. Их употребление». | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
18 | Образование и употребление глаголов. | 1 | Комбинированное занятие | Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Форма 1 лица единственного числа некоторых глаголов. Форма прошедшего времени некоторых глаголов с суффиксом –НУ-. | Знать способы образования глаголов, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении, уметь находить в предложениях разных формы глаголов, находить сказуемое, выраженное глаголом в одном из наклонений. | Тестирование, образование различных форм глаголов | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
19 20 | Причастие как часть речи. Особенности образования и употребления Деепричастие. Сложные вопросы. | 2 | Комбинированные занятия | Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи причастий деепричастий и способов их образования. | Знать о употреблении в речи деепричастий и причастий и способах их образования. Уметь отличать причастия и деепричастия от других частей речи (прилагательных, наречий), находить причастия и деепричастия в предложениях, находить сказуемые, выраженные краткими причастиями | Тестирование, нахождение причастий и деепричастий в текстах, образование причастие и деепричастий от глаголов, правка предложений. | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
21 | Местоимение как часть речи. Образование и употребление. | 1 | Комбинированное занятие | Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений. | Знать разряды и правописание местоимений, их роль в предложении, алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Уметь употреблять личные местоимений, исправлять ошибки в образовании притяжательных местоимений. | Составление таблицы «Местоимения. Разряды местоимений» , составление алгоритма « Как отличить местоимение от союза», тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
Орфография (7 часов) | |||||||
22 | Принципы русской орфографии. Правописание корней слов. | 1 | комбинированное занятие | Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный и др.). Правописание гласных и согласных в корнях слов (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов, чередующиеся гласные в корне слова). | Знать основные принципы русской орфографии, алгоритмы написания гласных и согласных в корнях слов, уметь правильно писать гласные и согласные в корнях слов, определяя тип орфограммы | Составление таблицы «Гласные и согласные в корнях слов», тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
23 | Правописание приставок | 1 | комбинированное занятие | Правописание приставок (неизменяемые, на –з,-с, при- и пре-), правописание ы-и после приставок на согласные, правописание ъ и ь. | Знать нормы написание приставок, уметь выбирать верное написание слова. | Составление таблицы «Правописание приставок», тестирование. | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
24 | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий | 1 | Комбинированное занятие | Орфограммы в безударных окончаниях существительных, прилагательных, причастиях. | Знать алгоритмы правописания окончаний именных частей речи, уметь выбирать правильное написание | Тестирование, составление алгоритма правописания окончаний именных частей речи | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
25 | Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов | 1 | Комбинированное занятие | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов | Знать алгоритмы выбора правильного написания суффиксов и окончаний глаголов, уметь применять эти алгоритмы на практике. | Тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
26 | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях, наречиях. | 1 | Комбинированное занятие | Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях | Знать алгоритм выбора написания одно и двух Н в прилагательных, причастиях, наречиях, уметь выбирать верное написание, решать задания типа А 12. | тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
27 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 1 | Комбинированное занятие | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | Знать правила слитного, раздельного, дефисного написания слов, уметь выбирать верное написание слов, решать задание ЕГЭ типа А18. | Тестирование. | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
28 | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. | 1 | Комбинированное занятие | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. | Знать нормы правописания знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. | Тестирование | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
Синтаксис и пунктуация (14 часов) | |||||||
29 | Словосочетание. Виды синтаксической связи | 1 | Комбинированное занятие | Словосочетание, виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). | Знать, что такое словосочетание, виды связи в словосочетании, уметь выделять словосочетания в предложении, определять вид связи в словосочетании, уметь выделять словосочетание по заданным параметрам. | Тестирование (задания типа В3) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
30 | Простое предложение. Согласование в числе сказуемого с подлежащим. | 1 | Комбинированное занятие | Простое предложение, грамматическая основа предложения, согласование в числе подлежащего и сказуемого. Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. в родительном падеже. | Знать, что такое простое предложение, грамматическая основа предложения, согласование в числе подлежащего и сказуемого. Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. в родительном падеже; уметь находить грамматическую основу предложения, согласовывать подлежащее и сказуемое, находить ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. | Тестирование (задание типа А8, В4) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
