Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

 Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности.

Обобщить  отличительные признаки сложносочинённого предложения,  смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП,  лингвистический анализ текста, в том числе  с точки зрения синтаксиса ССП; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока27.82 КБ
Файл техкарта урока21.71 КБ
Файл ssp.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет: русский язык;

Класс: 9;

Школа: МБОУ «Хаптагайская средняя общеобразовательная школа имени Кеши Алексеева»;

Тема урока: 

Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

      Цель урока:

        Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности.

Обобщить  отличительные признаки сложносочинённого предложения,  смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП,  лингвистический анализ текста, в том числе  с точки зрения синтаксиса ССП;

Познавательные УУД:

  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
  • создание условий для формирования навыков критического мышления;

Регулятивные   УУД:

  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в индивидуальной и фронтальной работе, работе в парах;

Коммуникативные УУД:

  • формирование навыков управления поведением партнера в работе в парах;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • владение  видами речевой деятельности;
  • осознание эстетической функции русского языка;

2. Метапредметные:

  • овладение приемами выделения необходимой информации;
  • использование знаньевой рефлексии (позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
  • формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
  • формирование навыков управления поведением партнера;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока: обобщение изученного

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

1.  Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас

Мы вошли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

И давайте с настроением

Мы начнём урок друзья.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня встрече с вами, меня зовут Мария Николаевна, я учительница русского языка и литературы Хаптагайской средней школы, и надеюсь, что наш с вами урок сегодня пройдёт позитивно и деятельно.   На доске перед вами 4 простых слова: У, всё, получиться, нас, сегодня, составьте, пожалуйста, из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

 2. Объявление темы и целей урока.

На уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и так как в этом году мы учащиеся 9 класса сдаём ГИА, поэтому каждый урок для нас является этапом подготовки к этому экзамену.

1 этап:

Текст на листочках у каждого ученика.

        (1)Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3)Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

(4)«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

(5)Так начались для меня мучительные дни. (6)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а  Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. (7)Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.

(8)  Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку.

(10)Впрочем, лямку ли? (11)Как-то невольно  и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12) Наказание превратилось в удовольствие.

                                                                                          (По В. Распутину)

2. Работа по содержанию текста (фото В.Распутина, изображения к рассказу «Уроки французского»):

Перед тем, как приступить к выполнению заданий, давайте вспомним краткое содержание рассказа замечательного русского писателя, сибирского гения русской литературы Валентина Распутина.  

3. Фронтальный опрос:

  • Как назывался рассказ?
  • Кто были главными героями?
  • Каковы были причины, побудившие мать отпустить своего сына на самостоятельное жильё?
  • В какое время происходило действие рассказа? (1948)
  • Какое это было время?
  • Как вспоминает автор своё детство?

Как вы правильно заметили, действие рассказа происходит в нелёгкие, голодные,  послевоенные годы. Без тени фальши, без натяжек автор рассказывает об отношении учительницы недоверчивого, угрюмого, деревенского мальчика после того, как она узнала о его проблемах. Казалось бы, всё то, о чём рассказал писатель – далёкое прошлое. Но рассказ до сих свеж, социально горяч. Ведь в нём не только история, происшедшая в давние времена в сельской школе. В нём высшие человеческие ценности, взвешенные с ювелирной точностью. В нём большое мужество молодой девушки, учительницы и прозрение замкнутого, недоверчивого ребёнка. Этот рассказ является уроком человечности.

4. Определите тип и стиль.

5. В данном тексте найдите грамматические основы предложения и докажите, какие предложения являются сложными.

1 ряд – 1 абзац;

2 ряд – 3 абзац;

3 ряд – 4 абзац;

6. Выступления учащихся (работа у доски):

7. Какие из этих предложений являются сложносочинёнными и почему? (ответы учащихся) – определение ССП;

8. Какое прилагательное в предложении 2 образовано от имени собственного? (ангарское) река Ангара находится в Западной Сибири, это родина Валентина Распутина.

