Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
статья (русский язык) по теме
Информация о работе учителя русского языка по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Зубко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Митрофановская СОШ
Воронежской области
Создание учителем условий для приобретения обучающимися
позитивного социального опыта
Учителем русского языка и литературы работаю 37 лет. Люблю свою работу, люблю школу, люблю детей, с ними я переживаю все трудности и радости формирования дружных, целеустремленных, творческих коллективов. Мои ученики – моя гордость, моё учительское счастье! Когда я получаю новый класс, прежде всего мне хочется узнать и понять, какие они, мои новые ученики. Диагностика интересов учащихся выявляет широкий спектр их увлечений. В связи с этим передо мной встаёт проблема создания благоприятных психолого-педагогических условий для развития и творческой самореализации личности каждого ученика. Одной из наиболее глубинных потребностей человека является его стремление реализовать заложенные в нем творческие силы. Способность к самореализации как предъявление себя, своей индивидуальности, уникальности, потребность «быть» определяет смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» в глазах других людей. В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем, решать которую предстоит учителю, является проблема творческой самореализации ученика, которая в современной школе приобретает доминирующее значение, потому что цели образования в соответствии с задачами модернизации школы, реализации ФГОС заключаются в формировании личности, способной к самоопределению и свободному развитию. Наиболее эффективными условиями для этого являются: моделирование педагогической деятельности, в процессе которой создаются условия для творческой самореализации; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию в процессе обучения, воспитания, творчества, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей. Методологической основой воспитательной деятельности является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания. Используя в своей работе возможности личностно-ориентированного подхода, я направляю свои усилия на моделирование и построение такой воспитательной системы, которая будет содействовать становлению неповторимой индивидуальности учащихся. Доверие - Доброжелательность - Диалог - вот формула взаимоотношений между взрослыми и детьми, по которой я формирую общение между участниками образовательного процесса. В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается...» Именно таким человеком является учитель - словесник, потому что он «не только проводник знаний, но и создатель культуры. Притом самой тонкой: душевной, нравственной...» (Е.Ильин). Поэтому учитель-словесник не должен забывать о той великой миссии, которая возложена на него: сеять разумное, доброе, вечное. Классный коллектив, являясь участником школьного ученического сообщества, взаимодействует с властными структурами с целью решения проблем местного социума. Мои ученики – активные помощники ветеранам и престарелым людям – оказывают посильную помощь по дому, во дворах и огородах. Мы с удовольствием приглашает своих старших друзей на свои праздники, встречи, библиотечные и тематические уроки. Традиционными стали встречи, посвящённые Дню Победы, Дню защитников отечества, Дню пожилых людей, Дню Матери, Дню Учителя. Вместе с учениками мы посещаем районный детский дом, центр социальной реабилитации, участвуем в операциях «Милосердие», «Доброта». Учащиеся 8-ых классов, готовя проекты к уроку «Благие намерения», на публичной защите рассказали о благих делах своих семей, соседей, друзей, о том, как они вместе со своими родителями посещали своего бывшего одноклассника Остапенко Евгения в районном Центре реабилитации, от которого отказались опекуны. Публичная защита проекта, участие во Всероссийской акции «Лучшая идея урока благотворительности» привлекли внимание многих односельчан, которые впоследствии приняли участие в нашем проекте, оказав бескорыстную помощь нуждающимся семьям, детям из семей социального риска, усыновлённым и находящимся на опеке. Я считаю: если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Мне ясно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда мои выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. Вот уже десятый год я руковожу созданным мною школьным Литературным обществом «Вдохновение». Здесь в семи секциях занимаются творчески-одарённые дети. Они пробуют писать стихи и прозу, проводят конкурсы, викторины и экскурсии, готовят литературные праздники и театрализованные представления и спектакли. Члены ШЛО участвуют в творческих конкурсах различного уровня. Победами моих учеников городится не только школа, но и район, и область. Большая группа моих учеников являются ведущими на школьных и сельских праздниках, участвуют в концертных программах, Днях села, культурно – массовых мероприятиях. Вместе с ребятами мы подбираем репертуар, готовимся и участвуем в ежегодном сельском детском творческом фестивале «Митрофановские звёздочки» .