Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Лексика» для 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "Лексика" для 5-6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_po_teme.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Лексика» для 5-6 классов
Учителя МБОУ гимназия № 20
г. Новороссийска
Куроптевой Инги Витальевны
Цель:
-Повторить основные лексические понятия.
-Развивать умение давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.
-Формировать понятие о языке как развивающемся явлении.
-Развивать интерес к слову посредством словесной игры, загадок, шарад и т.д.
Эпиграф:
«Нет на свете оружия сильнее слова»
К. Станиславский.
Задание 1.
Определите слово по значению:
«передвигаться по воздуху» - …(полет, летать);
«имеющий цвет неба» - …(голубой, синий);
«библейское название договора» - …(завет);
«ключ к тайнописи» - …(код);
«мастер кинотрюков» - …(каскадер);
«денежное наказание» - …(штраф);
«день и ночь» - …(сутки);
«помещение в автобусе, самолете» - …(салон);
«корм для сельскохозяйственных животных» - …(силос);
«художник-конструктор» - …(дизайнер);
«лыжная гонка со стрельбой» - …(биатлон);
«богиня войны и победы в древнегреческой мифологии» - …(Афина);
«знак, обозначающий число» - …(цифра).
Задание 2.
Определите прямое и переносное значение слов:
Гребень (петуха) – гребень (волны);
Лисичка (зверек) – лисичка (гриб);
Хвост (собаки) – хвост (кометы);
Зеленый (плод) – зеленый (юноша);
Быстрая (река) – быстрый (ум);
(просторный) класс – дружный класс;
(серебряное) блюдо – (вкусное) блюдо;
Крыло (птицы) – крыло (здания).
Задание 3.
Прямое и переносное значение слова.
К данному прилагательному нужно подобрать два таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.
Тяжелый - …(камень, характер),
Горячая - …(вода, голова),
Тесная - …(квартира, дружба),
Острый - …(нож, язык),
Сладкий - …(чай, сон),
Твердый - …(земля, решение),
Золотые - …(украшения, руки),
Свежий - …(цветы, газеты),
Больной - …(человек, вопрос),
Веселые - …(люди, песни).
Задание 4.
Вопросы-шутки. Какое языковое явление «спрятано» в этих вопросах?
Дайте правильный ответ.
- Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
- Всякий ли пар способен подниматься кверху?
- Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов?
- У каких башмаков нет каблуков?
- Какое крыло никогда не латает?
- Какой город летает?
- Какое государство носят на головне?
Шуточные вопросы основаны на явлении омонимии.
(Ответы:
строчка – «шов на поверхности ткани»;
пар – «поле, оставленное на лето незасеянным»;
нота – «дипломатическое обращение одного правительства к другому»;
башмаки – «приспособление для торможения (на железной дороге)»;
крыло – «часть здания, автомобиля»;
Орел – город;
Панама – государство.)
Задание 5.
Анаграммы – слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова.
Переставьте в этих словах буквы так, чтобы получились новые слова, то есть анаграммы:
Шарф - … (фарш)
Пион - … (пони)
Дома - … (мода)
Стоп - … (пост)
Сосна - …(насос)
Шутка - … (штука)
Рубка - … (бурка)
Мышка - … (камыш)
Нитка - … (ткани, танки)
Колос - … (сокол)
Нина - … (Инна)
Волос - … (слово)
Задание 6.
«Какое слово спряталось?»
Учитель называет слово. Нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.
Мрак (рак), столб (стол), зубр (зуб), полк (пол), удочка (дочка), уточка (точка).
Задание 7.
Слова – перевертыши.
Добавьте к этим словам свои примеры.
Казак, доход, потоп, топот, комок, боб, довод.
Задание 8.
Переставьте ударения. Что произойдет?
Село, пропасть, окуни, топи, пряди.
Задание 9.
Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с маленькой, и с большой буквы?
Сережка, орел, весы, панама, десна, стрелец.
(Ответ: Сережка (имя), Орел (город), Весы, Стрелец (знаки Зодиака), Панама (государство), Десна (река).)
Задание 10.
Найдите синонимы в стихотворении и запишите их.
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнется первый акт,
Мы называет все антракт.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку.
После урока непременно
Нужна ребятам перемена..
Задание 11.
Найдите все фразеологизмы в этом шуточной рассказе А. Шибаева.
Подберите к ним синонимы, объясните значения этих фразеологизмов.
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет себя из рук вон плохо! Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам! Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись. На свою голову. То теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вмсте мы всегда сумеем намылить ему голову!
Задание 12.
Ответьте фразеологизмом на вопросы:
Как говорят о человеке:
- Который часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
- Который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла)
- Который держится неестественно прямо (как аршин проглотил)
- Кротким, безобидном (мухи не обидит)
- Болтливым (язык без костей)
- Испытывающем чувство стыда (готов сквозь землю провалиться)
- Который является очень дальним родственником (седьмая вода на киселе)
- Склонном к воровству, мошенничеству (на руку чист)
- Который бесследно исчез (поминай, как звали; и след простыл)
- От которого ожидают успехов (подает надежды)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Окказионализмы"
Разработка внеклассного мероприятия на тему "Окказионализмы". Подходит для учащихся с 5 по 11 классы. Было проведено в рамках Предметного клуба юных филолов во внеурочное время....
Викторина "Своя игра". Внеклассное мероприятие по русскому языку. Разделы: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.
Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.Участие принимают две команды. Викторина проводится в два тура. Команды получают игровые поля (презентация проводится по ссылкам) с темам...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»
Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»
Цели и задачи:- общеобразовательные – повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», исто...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...