Самостоятельная работа на уроке английского языка как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
статья по английскому языку
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием.
Тем не менее, самостоятельная работа не является самоцелью урока, это – средство формирования глубоких и прочных знаний учащихся, средство формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач, ведь знания, умения, убеждения невозможно передать от учителя к обучающемуся, прибегая только к словам. Ключевыми этапами являются самостоятельная переработка, осознание и принятие этих умений и понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием.
Тем не менее, самостоятельная работа не является самоцелью урока, это – средство формирования глубоких и прочных знаний учащихся, средство формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач, ведь знания, умения, убеждения невозможно передать от учителя к обучающемуся, прибегая только к словам. Ключевыми этапами являются самостоятельная переработка, осознание и принятие этих умений и понятий.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Анализ работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется следующим образом:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Кроме того, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны.
Таким образом, в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит учителю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся.
Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Современные методисты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.
Развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Однако, требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.
В ходе организации самостоятельно работы обучающихся я не только определяю объём и содержание учебного материала и задания для его усвоения, а совместно с обучающимися разрабатываю алгоритм наиболее эффективного выполнения каждого из них. Это позволяет приучить учащегося к определенной последовательности в выполнении задания, вооружить его совокупностью приемов учения, методологией познания в рамках данного учебного предмета, расширить его познания в изучаемом языке и тем самым обеспечить возможность достичь практических целей при изучении английского языка. Я считаю, что важно чтобы алгоритм действий был не просто представлен учителем как готовый продукт, а разрабатывался совместно с обучающимися. Это вызывает у обучающихся больший интерес и позволяет быстрее внедрить этот алгоритм в систему действий обучающихся при решении различных учебных задач. Процесс выявления рациональных способов и приемов выполнения заданий требует затраты определенного времени на уроке, однако впоследствии позволяет оптимизировать процесс выполнения задач. Разобрав с ребятами, как нужно выполнять задание определённого типа, я далее только напоминаю, что и как нужно сделать, а затем необходимость в этом отпадает.
Следует отметить, что эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Я стараюсь включать различные формы самостоятельной работы практически на каждом уроке при работе над формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются различные технологии и приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
В своей деятельности я использую разнообразные технологии и приемы обучения, что способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Использование мультимедийных технологий на уроке позволяет лучше проиллюстрировать изучаемый материал, сделать урок более интерактивным. Мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на обучающихся, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Мною создан банк мультимедийных презентаций на различные грамматические и лексические темы. Кроме того, для создания интерактивных упражнений я использую приложение
Многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы и понимает, что главное в рамках этой работы не показать себя лучше других, а совместными усилиями достичь общей цели. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.
Например, можно организовать такой вид самостоятельной работы при обучении чтению. Для начала ведется фронтальная работа: учащиеся читают текст, выполняются предтекстовые и текстовые задания. Затем, я делю текст на части. Учащиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть в одной группе работают учащиеся с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста или выполнить задание на понимание содержания прочитанного. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст, озвучивает ответы на задания, обосновывая выбранные варианты. В результате, вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и другие виды работы, например, при проведении работы над ошибками, особенно эффективно это получается с обучающимися более старших классов, потому что они понимают, что важно не просто сказать другим участникам группы ответы на все задания, а помочь им самим прийти к правильному решению.
Изучая или повторяя тему «Праздники англоговорящих стран» можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников (в зависимости от количества учащихся). Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.
Я использую технологию обучения в сотрудничестве на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают индивидуально. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. У меня появляется возможность уделить больше внимания слабым учащимся и обучающимся, у которых возникают вопросы, еще раз объяснить им пройденный материал.
Используя как традиционные виды работы, так и современные технологии нужно помнить о необходимости, с одной стороны, давать учащимся больше возможностей проявить свою самостоятельность, с другой стороны, о необходимости подготовить их к самостоятельной работе.
В первом случае речь идет о том, чтобы не объяснять учащимся то, о чем они могут догадаться сами, не выполнять за них то, что они способны выполнить самостоятельно. Иногда задав вопрос или объяснив задание, достаточно дать детям чуть-чуть больше времени подумать, не спешить объяснять еще раз, и учащиеся справятся сами. Необходимо использовать индивидуальную, парную и групповую формы самостоятельной работы. Учащиеся должны иметь больше возможностей проявить свою активность, самостоятельность. Например, я широко применяю обсуждение каких-либо проблем в парах, малых группах. Речь идет именно об обсуждении, а не о составлении диалога. Главная задача учителя научить во время обсуждения использовать иностранный язык, не переходить на родной язык.
Широкие возможности для формирования и развития навыков самостоятельной деятельности дает использование игры в процессе обучения иностранному языку. Игра позволяет активизировать стремление обучающихся к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, дает возможность робким преодолевать барьер неуверенности, т. к. в ней каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. В своей работе я использую различные языковые игры: фонетические, лексические, грамматические и стилистические. Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом. Учащиеся вместе с учителем обсуждают его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе, контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. Если у учителя сложились хорошие доверительные отношения с классом, если удалось создать рабочую деловую атмосферу на уроках, то учащиеся серьезно относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Список использованной литературы.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2015. – 208с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2012.
- Нильсон О.А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» - Тал., 2013.
- Беликова Е. В. Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 98-100. — URL (дата обращения: ).
- Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123. — URL (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса
Организация самостоятельной работы и руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Одной из главных функция такого вида работы является формирование высококультурной личнос...

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».
Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятел...
Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся
Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.
В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим составом обучающихся. Не исключением являются и ш...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...
Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...