9. 4 абзац

Найти в 4 абзаце метафору, Французская лямка – метафора.

(Картина И.Е. Репина) – лямка, аудиозапись на фр.языке

10. работа в парах по планшету

Составление таблицы «Виды сочинительных союзов» «Смысловые отношения» (работа с учебником)

11. Физминутка

Вытянуть вперёд правую руку, и не поворачивая головы, следить глазами за медленными движениями указательного ральца вытянутой руки: влево и вправо,  вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

12.Определите виды союзов в данных предложениях и  смысловое отношение:

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое.(противительный, противопоставление)

За войну у людей скопилось много выигрышных облигаций, и тогда облигации несли ко мне. (соединительный, последовательность)

Денег было, конечно, жалко, но я приноравливался к игре. (противительный, противопоставление)

В октябре то пригревало, то редко выпадали дожди. (разделительный союз, чередование).

Постройте схемы этих предложений.

СЛАЙД (фигурные скобки) ССП равноправные предложения.

13. Какие смысловые отношения между частями ССП? Дайте ответ с помощью стрелок;

Поставьте пропущенные знаки препинания.

Рефлексия урока:

  • Я рад, что…
  • Теперь я буду знать, что …
  • Меня порадовало на уроке то, …
  • Меня огорчило то, что …
  • Я хотел бы, чтобы..

Домашнее задание синтаксический разбор ССП:

Найдите предложение в данном тексте, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием).

№ 7

Теперь я буду знать, что

Итогом урока считаю …

Я рад, что…

Я хотел бы, чтобы…



Предварительный просмотр:

МБОУ «Хаптагайская средняя общеобразовательная школа имени Кеши Алексеева»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме:

Обобщение изученного по теме «Сложносочинённые предложения»

Учитель:Кривошапкина Мария Николаевна

Тема

Обобщение изученного по теме «»Сложносочинённое предложение»

Цели:

Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности.

Обобщить  отличительные признаки сложносочинённого предложения,  смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП,  лингвистический анализ текста, в том числе  с точки зрения синтаксиса ССП;

Познавательные УУД:

  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
  • создание условий для формирования навыков критического мышления;

Регулятивные   УУД:

  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в индивидуальной и фронтальной работе, работе в парах;

Коммуникативные УУД:

  • формирование навыков управления поведением партнера в работе в парах;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планируемый результат

1.Предметные:

  • владение  видами речевой деятельности;
  • осознание эстетической функции русского языка;

2. Метапредметные:

  • овладение приемами выделения необходимой информации;
  • использование знаньевой рефлексии (позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
  • формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
  • формирование навыков управления поведением партнера;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основные понятия

Виды подчинительных союзов, смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

Межпредметные связи

Русский язык, русская литература, искусство

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.


Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: уточнить тип урока

Готовятся к восприятию информации

Создание атмосферы сотрудничества. Уточняет тип урока, знакомит

Учитель обращает внимание на тип и цели урока,  на воспитательный аспект заданий.

Уметь слушать

2. работа по содержанию текста  (10 мин)

Цели:

Через чтение и содержание текста выйти на тему урока

Читают текст, работа по содержанию, определяют тип и стиль.  

Через фронтальный опрос, наводящие  и связь с литературой организует повторение пройденного материала.

Отвечают на вопросы, работают по тексту.

Организация активной мыслительной деятельности учащихся

Умение применять прочитанное на практике;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь планировать свои действия.

3. Включение в систему знаний по пройденной теме (10 мин)

Цель:

Обобщение ранее пройденного материала

Обобщение пройденного материала

Работа с интерактивной доской  

Организация индивидуальной и фронтальной работы

Индивидуальная работа

Организация активной мыслительной деятельности учащихся

Умение оформлять свои мыслив устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Умение производить синтаксический и лингвистический анализ текста

4.Работа в парах (10 мин)

Цель

ИКТ – компетентность учащихся

В парах на планшете при помощи учебников составляют таблицу «Виды сочинительных союзов и смысловые отношения в ССП»

Организация работы учащихся  в парах с использованием современных информационных технологий.