31 | Знаки препинания между однородными членами | 1 | Комбинированное занятие | Сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Знать о сложных случаях постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, уметь правильно расставлять пунктуацию, находить ошибки при постановке знаков препинания. | Тестирование (задания типа А 19, 22, В5) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
32 | Согласование в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбинированное занятие | Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами. | Знать об ошибках при употреблении ОЧП с парными союзами, ошибках при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами; уметь находить данные ошибки, исправлять их. | Тестирование (задания типа А5) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
33 | Знаки препинания при обособлении определений и приложений. | 1 | Комбинированное занятие | Обособление определений и приложений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. | Знать об обособлении определений и приложений, правила построения оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными; уметь строить распространенные определения, исправлять ошибки в их построении и использовании. | Тестирование (задания типа А20, В 5) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
34 | Другие случаи обособления второстепенных членов. | 1 | Комбинированное занятие | Алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений. | Знать об обособлении второстепенных членов предложения, алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений; уметь выявлять обособленные члены предложения, ставить знаки препинания при них, находить ошибки в постановке знаков препинания. | Тестирование (задания типа А 4) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
35 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. | 1 | Комбинированное занятие | Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные конструкции и обращения) | Знать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные конструкции и обращения), уметь выявлять их в предложениях, расставлять знаки препинания при них. | Тестирование (задания типа А 21) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
36 | Классификация сложных предложений. | 1 | Комбинированное занятие | Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Постановка знаков препинания в сложных предложениях разных типов. | Знать сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов; уметь определять тип сложного предложения, расставлять знаки препинания в них. | Тестирование (задания типа А 9, В6) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
37 | Ошибки при образовании синонимичных конструкций. | 1 | Комбинированное занятие | Замена сложноподчинённых предложений с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. Замена сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным простым предложением с деепричастным оборотом. | Знать об ошибках при образовании синонимичных конструкций, уметь заменять СПП синонимическими конструкциями. | Тестирование (задания типа А26) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
38 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | Комбинированное занятие | Сложные случаи пунктуации в ССП. | Знать о сложных случаях пунктуации в ССП, уметь расставлять знаки препинания в ССП. | Тестирование (задания типа А19) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
39 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | Комбинированное занятие | Сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. | Знать о сложных случаях постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными, уметь расставлять знаки препинания в СПП. | Тестирование (задания типа А24) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
40 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Комбинированное занятие | Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | Знать о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, уметь расставлять знаки препинания, объяснять их постановку. | Тестирование (задания типа А 23) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
41 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | Комбинированное занятие | Сложное предложение с разными видами связи. | Знать о сложном предложении с разными видами связи, уметь расставлять знаки препинания, объяснять их постановку. | Тестирование (задания типа А 25) | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
42 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | контрольное занятие | Синтаксические нормы современного литературного языка. | Уметь соблюдать синтаксические нормы современного литературного языка. | Тестирование | УМК «Русский язык. 1—11 классы (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2011, «Русский язык. 10-11 классы. Редактор тестов (компакт – диск)- издательство «Учитель», 2009, «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (компакт – диск)- издательство «Кирилл и Мефодий», 2009, «1 С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку» (компакт – диск)- издательство «1 С», 2009 |
Работа с текстом части С (20 часов) | |||||||
43 | Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. | 1 | Комбинированное занятие | Требования к выполнению части С ЕГЭ. | Знать требования к выполнению части С ЕГЭ | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
44 | Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих (А 6, А 29). | 1 | Комбинированное занятие | Функциональные стили речи и сфера их использования. Причинно-следственные связи между частями текста. | Знать функциональные стили речи и сфера их использования, уметь устанавливать причинно-следственные связи между частями текста. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
