Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10-11 лкасс по учебнику Грекова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Толстухина Ольга Петровна

Календарно-тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкава. Автор-составитель: Г.В.Цветкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_russ_14-15microsoft_office_word_3.docx89.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Котлас

 СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО:

 Председатель МС МОУ «СОШ №12»                                                                                                                         Директор МОУ «СОШ № 12»

                                                                                                                                                                                          приказ №____    

от « __ »                                    2014г.                                                                                                                                 от « __»                         2014 г.                                                                                                                                                              

_______________/С.В. Лахтионова/                                                                                                                                _______________/Е.Л. Чебыкина/        

Календарно-тематическое планирование уроков

Предмет     Русский язык

Класс           10 

Учитель  Толстухина Ольга Петровна

Количество часов всего:       34;     в неделю       1

Плановых контрольных работ   3,   уроков развития речи     4

Планирование      составлено      на      основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку

Учебник      «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.,Чешко. - М.: Просвещение, 2009.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова,   Л.А Чешко.   и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Цель преподавания русского языка – развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется в виду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.

 Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

-        различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-        виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формы обучения:

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Виды деятельности учащихся на уроке

-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-        разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,  ознакомительно - реферативное и др;

  • аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
  • редактирование; переложение текста;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;  

-реферирование; рецензирование;

- докладирование аннотирование и т.д.;

-        создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

-        участие в дискуссии;

-        создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

-        составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Задачи  преподавания русского языка

Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

2.   Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)

3.    Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия  в изучении родного языка.

4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников   умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование  навыков чтения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Раздел 2. Содержание тем учебного курса.

     Общие сведения о языке(3 ч.)

Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).

Лексика и фразеология(6 ч.)

Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.

Орфоэпия (2ч.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Понятие фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.

Морфемика, словообразование, орфография (9 ч.)

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.

Текст, его строение, виды преобразования текста

Морфология и орфография (12ч.)

Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

Раздел 3. Учебно-тематический план по русскому языку 10 класс

Тема

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Общие сведения о языке (3 ч)

Слово о русском языке

1

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

З: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

У: оперировать терминами при анализе языкового явления.

Иметь представление о социальной сущности языка.

Организация совместной учебной деятельности

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

1

Комбинированный

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).

Функции русского языка как учебного процесса

Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками

Беседа, проблемные задания

Р/р. Практическая работа. Редактирование текстов

1

Систематизация ЗУН

Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

З: особенности текстов по стилю и типу.

У: отмечать стилевые черты, языковые средства; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг, практикум

Анализ текста по плану: стилистическая принадлежность, языковые особенности)

Лексика и фразеология (6 часов)

Слово. Изобразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Работа со словарями.

1

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия,синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов. Работа со словарями.

Понятие метафора, метонимия, синекдоха; создание собственных метафор. Передача содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

З: смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова.

У: определять прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль.

Организация совместной учебной деятельности

П.6,13

Р/р  Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста (упр. 34)

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН

Развернутое обоснование позиции с приведением системы аргументов

З: особенность текстов по стилю и типу.

У: отличать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить анализ текста различных стилей

Тренинг, практикум

Анализ практической работы

Смысловые отношения между словами. Работа со словарями

1

Систематизация ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

З: специфику смысловых отношений между словами.

У: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте

Конструирование предложений

П.7,8

Ограниченная лексика. Заимствованные слова. Работа со словарями

1

Комбинированный

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы,специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания информации адекватно поставленной цели

З: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

У: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять  заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями, справочной литературой

Конструирование предложений

П. 9-11

Фразеология. Употребления фразеологизмов. Работа со словарями.

1

Комбинированный

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Крылатые слова, их происхождение

З: понятие фразеологизмы.

У: определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

Конструирование предложений

П.12

Р/р Лексический анализ текста с решением тестовых задач (А2, А11, А30, В8)

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограмм

З: основные нормы литературного языка.

