Чтоб не осталось в стороне никого
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок обобщение по лексике и фразеологии для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.ppt | 1.37 МБ |
frazeolgizmy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» 6 класс
Цель: повторить материал. Обобщить знания по теме: «Лексика и фразеология»
Оборудование: презентация
Учитель
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок КВН. Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение:
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
Набрал в рот воды (молчаливый)
Как в воду глядел (угадал, предсказал)
Воды не замутит (тихий человек)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошел огонь и воду (всё испытал).
- А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и «весёлое лукавство ума», как поет в своей песне Высоцкий.
Ученик
Много прекрасного в странной стране.
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
В этом-то всё и дело.
Учитель. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода.
1 вариант. Кто больше запишет слов
(утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло)
2 вариант. Со словом «Нос»
(зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа)
Учитель: обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний могут быть как устойчивые, так и свободные. Н-р, если мы скажем : «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая команда составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.
- высунуть язык
гладить по головке
кормить завтраками
- намылить шею
прокладывать дорогу
протянуть руку
Учитель. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. (поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде)
На карточках написаны имена
Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)
Емеля (мели Емеля – твоя неделя)
Маланья (на Маланьину свадьбу)
Фома (Фома неверующий)
Макар (куда Макар телят не гонял)
Сидор (драть как сидорову козу)
Федот (Федот, да не тот)
Задание классу
Найти устойчивые обороты в отрывках, тексты заранее записаны на доске:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
- Капитаны должны передать значение фразеологических оборотов с помощью жестов. А команда должна назвать его.
(на карточках записано: водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слезы, реветь в три ручья)
Задание командам
Подобрать синонимы к устойчивым оборотам:
- Поминай как звали –
и след простыл
- Куры не клюют –
хоть пруд пруди
- Водить за нос –
морочить голову
- Глядеть в оба –
держать ухо востро
- Следующее задание. Быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам:
- Жить душа в душу –
как кошка с собакой
- Чуть свет –
на ночь глядя
- Хоть пруд пруди –
кот наплакал
- Рукой подать –
туда Макар телят не гонял
- Дать волю языку –
держать язык за зубами
- Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Составьте с ними предложения.
- Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"
Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»
Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»...
Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
презентация ученика к уроку математики...
17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно.
Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не по...
Классный час "Вмешаться или остаться в стороне".
Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерно...