Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса
статья по русскому языку (7 класс) по теме
Организация самостоятельной работы и руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Одной из главных функция такого вида работы является формирование высококультурной личности.
В работе представлен результат исследования, цель которого - выявление особенностей организации самостоятельной работы школьников 5-6 классов на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса
Введение Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач. Объектом исследования является процесс организации самостоятельной работы. Цель исследования: выявить особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи: 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2. определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды; 3. выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках в начальной школе; 4. разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы. |
амостоятельная работа на уроках русского языка и литературы.
Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала так и при повторении и обобщении изученного. Поэтому при организации самостоятельной работы важно не допускать перегрузки учащихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности.
Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников еще и потому, что происходит активизация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя –консультантом, с учителем, общение с учебником, словарем, справочником.
Остановлюсь на работе в паре. Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, выполняемых учителем. Желательно, чтобы в паре один из учащихся должен быть сильнее. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Оценивая работу, ученики пользуются памяткой:
- Знает материал, не знает, непрочно знает.
- Ответ полный, неполный.
- Работал самостоятельно, с помощью.
- Допустил ошибки( какие, сколько )
- Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется.
- Язык, речь.
Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например, «Н и НН в прилагательном, причастии», « Правописание не с причастиями»
В 8 кл. работали в парах по контрольным вопросам после изучения темы «Однородные члены предложения», «Односоставные предложения».
Приведу пример работы в парах по теме «Однородные члены предложения» на уроке повторения. Ученики I варианта рассказывают II варианту вопросы1,3,5,а ученики II варианта вопросы 2,4,6.
- Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
- Как однородные члены соединяются между собой? Назовите виды связи между ними.
- Назовите группы сочинительных союзов?
- Назовите случаи, когда при однородных членах ставится запятая? Примеры.
- Когда запятая не ставится? Примеры.
- Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.
Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываю на доске.
На уроке литературы можно поработать в парах над выразительным чтением стихов, связными рассказами о писателях, о героях.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на данную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например, 6кл. «Правописание приставок при и пре», 7 кл. «Связный рассказ о причастии как о части речи». По литературе в 7 кл. есть статьи: «В творческой лаборатории писателя», «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.
Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.
Выполняя самостоятельные задания, учащиеся могут работать в группах. Результаты выполнения заданий могут оцениваться не только учителем, но и учеником-консультантом.
Так в 7 кл. изучение темы « Наречие» мы заканчиваем уроком-зачетом. Класс делится на 4 группы. В каждой группе есть консультанты, которые заранее сдали учителю материал по изученной теме. Начинается урок с разбора учителем типичных ошибок, допущенных в диктанте. Затем ученики самостоятельно работают над своими ошибками. Далее сдают консультанту контрольные вопросы и получают оценку, остальные слушают, делают дополнения.
Третий этап- выполнение заданий по карточкам по теме: «Наречие».
Повышению интереса к урокам русского языка способствует дополнительное самостоятельное общение со словарями, со справочниками. При изучении темы «Лексика и фразеология» в 6-ом классе ученики должны были обратиться к фразеологическому словарю «Крылатые слова» (Ашукина М.С., Ашукина М.Г.) и книге Вартаньяна «Почему мы так говорим?» и объяснить значение выбранных фразеологизмов.
Эффективность самостоятельной работы обеспечивается не только качеством дидактического материала, но и тем, как обеспечивается проверка результатов её выполнения. Поэтому хочу остановиться на таком виде работы, как буквенный диктант. Он позволяет сэкономить время, выяснить, насколько понят материал. Такой вид диктанта можно проводить при изучении орфографии и синтаксиса.
На уроках- зачетах, уроках-практикумах для активизации каждого ученика, его самостоятельности можно использовать графические диктанты, перфокарты.
Учитель сталкивается и с такой проблемой как неумение слушать. С этой целью можно предложить задания типа: составить план сообщения учителя, ученика, записать ключевые слова, вопросы; подготовить устное рецензирование.
Таким образом, организуя самостоятельную работу, учителю необходимо представлять для достижения каких целей и промежуточных задач она осуществляется.
Мы, языковеды, работаем над формированием орфографической и пунктуационной грамотности, над развитием их мышления и речи, над привитием интереса к чтению художественной литературы.
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования.
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда.
Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Понятие “самостоятельная работа” используется различными авторами в разном значении. В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе, это понятие рассматривается и как форма организации деятельности (Б.П.Есипов и др.); и как метод обучения (Ю.К.Бабанский, М.Т.Баранов и др.); и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, И.Э.Унт и др.), и как вид учебной деятельности (М.Р.Львов, Л.Г.Вяткин и др.) Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г.Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает “такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика”.
Но общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает учебная программа или познавательная задача. Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.)
Вообще под “самостоятельностью” в психологии понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью, планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Так Я.А.Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным - это значит “стоять самому”, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики.
Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
- Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
- Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.
- Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.
В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаниями – соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Однако реальное положение вещей далеко от идеала.
Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
По данным А.К.Буряк, самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразовательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей, по данным Р.П.Безделиной, считают своей основной функцией только передачу знаний.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учениками без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Самостоятельная работа может осуществляться школьниками на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, наблюдений и т. д.
К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:
- закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
- расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
- развитие самостоятельного мышления;
- формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.
Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Предлагалось работать без домашних заданий. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения.
Методы самостоятельной работы составляют подгруппу методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К отдельным методам самостоятельной работы относят: метод работы с учебником, книгой; метод самостоятельного выполнения письменных упражнений, написания сочинений, рассказов, стихов и т. д. Самостоятельная работа содействует развитию мыслительных умений и навыков, закаляет волевую сферу личности.
Любая самостоятельная работа учащихся должна контролироваться. А.С.Границкая в своей работе “Научить думать и действовать” предлагает контрольный комплекс, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. В данный комплекс входят следующие виды контроля:
- контроль учителя;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о труде, которое можно было бы поместить в лицейской газете.
- Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной степенью имен прилагательных, а во второй – со сравнительной степенью наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Послушать любимое музыкальное произведение (желательно классическое). Определить, какие чувства, мысли, настроение оно пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины? Написать вариант сочинения на тему: “Слушая…” Желательно использовать словари: “Словарь эпитетов”, “Словарь синонимов”.
- В русском языке более 140 фразеологических сравнений? Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
- Объяснить одноклассникам, как составлять киносценарий на основе текста художественного произведения (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику “Русская речь, 8–9”, автор Е. И. Никитина, стр.73–74), записать советы в форме памятки. А затем сравнить ее с памяткой на стр.190.
- Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” такие сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается словом “так”. Записать их.
Общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.
- Необходимо расширять применение методов самостоятельной работы в практике обучения;
- Критериями применения методов самостоятельной работы должны быть в единстве доступность содержания учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения;
- Методы самостоятельной работы используются и в процессе выполнения отдельных упражнений, и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные вопросы и др.;
- Для расширения сферы применения самостоятельной работы до оптимально необходимого уровня следует улучшить предварительную подготовку учеников к ее выполнению путем формирования навыков и умений работы с учебниками, книгой, справочниками;
- В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учеников проявления элементов творчества, рационализации, новаторства: проблемные самостоятельные работы, задания по написанию стихов, сочинений на свободные темы и т. д.;
- Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении самостоятельных заданий.
Использование методов самостоятельной работы в общей системе методов обучения помогает с каждым годом внедрять в школьную практику новые виды самостоятельных работ: моделирование и конструирование, работы с микропроцессорной техникой, с обучающими и контролирующими устройствами, с видеомагнитофонными устройствами и т. д.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Мы должны понимать, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.
На уроках русского языка использую следующие виды самостоятельных работ: устные и письменные, практические и теоретические, репродуктивные и творческие, в виде подготовительных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
презентация...
Статья "РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"
Статья для учителей иностранного языка по проблеме регионоведения...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
Учебник русского языка как средство развития познавательного интереса
Данная статья посявщена развитию у школьников познавательного интереса через учебник русского языка....
«Внеклассная работа по русскому языку как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Внеклассная работа....
Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...