У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Орфоэпия (2 часа)

Фонетический разбор слова

1

Комбинированный

Понятие фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

З: основные орфограммы, изученные ранее; классификацию звуков русского языка.

У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор.

Беседа. проблемные задания

П 15

Орфоэпические нормы СРЯ. Работа со словарями.

1

Комбинированный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения

Роль ударения в стихотворной речи

У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Организация совместной учебной деятельности

Решение задач (А1, А2,А11)

Морфемика, словообразование, орфография (9+1 часов)

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный)

1

Комбинированный

Принципы русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением прописных букв

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

З: основные принципы и нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

П.16,17

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.

Употребление разделительных Ъ и Ь

1

Комбинированный

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Орфограммы,связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов)

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

З: основные принципы и нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

П. 30

Состав слова. Морфемный анализ слова.

1

Систематизация ЗУН

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразовании, в практике говорения и правописания

Анализ текста и устного высказывания

З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению

Работа с деформированным текстом

П.24,25

Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарями

1

Комбинированный

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор

Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования

Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования

З: основные выразительные средства словообразования.

У: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Проекты-презентации с применением ИКТ

П.21,26

Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарями

1

Комбинированный

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова

1

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

У: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Тренинг, практикум

П. 22

Правописание гласных после шипящих и ц.

1

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц.

Тренинг, практикум

П. 27-29

Правописание приставок. Гласные ы,и после приставок

1

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок (на з/с, пре-, при- и др)

Тренинг, практикум

П.31

Что такое текст?

1

Комбинированный

Текст, его строение, виды преобразования текста

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

З: признаки текста и его функционально-смысловых типов.

У: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль.

Организация совместной учебной деятельности

Анализ текста

Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста)

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и контроль ЗУН

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

З: основные нормы русского литературного языка.

У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Работа над ошибками

Морфология и орфография (12+1 часов)

Систематизация знаний о частях речи (упр. 194)

1

Систематизация ЗУН

Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических норм

З: языковые единицы, различные виды их анализа.

У: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Упражнения по выбору

Имена. Склоняемые части речи.

1

Систематизация ЗУН

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении.

Работа с различными словарями

З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи.

У: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Упражнения по выбору

Правописание склоняемых частей речи

1

Систематизация ЗУН

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах.

Отработка навыка грамматических разборов. Составление слова по заданным схемам.

З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; находить в тексте примеры изученных орфограмм

Тематический диктант

Комплексный анализ текста

И.п. и Р.п. множественного числа некоторых существительных м.р. Орфоэпические и морфологические нормы.

1

Комбинированный

Грамматические и словообразовательные нормы СРЛЯ, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний.

З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

Словарный диктант

П.37

Р/р. Типы речи. Рассуждение.

1

Систематизация ЗУН

Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения; задачи речи; языковые средства, характерные для текста-рассуждения

Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией

З: признаки текста, его типы, стили, язык художественной литературы.

У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения; соблюдать нормы построения текста. Совершенствовать и редактировать собственный текст.

Работа с деформированным текстом

П.2

Местоимение. Правописание местоимений

1

Систематизация ЗУН

Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении.

Умение редактировать текст, устранять повторы

З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; парадигму личных местоимений; орфограмму-пробел.

У: находить местоимения в тесте, определять их синтаксическую роль в предложении

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

П.47

Местоимение. Правописание местоимений

1

Систематизация ЗУН

Глагол. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

Систематизация ЗУН

Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний об особенностях функционирования глаголов в речи. Отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов

Лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав

З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола.

У: находить глаголы в тесте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

П.49,50

Глагольные формы – причастие и деепричастие.

1

Систематизация ЗУН

Глагольные формы – причастие и деепричастие. Углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи.

Отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи

Обобщение сведений о предложении, сравнение интонаций простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастными и деепричастными оборотами

З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия.