Составляют на планшетах в парах таблицу «Виды сочинительных союзов и смысловые отношения в ССП»

Обобщение по видам подчинительных союзов

Планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске информации.

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, обрабатывать её.

Уметь оценивать результаты деятельности в парах.

5. Физминутка  (3)

6. обобщение пройденного (5 мин)

Цель:

Проверить уровень усвоения темы

Индивидуальная и фронтальная работа, работа с интерактивной доской.

Организует индивидуальную и фронтальную деятельность учащихся и работу с интерактивной доской, задаёт вопросы

В ходе урока использовали задания в формате ГИА, повторили и закрепили понятие о ССП

Умение осуществлять итоговый контроль своей деятельности и с достаточной полнотой выражать свои мысли.

7. Домашнее задание

(2 мин)

Записывают домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания

Уметь производить синтаксический разбор ССП

8. Рефлексия (6 мин)

Заканчивают предложения, заданные учителем и озвучивают их

Даёт учащимся высказаться о уроке.

Способность к самооценке.

Умение оформлять свои мысли и сформулировать собственное мнение и позицию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок для нас Мы вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. И давайте с настроением Мы начнём урок друзья.

Слайд 2

У, всё, получится, нас, сегодня У нас сегодня всё получится!!!

Слайд 3

Тема: Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Слайд 4

Цель урока: Формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности Обобщить отличительные признаки сложносочинённого предложения, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП.

Слайд 5

( 1)Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3)Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. (4)«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она. (5)Так начались для меня мучительные дни. (6)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. (7)Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь. Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку. (10)Впрочем, лямку ли? (11)Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12) Наказание превратилось в удовольствие. (По В. Распутину)

Слайд 6

Валентин Григорьевич Распутин – сибирский гений русской литературы

Слайд 7

Главный герой рассказа

Слайд 8

Лидия Михайловна

Слайд 11

Определите тип и стиль текста Тип: Стиль:

Слайд 12

В данном тексте найдите грамматические основы предложения и докажите, какие предложения являются сложными. 1 ряд – 1 абзац 2 ряд – 2 абзац 3 ряд – 3 абзац

Слайд 13

Какое имя прилагательное образовано от имени собственного? (предложение 2) ангарское – Ангара

Слайд 15

Найдите в 4 абзаце средство выразительности – метафору Французская лямка

Слайд 17

Виды сочинительных союзов СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, ДА (=НИ) НИ..НИ ТОЖЕ, ТАКЖЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ А, ЖЕ, НО, ЗАТО ДА, ОДНАКО РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ТО..ТО ИЛИ (ИЛЬ) ЛИБО..ЛИБО НЕ ТО…НЕ ТО ТО ЛИ..ТО ЛИ смысловое отношение Одновременность последовательность причинно-следственные отношения Сопоставление Противопоставление Чередование взаимоисключение

Слайд 18

Определите в предложениях виды сочинительных союзов и смысловое действие: Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое. Денег было, конечно, жалко, но я приноравливался к игре. В октябре то пригревало, то редко выпадали дожди

Слайд 19

Постройте схемы этих предложений

Слайд 20

Я легко запоминал слова но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками а позванивая пытались куда-то лететь. Наверное уже можно было прекратить эти занятия на дому но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне а она по видимому не считала нашу программу выполненной Противопоставление действий Чередование действий Последовательность действий

Слайд 21

Я рад, что …. Теперь я буду знать, что… Меня порадовало на уроке то,… Меня огорчило то, что … Я хотел бы, чтобы …

Слайд 22

Домашнее задание синтаксический разбор ССП Найдите предложение в данном тексте, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием).

Слайд 23

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе по ФГОС...

Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.Задачи урока:Обучающие задачи: закрепить полученные знания об односоставных ...

Урок русского языка в 9 классе.«Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение».

Повторить основные сведения о сложном предложении, его видах, обобщение имеющихся знаний....