Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности.
Обобщить отличительные признаки сложносочинённого предложения, смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 27.82 КБ |
техкарта урока | 21.71 КБ |
ssp.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Предмет: русский язык;
Класс: 9;
Школа: МБОУ «Хаптагайская средняя общеобразовательная школа имени Кеши Алексеева»;
Тема урока:
Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Цель урока:
Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности.
Обобщить отличительные признаки сложносочинённого предложения, смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП;
Познавательные УУД:
- овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
- создание условий для формирования навыков критического мышления;
Регулятивные УУД:
- формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в индивидуальной и фронтальной работе, работе в парах;
Коммуникативные УУД:
- формирование навыков управления поведением партнера в работе в парах;
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
- владение видами речевой деятельности;
- осознание эстетической функции русского языка;
2. Метапредметные:
- овладение приемами выделения необходимой информации;
- использование знаньевой рефлексии (позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
- формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
- формирование навыков управления поведением партнера;
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Тип урока: обобщение изученного
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас
Мы вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
И давайте с настроением
Мы начнём урок друзья.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня встрече с вами, меня зовут Мария Николаевна, я учительница русского языка и литературы Хаптагайской средней школы, и надеюсь, что наш с вами урок сегодня пройдёт позитивно и деятельно. На доске перед вами 4 простых слова: У, всё, получиться, нас, сегодня, составьте, пожалуйста, из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.
2. Объявление темы и целей урока.
На уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и так как в этом году мы учащиеся 9 класса сдаём ГИА, поэтому каждый урок для нас является этапом подготовки к этому экзамену.
1 этап:
Текст на листочках у каждого ученика.
(1)Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3)Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
(4)«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
(5)Так начались для меня мучительные дни. (6)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. (7)Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.
(8) Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку.
(10)Впрочем, лямку ли? (11)Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12) Наказание превратилось в удовольствие.
(По В. Распутину)
2. Работа по содержанию текста (фото В.Распутина, изображения к рассказу «Уроки французского»):
Перед тем, как приступить к выполнению заданий, давайте вспомним краткое содержание рассказа замечательного русского писателя, сибирского гения русской литературы Валентина Распутина.
3. Фронтальный опрос:
- Как назывался рассказ?
- Кто были главными героями?
- Каковы были причины, побудившие мать отпустить своего сына на самостоятельное жильё?
- В какое время происходило действие рассказа? (1948)
- Какое это было время?
- Как вспоминает автор своё детство?
Как вы правильно заметили, действие рассказа происходит в нелёгкие, голодные, послевоенные годы. Без тени фальши, без натяжек автор рассказывает об отношении учительницы недоверчивого, угрюмого, деревенского мальчика после того, как она узнала о его проблемах. Казалось бы, всё то, о чём рассказал писатель – далёкое прошлое. Но рассказ до сих свеж, социально горяч. Ведь в нём не только история, происшедшая в давние времена в сельской школе. В нём высшие человеческие ценности, взвешенные с ювелирной точностью. В нём большое мужество молодой девушки, учительницы и прозрение замкнутого, недоверчивого ребёнка. Этот рассказ является уроком человечности.
4. Определите тип и стиль.
5. В данном тексте найдите грамматические основы предложения и докажите, какие предложения являются сложными.
1 ряд – 1 абзац;
2 ряд – 3 абзац;
3 ряд – 4 абзац;
6. Выступления учащихся (работа у доски):
7. Какие из этих предложений являются сложносочинёнными и почему? (ответы учащихся) – определение ССП;
8. Какое прилагательное в предложении 2 образовано от имени собственного? (ангарское) река Ангара находится в Западной Сибири, это родина Валентина Распутина.
9. 4 абзац
Найти в 4 абзаце метафору, Французская лямка – метафора.
(Картина И.Е. Репина) – лямка, аудиозапись на фр.языке
10. работа в парах по планшету
Составление таблицы «Виды сочинительных союзов» «Смысловые отношения» (работа с учебником)
11. Физминутка
Вытянуть вперёд правую руку, и не поворачивая головы, следить глазами за медленными движениями указательного ральца вытянутой руки: влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
12.Определите виды союзов в данных предложениях и смысловое отношение:
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое.(противительный, противопоставление)
За войну у людей скопилось много выигрышных облигаций, и тогда облигации несли ко мне. (соединительный, последовательность)
Денег было, конечно, жалко, но я приноравливался к игре. (противительный, противопоставление)
В октябре то пригревало, то редко выпадали дожди. (разделительный союз, чередование).
Постройте схемы этих предложений.
СЛАЙД (фигурные скобки) ССП равноправные предложения.
13. Какие смысловые отношения между частями ССП? Дайте ответ с помощью стрелок;
Поставьте пропущенные знаки препинания.
Рефлексия урока:
- Я рад, что…
- Теперь я буду знать, что …
- Меня порадовало на уроке то, …
- Меня огорчило то, что …
- Я хотел бы, чтобы..
Домашнее задание синтаксический разбор ССП:
Найдите предложение в данном тексте, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием).