У: применять изученные орфографические правила

Организация совместной учебной деятельности

Анализ текста

Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния

1

Систематизация ЗУН

Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний об особенностях функционирования наречий в речи

Связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия

З: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

У: находить в тексте примеры на изученные орфограммы

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

П. 56,57

Служебные части речи

1

Систематизация ЗУН

Систематизация ранее изученного о служебных частях речи; углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

З : общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи.

У: находить в тексте примеры на изученные орфограммы

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

П.58-63

Служебные части речи

1

Систематизация ЗУН

Контрольный диктант. Тест

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

З: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

У: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению

Тренинг, практикум

Работа над ошибками

Раздел 4. Контроль и требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

-        учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

-        учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;

-        учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами    контроля,    выявляющего    подготовку   учащегося    по    русскому   языку,    служат соответствующие   виды   разбора,   устные   сообщения   учащегося,   письменные   работы   типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.

По окончании 10 класса учащиеся должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы для учителя:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009.    2.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012, с. 35.

Литература для ученика:

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 и более ранние издания.  

Список дополнительной литературы:

АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008

АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008

АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008

АнтоноваС.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Антонова, Т.И.Склизкова. – М.: Вентана-Граф, 2008

Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.

А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.

Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:

В.И.Капинос и др. Под ред. Ковалевой Г.С.; М.: Просвещение, 2003, 2004.

Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.

Тюпа В. И., Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ,   М., 2001.

Шанский Н. М., Махмудов Ш. А., Филологический анализ, С-П., 1999.

Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое  сентября»

Библиотечка газеты « Первое сентября»

Электронные носители:

- Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс

- Репетитор. Тесты по пунктуации

- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Котлас

 СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО:

 Председатель МС МОУ «СОШ №12»                                                                                                                         Директор МОУ «СОШ № 12»

                                                                                                                                                                                          приказ №____    

от « __ »                                    2014г.                                                                                                                                 от « __»                         2014 г.                                                                                                                                                              

_______________/С.В. Лахтионова/                                                                                                                                _______________/Е.Л. Чебыкина/        

Календарно-тематическое планирование уроков

Предмет     Русский язык

Класс           11 

Учитель  Толстухина Ольга Петровна

Количество часов всего:       34;     в неделю       1

Плановых контрольных работ   3,   уроков развития речи     6

Планирование      составлено      на      основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку

Учебник      «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.,Чешко. - М.: Просвещение, 2009.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова,   Л.А Чешко.   и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Цель преподавания русского языка – развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется в виду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.

 Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

-        различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-        виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формы обучения:

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Виды деятельности учащихся на уроке

-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-        разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,  ознакомительно - реферативное и др;

  • аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
  • редактирование; переложение текста;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;  

-реферирование; рецензирование;

- докладирование аннотирование и т.д.;

-        создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

-        участие в дискуссии;

-        создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

-        составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Задачи  преподавания русского языка

Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

2.   Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)

3.    Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия  в изучении родного языка.

4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников   умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование  навыков чтения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Раздел 2. Содержание тем учебного курса.

Общие сведения о языке. Стили и типы речи (7 часов)

Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы.

Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя.

Общая  характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка.

Синтаксис и пунктуация (27 часов)

Синтаксис и словосочетание (2 часа)

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание.   Виды,   способы  и  средства подчинительной  связи.   Основные  типы словосочетаний.

Простое предложение (18 часов)

Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений.

Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ.

Сложное предложение (7 часов)

Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП.

Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и).

Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи

Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование

.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Общие сведения о языке. Стили и типы речи (7 часов)

Русский язык как развивающее явление (упр.71, 72, 74)

1

Комбинированный

Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

З: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

У: оперировать терминами при анализе языкового явления.

Иметь представление о социальной сущности языка.

Организация совместной учебной деятельности

Упр.73

Стили речи. Особенности стилей речи

1

Комбинированный

Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы

Редактирование текста в соответствии с речевой ситуацией

З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа деформированным текстом

Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ текстов

1

Комбинированный

Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя

Создание собственных текстов в данном стиле

З: признаки научно-популярного, публицистического стилей

У: находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей

Работа деформированным текстом

Упр. 4,8,9

  1.  

