Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10-11 лкасс по учебнику Грекова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкава. Автор-составитель: Г.В.Цветкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_russ_14-15microsoft_office_word_3.docx | 89.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Котлас
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Председатель МС МОУ «СОШ №12» Директор МОУ «СОШ № 12»
приказ №____
от « __ » 2014г. от « __» 2014 г.
_______________/С.В. Лахтионова/ _______________/Е.Л. Чебыкина/
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет Русский язык
Класс 10
Учитель Толстухина Ольга Петровна
Количество часов всего: 34; в неделю 1
Плановых контрольных работ 3, уроков развития речи 4
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку
Учебник «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.,Чешко. - М.: Просвещение, 2009.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко. и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Цель преподавания русского языка – развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется в виду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
- редактирование; переложение текста;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-реферирование; рецензирование;
- докладирование аннотирование и т.д.;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Задачи преподавания русского языка
Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.
2. Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)
3. Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о языке(3 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).
Лексика и фразеология(6 ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Орфоэпия (2ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Понятие фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).
Нормативные словари русского языка и справочники.
Морфемика, словообразование, орфография (9 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Текст, его строение, виды преобразования текста
Морфология и орфография (12ч.)
Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Раздел 3. Учебно-тематический план по русскому языку 10 класс
№ | Тема | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
Общие сведения о языке (3 ч) | |||||||||
Слово о русском языке | 1 | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. | З: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. У: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка. | Организация совместной учебной деятельности | |||
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. | 1 | Комбинированный | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические). | Функции русского языка как учебного процесса | Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Беседа, проблемные задания | |||
Р/р. Практическая работа. Редактирование текстов | 1 | Систематизация ЗУН | Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | З: особенности текстов по стилю и типу. У: отмечать стилевые черты, языковые средства; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | Анализ текста по плану: стилистическая принадлежность, языковые особенности) | ||
Лексика и фразеология (6 часов) | |||||||||
Слово. Изобразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Работа со словарями. | 1 | Комбинированный | Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия,синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов. Работа со словарями. | Понятие метафора, метонимия, синекдоха; создание собственных метафор. Передача содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | З: смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. У: определять прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль. | Организация совместной учебной деятельности | П.6,13 | ||
Р/р Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста (упр. 34) | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН | Развернутое обоснование позиции с приведением системы аргументов | З: особенность текстов по стилю и типу. У: отличать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить анализ текста различных стилей | Тренинг, практикум | Анализ практической работы | ||
Смысловые отношения между словами. Работа со словарями | 1 | Систематизация ЗУН | Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики | З: специфику смысловых отношений между словами. У: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте | Конструирование предложений | П.7,8 | ||
Ограниченная лексика. Заимствованные слова. Работа со словарями | 1 | Комбинированный | Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы,специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания информации адекватно поставленной цели | З: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. У: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями, справочной литературой | Конструирование предложений | П. 9-11 | ||
Фразеология. Употребления фразеологизмов. Работа со словарями. | 1 | Комбинированный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Крылатые слова, их происхождение | З: понятие фразеологизмы. У: определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов | Конструирование предложений | П.12 | ||
Р/р Лексический анализ текста с решением тестовых задач (А2, А11, А30, В8) | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограмм | З: основные нормы литературного языка. У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | |||
Орфоэпия (2 часа) | |||||||||
Фонетический разбор слова | 1 | Комбинированный | Понятие фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | З: основные орфограммы, изученные ранее; классификацию звуков русского языка. У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор. | Беседа. проблемные задания | П 15 | ||
Орфоэпические нормы СРЯ. Работа со словарями. | 1 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения | Роль ударения в стихотворной речи | У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Организация совместной учебной деятельности | Решение задач (А1, А2,А11) | ||
Морфемика, словообразование, орфография (9+1 часов) | |||||||||
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный) | 1 | Комбинированный | Принципы русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением прописных букв | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | З: основные принципы и нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | П.16,17 | ||
Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм. Употребление разделительных Ъ и Ь | 1 | Комбинированный | Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Орфограммы,связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов) | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | З: основные принципы и нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | П. 30 | ||
Состав слова. Морфемный анализ слова. | 1 | Систематизация ЗУН | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразовании, в практике говорения и правописания | Анализ текста и устного высказывания | З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Работа с деформированным текстом | П.24,25 | ||
Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарями | 1 | Комбинированный | Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор | Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования | З: основные выразительные средства словообразования. У: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Проекты-презентации с применением ИКТ | П.21,26 | ||
Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарями | 1 | Комбинированный | |||||||
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Тренинг, практикум | П. 22 | ||
Правописание гласных после шипящих и ц. | 1 | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц. | Тренинг, практикум | П. 27-29 | ||||
Правописание приставок. Гласные ы,и после приставок | 1 | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок (на з/с, пре-, при- и др) | Тренинг, практикум | П.31 | ||||
Что такое текст? | 1 | Комбинированный | Текст, его строение, виды преобразования текста | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | З: признаки текста и его функционально-смысловых типов. У: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль. | Организация совместной учебной деятельности | Анализ текста | ||
Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста) | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и контроль ЗУН | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | З: основные нормы русского литературного языка. У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Работа над ошибками | ||
Морфология и орфография (12+1 часов) | |||||||||
Систематизация знаний о частях речи (упр. 194) | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. | Изобразительно-выразительные возможности морфологических норм | З: языковые единицы, различные виды их анализа. У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору | ||
Имена. Склоняемые части речи. | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. | Работа с различными словарями | З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. У: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору | ||
Правописание склоняемых частей речи | 1 | Систематизация ЗУН | Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. | Отработка навыка грамматических разборов. Составление слова по заданным схемам. | З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; находить в тексте примеры изученных орфограмм | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||
И.п. и Р.п. множественного числа некоторых существительных м.р. Орфоэпические и морфологические нормы. | 1 | Комбинированный | Грамматические и словообразовательные нормы СРЛЯ, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. | З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. | Словарный диктант | П.37 | ||
Р/р. Типы речи. Рассуждение. | 1 | Систематизация ЗУН | Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения; задачи речи; языковые средства, характерные для текста-рассуждения | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | З: признаки текста, его типы, стили, язык художественной литературы. У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения; соблюдать нормы построения текста. Совершенствовать и редактировать собственный текст. | Работа с деформированным текстом | П.2 | ||
Местоимение. Правописание местоимений | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении. | Умение редактировать текст, устранять повторы | З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; парадигму личных местоимений; орфограмму-пробел. У: находить местоимения в тесте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.47 | ||
Местоимение. Правописание местоимений | 1 | Систематизация ЗУН | |||||||
Глагол. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний об особенностях функционирования глаголов в речи. Отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов | Лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав | З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. У: находить глаголы в тесте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.49,50 | ||
Глагольные формы – причастие и деепричастие. | 1 | Систематизация ЗУН | Глагольные формы – причастие и деепричастие. Углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи. Отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи | Обобщение сведений о предложении, сравнение интонаций простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастными и деепричастными оборотами | З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия. У: применять изученные орфографические правила | Организация совместной учебной деятельности | Анализ текста | ||
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний об особенностях функционирования наречий в речи | Связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия | З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. У: находить в тексте примеры на изученные орфограммы | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П. 56,57 | ||
Служебные части речи | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного о служебных частях речи; углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | З : общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. У: находить в тексте примеры на изученные орфограммы | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.58-63 | ||
Служебные части речи | 1 | Систематизация ЗУН | |||||||
Контрольный диктант. Тест | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Тренинг, практикум | Работа над ошибками |
Раздел 4. Контроль и требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.
По окончании 10 класса учащиеся должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы для учителя:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009. 2.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012, с. 35.
Литература для ученика:
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 и более ранние издания.
Список дополнительной литературы:
АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008
АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008
АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008
АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008
Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.
А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:
В.И.Капинос и др. Под ред. Ковалевой Г.С.; М.: Просвещение, 2003, 2004.
Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
Тюпа В. И., Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ, М., 2001.
Шанский Н. М., Махмудов Ш. А., Филологический анализ, С-П., 1999.
Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
Библиотечка газеты « Первое сентября»
Электронные носители:
- Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс
- Репетитор. Тесты по пунктуации
- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Котлас
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Председатель МС МОУ «СОШ №12» Директор МОУ «СОШ № 12»
приказ №____
от « __ » 2014г. от « __» 2014 г.
_______________/С.В. Лахтионова/ _______________/Е.Л. Чебыкина/
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет Русский язык
Класс 11
Учитель Толстухина Ольга Петровна
Количество часов всего: 34; в неделю 1
Плановых контрольных работ 3, уроков развития речи 6
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку
Учебник «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.,Чешко. - М.: Просвещение, 2009.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко. и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Цель преподавания русского языка – развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется в виду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
- редактирование; переложение текста;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-реферирование; рецензирование;
- докладирование аннотирование и т.д.;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Задачи преподавания русского языка
Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.
2. Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)
3. Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о языке. Стили и типы речи (7 часов)
Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы.
Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя.
Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка.
Синтаксис и пунктуация (27 часов)
Синтаксис и словосочетание (2 часа)
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простое предложение (18 часов)
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений.
Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ.
Сложное предложение (7 часов)
Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП.
Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и).
Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование
.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
Общие сведения о языке. Стили и типы речи (7 часов) | |||||||||
Русский язык как развивающее явление (упр.71, 72, 74) | 1 | Комбинированный | Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. | З: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. У: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка. | Организация совместной учебной деятельности | Упр.73 | ||
Стили речи. Особенности стилей речи | 1 | Комбинированный | Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы | Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией | З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа деформированным текстом | |||
Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ текстов | 1 | Комбинированный | Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя | Создание собственных текстов в данном стиле | З: признаки научно-популярного, публицистического стилей У: находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей | Работа деформированным текстом | Упр. 4,8,9 | ||
Язык художественной литературы. Признаки художественной речи. Роль средств выразительности в авторском тексте | 1 | Комбинированный | Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности | З: основные признаки художественного стиля; признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. У: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степени свернутости (план, пересказ, изложение) | Беседа, проблемные задания | Упр. 502 | ||
Роль средств выразительности в авторском тексте | 1 | Комбинированный | Беседа, проблемные задания | ||||||
Р/р Типологический анализ текста (упр. 11,13,14) | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о тексте как речевом произведении. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов различных типов, стилей и жанров | Редактирование текстов в соответствии с речевой ситуацией | З: признаки текста, его типы (повествование, описание, рассуждение). У: правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа деформированным текстом | |||
Р/р Комплексный анализ текста с решением тестовых задач | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | З: особенность текстов по стилю и типу. У: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | Решение тестов А6-11, А28-30 | ||
Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (27 часов) | |||||||||
Основные принципы русской пунктуации | 1 | Комбинированный | Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный). Функции знаков препинания | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | З: основные виды пунктограмм. У: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания | Организация совместной учебной деятельности | П.64 | ||
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи | 1 | Систематизация ЗУН | Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли | Строение и грамматическое значение словосочетаний. Конструирование словосочетаний с заданным видом связи. Синонимия словосочетаний. | З: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения. У: вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | Самостоятельная работа. Словарный диктант | Решение тестовых задач: В3 | ||
Простое предложение. Предложения по цели высказывания | 1 | Комбинированный | Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения | Конструирование предложений | З: основные единицы языка, их признаки. У: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Решение тестовых задач: В4; упр. 386,387 | ||
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Систематизация ЗУН | Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений | Способы выражения подлежащего. Определение сказуемого в предложениях с пропущенным глаголом-связкой | З: основные единицы языка, их признаки. У: находить подлежащее в предложении. Определять способ его выражения; согласовывать со сказуемым, различать сказуемые по составу слова, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части СИС; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | Решение тестовых задач: В8 | ||
Некоторые случаи согласования в числе сказуемого и подлежащего. Синтаксические нормы | 1 | Систематизация ЗУН | Правила построения словосочетаний и предложений. причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ | Расширение круга используемых языковых и речевых средств; создание устных и письменных монологических высказываний | У: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка | Самостоятельная работа | П.68 | ||
Р/р Текст. приемы сжатия | 1 | Развитие речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументирования | Умение писать сочинение | З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение). У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Организация совместной учебной деятельности | Решение тестовых задач: А 27 | ||
Второстепенные члены предложения. Дополнение в форме Р.п. при глаголах с отрицанием | 1 | Комбинированный | Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства | Грамматическое значение второстепенных членов. Многозначность второстепенных членов предложения | З: основные единицы языка, их признаки. У: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | Комментированное письмо. Тематический диктант | П. 69 | ||
Управление при словах, близких по значении. | 1 | Комбинированный | Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ | Расширение круга используемых языковых и речевых средств; создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения | У: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка | Самостоятельная работа | П. 70,71 | ||
Предложения с однородными членами. Пунктуация. | 1 | Систематизация ЗУН | Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как | З: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами. У: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ | Комментированное письмо. Словарный диктант | Решение тестовых задач: А19 | ||
Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами | 1 | Систематизация ЗУН | Работа с учебником самостоятельная работа | Решение тестовых задач: А 22, п. 72-74 | |||||