45 | Языковые приёмы связи предложений в тексте. | 1 | Комбинированное занятие | Тропы (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов). Анализ текста. | Знать языковые приёмы связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов), уметь выявлять их в тексте. | Анализ текста, тестирование (А 7, В 7). | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
46 | Языковые приёмы связи предложений в тексте. | 1 | Комбинированное занятие | Анализ текста. | Знать языковые приёмы связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей), уметь выявлять их в тексте. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
47-48 | Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) | 2 | Комбинированное занятие | Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.). Анализ текста. | Знать языковые средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.), уметь определять их в тексте. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
49 | Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза | 1 | Комбинированное занятие | Тропы (контекстные синонимы и антонимы, антитеза). Анализ текста. | Знать языковые средства выразительности (контекстные синонимы и антонимы, антитеза), уметь определять их в тексте. | Анализ текста, тестирование (А 27, В 8). | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
50- 51 | Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия. | 2 | Комбинированное занятие | Синтаксические средства выразительности (Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия.) Анализ текста. | Знать синтаксические средства выразительности (Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия.), уметь определять их в тексте. | Анализ текста, тестирование, задание В8 | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
52 | Знакомство с критериями оценки части С. Структура сочинения на основе предложенного текста. | 1 | Комбинированное занятие | Критерии оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 1 -К12). Структура сочинения на основе предложенного текста. | Знать критерии оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 1 -К12)., структуру сочинения на основе предложенного текста. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
53 | Определение темы и проблематики текста. | 1 | Комбинированное занятие | Определение основных тем и проблем текста. Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы. | Знать понятие «проблема текста», виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы, уметь определять проблему текста, формулировать проблему, выявленную в тексте. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
54 | Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. | 1 | Комбинированное занятие | Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. | Знать, как составить логическую схему текста, уметь составлять схему текста. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
55- 56 | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. | 2 | Комбинированное занятие | Типы комментирования текста: текстуальный, концепционный. Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. | Знать типы комментирования текста: текстуальный, концепционный, уметь комментировать проблему, поднятую в тексте. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
57 | Осмысление авторской позиции текста. | 1 | Комбинированное занятие | Авторская позиция и способы её выражения в тексте. | Знать способы выражения в тексте авторской позиции в тексте, уметь определять авторскую позицию в тексте. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
58 – 59 | Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 2 | Комбинированное занятие | Типы аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы | Знать типы аргументации. (Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы), уметь последовательно и аргументированно излагать свои мысли. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
60 | Смысловая цельность текста Абзацное членение текста. Логические ошибки | 1 | Комбинированное занятие | Микротема, абзац; виды логических ошибок, наиболее распространённые логические ошибки. | Знать, понятия микротема, абзац; виды логических ошибок, наиболее распространённые логические ошибки, уметь определять микротемы, делить текст на абзацы, исправлять логические ошибки. | Анализ текста, тестирование (А 28). | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
61 | Виды речевых ошибок. | 1 | Комбинированное занятие | Виды речевых ошибок. Наиболее распространённые речевые ошибки. | Знать виды речевых ошибок, наиболее распространённые речевые ошибки, уметь исправлять речевые ошибки. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
62 | Виды грамматических ошибок. | 1 | Комбинированное занятие | Виды грамматических ошибок. Наиболее распространённые грамматические ошибки. | Знать виды речевых ошибок, наиболее распространённые грамматические ошибки, уметь исправлять грамматические ошибки. | Анализ текста | «Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ и ГИА. Презентации (компакт – диск) – издательство «Экзамен», 2012 |
Варианты ЕГЭ (6 часов) | |||||||
63- 68 | Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ. | 6 | Практические занятия | Варианты ЕГЭ | Уметь решать задания ЕГЭ | Тестирование | Материалы демонстрационных вариантов с сайта www. fipi.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
подготовка к ГИА по русскому языку. Вопрос В1
Данная презентация рекомендована учителям и учащимся, а так же их родителям по подготовке к ГИА по русскому языку. Презентация содержит развернутый ответ по вопросу В1....
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
.презентация по теме "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно решать,―организация повторения. Последовательно изучая различные разделы лингвистики(от фонетикидо синтаксиса), нужно так организ...