Язык художественной литературы. Признаки художественной речи. Роль средств выразительности в авторском тексте

1

Комбинированный

Общая  характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка

Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности

З: основные признаки художественного стиля; признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

У: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степени свернутости (план, пересказ, изложение)

Беседа, проблемные задания

Упр. 502

Роль средств выразительности в авторском тексте

1

Комбинированный

Беседа, проблемные задания

Р/р Типологический анализ текста (упр. 11,13,14)

1

Комбинированный

Систематизация знаний о тексте как речевом произведении. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов различных типов, стилей и жанров

Редактирование текстов в соответствии с речевой ситуацией

З: признаки текста, его типы (повествование, описание, рассуждение).

У: правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа деформированным текстом

Р/р Комплексный анализ текста с решением тестовых задач

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН

Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

З: особенность текстов по стилю и типу.

У: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг, практикум

Решение тестов А6-11, А28-30

Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (27 часов)

Основные принципы русской пунктуации

1

Комбинированный

Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный). Функции знаков препинания

Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах

З: основные виды пунктограмм.

У: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания

Организация совместной учебной деятельности

П.64

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи

1

Систематизация ЗУН

Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Конструирование словосочетаний с заданным видом связи. Синонимия словосочетаний.

З: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения.

У: вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний

Самостоятельная работа. Словарный диктант

Решение тестовых задач: В3

Простое предложение. Предложения по цели высказывания

1

Комбинированный

Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения

Конструирование предложений

 З: основные единицы языка, их признаки.

У: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Решение тестовых задач: В4; упр. 386,387

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Систематизация ЗУН

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений

Способы выражения подлежащего. Определение сказуемого в предложениях с пропущенным глаголом-связкой

З: основные единицы языка, их признаки.

У: находить подлежащее в предложении. Определять способ его выражения; согласовывать со сказуемым, различать сказуемые по составу слова, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части СИС; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых

Тренировочное упражнение. Комментированное письмо

Решение тестовых задач: В8

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого и подлежащего. Синтаксические нормы

1

Систематизация ЗУН

Правила построения словосочетаний и предложений. причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ

Расширение круга используемых языковых и речевых средств; создание устных и письменных монологических высказываний

У: применять  в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Самостоятельная работа

П.68

Р/р Текст. приемы сжатия

1

Развитие речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументирования

Умение писать сочинение

З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).

У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Организация совместной учебной деятельности

Решение тестовых задач: А 27

Второстепенные члены предложения. Дополнение в форме Р.п. при глаголах с отрицанием  

1

Комбинированный

Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства

Грамматическое значение второстепенных членов. Многозначность второстепенных членов предложения

З: основные единицы языка, их признаки.

У: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

Комментированное письмо. Тематический диктант

П. 69

Управление при словах, близких по значении.

1

Комбинированный

Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ

Расширение круга используемых языковых и речевых средств; создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения

У: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Самостоятельная работа

П. 70,71

Предложения с однородными членами. Пунктуация.

1

Систематизация ЗУН

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами

Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как

З: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами.

У: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ

Комментированное письмо. Словарный диктант

Решение тестовых задач: А19

Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами

1

Систематизация ЗУН

Работа с учебником самостоятельная работа

Решение тестовых задач: А 22, п. 72-74

Р/р Практическая работа. Пунктуационный анализ (упр.408,409)

1

Систематизация ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

З: основные нормы русского литературного языка.

У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг, практикум

Работа над ошибками

Предложения с обособленными членами.

1

Систематизация ЗУН

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания

Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами

З: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи

Работа с учебником. Объяснительный диктант.

П. 75-76

Обособление определений,  выраженными причастиями и причастными оборотами

1

Систематизация ЗУН

Словарный диктант

Решение тестовых задач: А 20,26

Обособленные приложения и дополнения. Пунктуация

1

Систематизация ЗУН

Работа с учебником. Объяснительный диктант.