№ 7
Теперь я буду знать, что
Итогом урока считаю …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы…
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хаптагайская средняя общеобразовательная школа имени Кеши Алексеева»
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме:
Обобщение изученного по теме «Сложносочинённые предложения»
Учитель:Кривошапкина Мария Николаевна
Тема | Обобщение изученного по теме «»Сложносочинённое предложение» |
Цели: | Формирование ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности. Обобщить отличительные признаки сложносочинённого предложения, смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП; Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Планируемый результат | 1.Предметные:
2. Метапредметные:
|
Основные понятия | Виды подчинительных союзов, смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. |
Межпредметные связи | Русский язык, русская литература, искусство |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: уточнить тип урока | Готовятся к восприятию информации | Создание атмосферы сотрудничества. Уточняет тип урока, знакомит | Учитель обращает внимание на тип и цели урока, на воспитательный аспект заданий. | Уметь слушать | |
2. работа по содержанию текста (10 мин) Цели: Через чтение и содержание текста выйти на тему урока | Читают текст, работа по содержанию, определяют тип и стиль. | Через фронтальный опрос, наводящие и связь с литературой организует повторение пройденного материала. | Отвечают на вопросы, работают по тексту. | Организация активной мыслительной деятельности учащихся | Умение применять прочитанное на практике; Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь планировать свои действия. |
3. Включение в систему знаний по пройденной теме (10 мин) Цель: Обобщение ранее пройденного материала | Обобщение пройденного материала Работа с интерактивной доской | Организация индивидуальной и фронтальной работы | Индивидуальная работа | Организация активной мыслительной деятельности учащихся | Умение оформлять свои мыслив устной форме, отвечать на вопросы учителя. Умение производить синтаксический и лингвистический анализ текста |
4.Работа в парах (10 мин) Цель ИКТ – компетентность учащихся | В парах на планшете при помощи учебников составляют таблицу «Виды сочинительных союзов и смысловые отношения в ССП» | Организация работы учащихся в парах с использованием современных информационных технологий. | Составляют на планшетах в парах таблицу «Виды сочинительных союзов и смысловые отношения в ССП» | Обобщение по видам подчинительных союзов | Планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске информации. Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, обрабатывать её. Уметь оценивать результаты деятельности в парах. |
5. Физминутка (3) | |||||
6. обобщение пройденного (5 мин) Цель: Проверить уровень усвоения темы | Индивидуальная и фронтальная работа, работа с интерактивной доской. | Организует индивидуальную и фронтальную деятельность учащихся и работу с интерактивной доской, задаёт вопросы | В ходе урока использовали задания в формате ГИА, повторили и закрепили понятие о ССП | Умение осуществлять итоговый контроль своей деятельности и с достаточной полнотой выражать свои мысли. | |
7. Домашнее задание (2 мин) | Записывают домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания | Уметь производить синтаксический разбор ССП | ||
8. Рефлексия (6 мин) | Заканчивают предложения, заданные учителем и озвучивают их | Даёт учащимся высказаться о уроке. | Способность к самооценке. Умение оформлять свои мысли и сформулировать собственное мнение и позицию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У, всё, получится, нас, сегодня У нас сегодня всё получится!!!
Тема: Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Цель урока: Формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в учебной деятельности Обобщить отличительные признаки сложносочинённого предложения, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП.
( 1)Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3)Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. (4)«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она. (5)Так начались для меня мучительные дни. (6)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. (7)Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь. Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку. (10)Впрочем, лямку ли? (11)Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12) Наказание превратилось в удовольствие. (По В. Распутину)
Валентин Григорьевич Распутин – сибирский гений русской литературы
Главный герой рассказа
Лидия Михайловна
Определите тип и стиль текста Тип: Стиль:
В данном тексте найдите грамматические основы предложения и докажите, какие предложения являются сложными. 1 ряд – 1 абзац 2 ряд – 2 абзац 3 ряд – 3 абзац
Какое имя прилагательное образовано от имени собственного? (предложение 2) ангарское – Ангара
Найдите в 4 абзаце средство выразительности – метафору Французская лямка
Виды сочинительных союзов СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, ДА (=НИ) НИ..НИ ТОЖЕ, ТАКЖЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ А, ЖЕ, НО, ЗАТО ДА, ОДНАКО РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ТО..ТО ИЛИ (ИЛЬ) ЛИБО..ЛИБО НЕ ТО…НЕ ТО ТО ЛИ..ТО ЛИ смысловое отношение Одновременность последовательность причинно-следственные отношения Сопоставление Противопоставление Чередование взаимоисключение
Определите в предложениях виды сочинительных союзов и смысловое действие: Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое. Денег было, конечно, жалко, но я приноравливался к игре. В октябре то пригревало, то редко выпадали дожди
Постройте схемы этих предложений
Я легко запоминал слова но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками а позванивая пытались куда-то лететь. Наверное уже можно было прекратить эти занятия на дому но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне а она по видимому не считала нашу программу выполненной Противопоставление действий Чередование действий Последовательность действий
Я рад, что …. Теперь я буду знать, что… Меня порадовало на уроке то,… Меня огорчило то, что … Я хотел бы, чтобы …
Домашнее задание синтаксический разбор ССП Найдите предложение в данном тексте, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием).
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...
Конспект урока "Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе....
Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе по ФГОС...
Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»
Цели урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.Задачи урока:Обучающие задачи: закрепить полученные знания об односоставных ...
Урок русского языка в 9 классе.«Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение».
Повторить основные сведения о сложном предложении, его видах, обобщение имеющихся знаний....