Р/р Практическая работа. Пунктуационный анализ (упр.408,409) | 1 | Систематизация ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН | Классификация ошибок, анализ и самоконтроль | З: основные нормы русского литературного языка. У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тренинг, практикум | Работа над ошибками | ||
Предложения с обособленными членами. | 1 | Систематизация ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами | З: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Работа с учебником. Объяснительный диктант. | П. 75-76 | ||
Обособление определений, выраженными причастиями и причастными оборотами | 1 | Систематизация ЗУН | Словарный диктант | Решение тестовых задач: А 20,26 | |||||
Обособленные приложения и дополнения. Пунктуация | 1 | Систематизация ЗУН | Работа с учебником. Объяснительный диктант. | Решение тестовых задач; п.77 | |||||
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными. Грамматическая норма | 1 | Систематизация ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами | З: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант | Решение тестовых задач: А4, А5; п.78 | ||
Р/р Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста | 1 | Развитие речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора | Умение написать сочинение | З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение). У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Организация совместной учебной деятельности | Решение тестовых задач: А27, А28, А29, часть С | ||
Р/р Способы определения авторской позиции. типы аргументов | 1 | Развитие речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Умение написать сочинение | Организация совместной учебной деятельности | Решение тестовых задач, часть С | |||
Р/р Сочинение на морально-эстетическую тему по заданному тексту | 1 | Развитие речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Умение написать сочинение | Организация совместной учебной деятельности | ||||
Вводные слова и предложения, вставные конструкции. обращения. Междометия. Слова-предложения ДА и НЕТ | 1 | Систематизация ЗУН | Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | З: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. У: находить в тексте предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы | Комментированное письмо. Тренировочные упражнения | Решение тестовых задач: А 21; п. 81,82 | ||
Тест в формате ЕГЭ | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН | Классификация ошибок, анализ и самоконтроль | З: основные нормы русского литературного языка. У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тренинг, практикум | Работа над ошибками | ||
Сложное предложение. ССП. Пунктуация | 1 | Систематизация ЗУН | Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | З: основные группы ССП по значению и союзам. У: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста; п.83 | ||
СПП. СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами | 1 | Систематизация ЗУН | Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | Различие между подчинительными союзами и союзными словами | З: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными. У: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста; п.84,85 | ||
СПП с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении СПП | 1 | Систематизация ЗУН | Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и) | Конструирование предложений. Обоснование постановки знаков препинания | У: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста | ||
БСП. Пунктуация | 1 | Систематизация ЗУН | Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП | Сравнение БСП с синонимичными конструкциями | З: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП У: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста; п. 88 | ||
Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Комбинированный | Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи | Синтаксический разбор СП | З: отличительные особенности СП с разными видами связи. У: правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях | Беседа, проблемные задания | Решение тестовых задач | ||
Прямая речь и диалог. Способы оформления цитат | 1 | Комбинированный | Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование | Конструирование предложений | З: правила постановки знаков препинания. У: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания; конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции | Тренинг, практикум | Решение тестовых задач | ||
Тест в формате ЕГЭ | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН | Классификация ошибок, анализ и самоконтроль | З: основные нормы русского литературного языка. У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тренинг, практикум |
Раздел 4. Контроль и требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.
Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 2/3 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы для учителя:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009. 2.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012, с. 35.
Литература для ученика:
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 и более ранние издания.
Список дополнительной литературы:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
- А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. 4.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! -М.: Эксмо, 2007
- Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2004
- Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой - М.: Просвещение, 2002 г.
- Розенталь Д. Э. Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
- С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М., «Экзамен», 2003
- Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова,
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, рассчитано на 3 часа в неделю. Планирование содержит несколько разделов, включая количество часов, типы урока, виды ...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (авторы учебника С.И.Львова, В.В.Львов) С.И.
Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное. Оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, п...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (авторы учебника С.И.Львова, В.В.Львов) С.И.
Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное. Оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, п...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе к учебнику Баранова...
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе к учебнику Баранова. 6 часов в неделю...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (к учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (к учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой) (105 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класса по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой на 2012-2013 учебный год
План составлен по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой. 34 учебные недели, 2 урока в неделю - 68 часов...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...