Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Цели и задачи:
- общеобразовательные – повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», историко-лингвистической справкой о причинах исчезновения языков, представление «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», знакомство с литературным материалом на тему важной роли языка в жизни человека и общества, необходимости его сохранения;
- воспитательные – воспитание чувства ответственности за культуру своей речи, желания сохранить русский язык, оградить от разрушительных влияний;
- развивающие – развитие умения дискутировать на предложенную тему, навыков логического мышления; навыков ораторского искусства, выразительного чтения стихотворения наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_ekologiya_yazyka.docx | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Новочебоксарск
Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»
Автор: Гурылёв Антон Александрович,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 год
Дата проведения: 14.12.2016
Количество учащихся, занятых в мероприятии – 19 (5в класс).
Цели и задачи:
- общеобразовательные – повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», историко-лингвистической справкой о причинах исчезновения языков, представление «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», знакомство с литературным материалом на тему важной роли языка в жизни человека и общества, необходимости его сохранения;
- воспитательные – воспитание чувства ответственности за культуру своей речи, желания сохранить русский язык, оградить от разрушительных влияний;
- развивающие – развитие умения дискутировать на предложенную тему, навыков логического мышления; навыков ораторского искусства, выразительного чтения стихотворения наизусть.
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии, индивидуальные выступления учеников
Оформление кабинета: экран с иллюстрациями, доска.
Оформление доски: эпиграф, основные термины, рисунок «Красной книги».
Эпиграф на доске:
Язык подобен храму,
который хранит души говорящих на нём
(Оливер Холмс, врач, поэт и писатель)
Структура мероприятия:
- Организационный момент ……………………………………….5 мин
- Беседа …………………………………………15 мин
- Выступления учеников………………….10 мин
- Подведение итогов………………………..5 мин
Содержание и ход мероприятия.
- В 5 классе мы с вами изучали многие разделы науки о русском языке, какие именно? (Такие как лексика, синтаксис, орфоэпия, орфография, морфология и др.)
- Правильно. Лексика отвечает за значение слова, синтаксис за построение слов в предложения, орфоэпия – за произношение слов. Это различные уровни языка. Какие у вас ассоциации со словом «уровень»? Какой синоним можно подобрать к этому слову?
(Например: уровень воды в море, уровни подготовки, уровень знаний и др. Синонимы: степень, этаж, отдел, ступень, эшелон и др.)
- Уровни могут быть и этажами. Если сравнить язык со стройкой, то видно, что, как и при строительстве здания, на разных уровнях-этажах рабочие занимаются разными делами, чтобы вместе построить общий дом-язык. (На доске или экране проектора можно поместить схематический наглядный рисунок с подписями, где разные части дома соответствуют разным языковым уровням)
- Кирпичики и панели фундамента, стен, этажей и перекрытий построенного дома – это языковые нормы, без них он быстро разрушится. Какие орфографические и пунктуационные нормы (правила) вы помните?
(Ученики называют правила, например: О/Ё после шипящих и Ц, запятая между частями сложного предложения и т.д.)
- Но когда дом построен, через некоторое время ему требуется ремонт, а то и перестройка целых частей. По этой причине язык всегда меняется, в него приходят новые слова, а старые уходят. Но происходит это не сразу, а понемногу, частями. Что будет если сразу снести несущую стену у дома? Правильно, дом немедленно развалится. Что будет с языком, если слишком много людей начнут говорить и писать с ошибками, неграмотно, игнорируя языковые нормы?
(Язык тоже «разрушится», все перестанут понимать друг друга)
- Именно так. Язык – это то, что отличает людей от животных. Без родного языка человек теряет себя, деградирует, забывает родной дом и теряет цель в жизни. Недаром, как вы узнали из курса литературы, язык и Родина – неразрывные понятия. Это доказывают многочисленные стихотворения русских поэтов. (Здесь ученики могут рассказать подготовленные заранее отрывки из стихотворений, в которых говорится о связи воспитания человека и языка, см. Приложение)
- Возвращаясь к сравнению с домом, что бывает, если жители покидают дом и больше некому становится следить за его состоянием. Что, если вспыхнет пожар и от дома останутся только обгоревшие остовы и горсти пепла?
- Ребята, к сожалению, такие вещи случаются с существующими языками. Они так же, как животные или люди могут «зачахнуть», «заболеть» и в конечном счёте даже исчезнуть навсегда по разным причинам. Некоторые языки находятся в опасности, в особенности под угрозой те языки, у которых осталось очень мало носителей, т.е. людей, для которых эти языки родные.
- Скажите, куда записывают исчезающие виды животных учёные-биологи?
(В красную книгу)
У учёных-языковедов тоже есть своя Красная книга. Она ведётся всемирной организацией ЮНЕСКО и называется «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», а ранее её так и называли «Красная книга исчезающих языков». По данным на 2010 год в ней насчитывается 2500 языков (из которых 230 исчезли с 1950 года), а разделяют и классифицируют языки по степени сохранности.
- Но некоторые языки уже не вернуть. Для них учёные придумали даже специальный термин: «мёртвые языки». Появление метафоры «живые и мёртвые языки» далеко не случайно. Исчезает народ, за ним умирает его культура, традиции и ценности. Когда всего этого не существует, появляется мёртвый язык, который хранится лишь в письменных источниках. Причины исчезновения бывают разные. Предлагаю послушать сообщение на данную тему. (Выходит ученик с сообщением, см. Приложение, «Как и почему они умирают»).
- Итак, задумались ли вы о судьбе родного языка? Давайте напоследок подумаем, что можно сделать нам для сохранения русского языка, какой вклад может совершить каждый человек?
(Нужно знать и уважать правила родного языка, стараться использовать разнообразные слова, правильно говорить и писать, больше читать и аккуратно формулировать свои мысли)
- Станете ли вы теперь относиться внимательнее к собственной речи? Надеюсь, что ответ положительный. Теперь все скажем друг другу вежливое «до свидания», всем спасибо за внимание!
Приложение.
Стихотворения о языке и Родине
А. Шибаев. В день солнечный июльский
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
М. Матусовский. С чего начинается Родина
Хотя это стихотворение о Родине, но… в нем говорится и о колыбельной, и о первом букваре, и об общении с друзьями — о всё том, что невозможно без родного языка!
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
Т. Зумакулова Родной язык
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
М. Крюков. Много языков на свете разных
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Как и почему они умирают
Исчезновение языков наблюдалось во все времена, но наиболее активно это стало происходить последние столетия. Согласно исследованиям учёных, мёртвый язык появляется каждые 2 недели. Многие из них являются бесписьменными, и они исчезают как только смерть забирает последнего носителя. Такое положение случается при возникновении трёх основных причин:
1. Исчезает народ, владеющий этим языком. Такая участь коснулась жителей Тасмании, которых выгнали с территории родной земли.
2. Люди изучают новые языки, при этом забывают старые. Этот процесс можно объяснить как переключение людей на другую культуру. Такие люди делятся на 3 категории:
2.1. Поколение знает только свой родной язык.
2.2. Родным пользуются дома, а на улице говорят на основном.
2.3. Не знают родной язык, но прекрасно владеют основным.
Третье поколение часто подвержено трудностям. К примеру, семья живёт в Америке, и дети владеют основным языком, при этом не зная родного. Но старшие родственники не знают английского, а владеют родным. Отсюда и возникает барьер общения между родственниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы Тема: «Не пером пишут, а умом»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературыТема: «Не пером пишут, а умом»...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....