Решение тестовых задач; п.77

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными. Грамматическая норма

1

Систематизация ЗУН

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания

Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами

З: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи

Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант

Решение тестовых задач: А4, А5; п.78

Р/р Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста

1

Развитие речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора

Умение написать сочинение

З: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).

У: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Организация совместной учебной деятельности

Решение тестовых задач: А27, А28, А29, часть С

Р/р Способы определения авторской позиции. типы аргументов

1

Развитие речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования

Умение написать сочинение

Организация совместной учебной деятельности

Решение тестовых задач, часть С

Р/р Сочинение на морально-эстетическую тему по заданному тексту

1

Развитие речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования

Умение написать сочинение

Организация совместной учебной деятельности

Вводные слова и предложения, вставные конструкции. обращения. Междометия. Слова-предложения ДА и НЕТ

1

Систематизация ЗУН

Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

З: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

У: находить в тексте предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы

Комментированное письмо. Тренировочные упражнения

Решение тестовых задач: А 21; п. 81,82

Тест в формате ЕГЭ

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

З: основные нормы русского литературного языка.

У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг, практикум

Работа над ошибками

Сложное предложение. ССП. Пунктуация

1

Систематизация ЗУН

Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

З: основные группы ССП по значению и союзам.

У: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста; п.83

СПП. СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами

1

Систематизация ЗУН

Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Различие между подчинительными союзами и союзными словами

З: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными.

У: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста; п.84,85

СПП с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении СПП

1

Систематизация ЗУН

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и)

Конструирование предложений. Обоснование постановки знаков препинания

У: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста

БСП. Пунктуация

1

Систематизация ЗУН

Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП

Сравнение БСП с синонимичными конструкциями

З: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП

У: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста; п. 88

Сложные предложения с разными видами связи

1

Комбинированный

Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи

Синтаксический разбор СП

З: отличительные особенности СП с разными видами связи.

У: правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях

Беседа, проблемные задания

Решение тестовых задач

Прямая речь и диалог. Способы оформления цитат

1

Комбинированный

Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование

Конструирование предложений

З: правила постановки знаков препинания.

У: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания; конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции

Тренинг, практикум

Решение тестовых задач

Тест в формате ЕГЭ

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

З: основные нормы русского литературного языка.

У: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг, практикум

Раздел 4. Контроль и требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

Формами    контроля,    выявляющего    подготовку   учащегося    по    русскому   языку,    служат соответствующие   виды   разбора,   устные   сообщения   учащегося,   письменные   работы   типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и   пунктуационные   нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

       для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки   «5»,   но   допускает   1-2   ошибки,   которые  сам   же   исправляет,   и   1-2   недочета  в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:  1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;  2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои

суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого  материала, допускает ошибки в  формулировке  правил и определений.

Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 2/3 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений.

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы для учителя:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009.    2.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012, с. 35.

Литература для ученика:

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 и более ранние издания.  

Список дополнительной литературы:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. 4.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! -М.: Эксмо, 2007
  4. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2004
  5. Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой - М.: Просвещение, 2002 г.
  6. Розенталь Д. Э.  Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
  7. С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М., «Экзамен», 2003
  8. Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова,
  9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, рассчитано на 3 часа в неделю. Планирование содержит несколько разделов, включая количество часов, типы урока, виды ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (авторы учебника С.И.Львова, В.В.Львов) С.И.

Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное. Оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, п...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (авторы учебника С.И.Львова, В.В.Львов) С.И.

Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное. Оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, п...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе к учебнику Баранова...

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе к учебнику Баранова. 6 часов в неделю...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (к учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (к учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой) (105 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класса по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой на 2012-2013 учебный год

План составлен по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой. 34 учебные недели, 2 урока в неделю - 68 часов...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...