Многие мои ученики являются победителя и призёрами в различных номинациях. Стали традицией совместные с Музыкальной школой творческие отчёты и тематические литературно – музыкальные вечера и утренники. Мы участвует в субботниках, трудовых десантах по уборке территории. В 2011 году посадили берёзовую рощу на территории школы, поливали их, пропалывали, смогли сберечь каждое из посаженных деревьев. Теперь мои ученики гордо называют эту аллею своей! Принимали участие в закладке школьного сада. А ещё в праздник Последнего звонка посадили на школьном участке поляну роз. Программа формирования здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования. Известно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека, поэтому моя роль - объяснить способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены, организовать самостоятельную работу, ,помогающих активной и успешной социализации ребёнка в школе. По формированию здорового образа жизни я веду просветительскую работу с родителями обучающихся, привлекаю их к совместной деятельности, к участию в Днях здоровья, спортивно – развлекательных мероприятиях, кроссах. Любимыми формами уроков, формирующими здоровый образ жизни, являются уроки-экскурсии, путешествия и походы по родному краю, которые выливаются в интересные поисково-исследовательские проекты: «Тихая моя Родина», «Живёт завод!?», «Таланты моего села», «Лев Толстой в нашем крае». Не обходимся мы на уроке и без физкультурных, расслабляющих, успокаивающих пауз, тренингов, динамических минут, которые обыгрываются творчески: стихами, прибаутками, частушками и присказками. Своих учеников я считаю организованными и работоспособными, самостоятельными и целеустремлёнными, дисциплинированными, не допускающими нарушений порядка и правил поведения в школе и общественных местах. Этому способствуют и социальный статус семей, и система воспитания, и регулярно проводимая мною и коллегами работа по профилактике правонарушений, асоциальных проявлений (классные часы, тестирование, диалоги с представителями правоохранительных органов). Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям .Одними из самых приоритетных воспитательных технологий я считаю технологию организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой) и технологию коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову). Воспитательная цель их – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Педагогику сотрудничества я рассматриваю как образовательную, так и воспитательную. Именно с помощью этой технологии мы перешли от педагогики требований к педагогике отношений, превратив школу Знания в школу Воспитания, поставив в центр всей образовательной и воспитательной системы личность школьника, развитие его творческих способностей, его индивидуальности. Не могу обходиться без гуманно – личностной технологии Ш.А.Амоношвили и технологии гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, определяющих воспитание как человековедение, одобряющих принцип единства обучения и воспитания, научности и доступности, строгости и доброты, основными ценностями которого являются совесть, добро, справедливость. Личностно ориентированная технология способствует раскрытию, саморазвитию личности ребенка, технология сотворчества детей и учителя помогает реализации творческого потенциала учащихся, становлению и утверждению своего «Я». Мое учительское счастье – в «технологии» доверия, взаимопонимания. В них я черпаю силы и энтузиазм для моей работы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить образовательный и воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Считаю очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера её, меня очень радует, сто это стало приоритетным в новых ФГОСах . Я стараюсь использовать разнообразные формы воспитательной работы: классные часы, где мы знакомимся и изучаем важные документы и отмечает главные события страны; классные собрания, разрешающие проблемы коллектива; заседания актива, где планируется и анализируется совместная деятельность; экскурсии и походы, где мы не только изучаем местность, знакомимся с достопримечательностями, интересными людьми, но и постигаем понятия взаимопомощи, взаимовыручки; беседы, встречи, круглые столы, праздничные посиделки, трудовые десанты, акции милосердия и многое-многое другое. Интересно и поучительно проходят встречи с настоятелем храма иереем М.Шушеровым, который помогал ребятам в создании проекта «Вера, верность, память…», раскрывающем истоки православия села, организовывает литературные конкурсы, Рождественские встречи, участвует в читательских конференциях. Мы с ребятами часто бываем в библиотеках, где проводим библиотечные уроки, встречи с интересными людьми, местными поэтами, музыкантами. Примерами этому служат «Некрасовские чтения» (к юбилею писателя), коллективный просмотр и обсуждение фильма «Живи и помни» ( к юбилею В. Распутина), театрализованные представления к юбилеям Н.Носова и А.Барто, с которыми ребята выступили перед малышами детского сада и начальной школы. Авторы лучших работ стали победителями Международных, Всероссийских и региональных конкурсов и фестивалей. На школьный форум «Одарённые дети – будущее планеты», где учащиеся защищали свои рефераты и проекты, представляли плакаты и презентации, читали стихи и прозу собственного сочинения, были приглашены бывшие учителя школы – ветераны педагогического труда, строго и принципиально оценившие работы детей.
Социально значимая деятельность моих учащихся по определению администрации и педагогического коллектива школы, по решению школьного Совета старшеклассников, Управляющего совета, по результатам анкетирования психолога школы, по диагностированию социально-педагогической службы получает положительные и высокие оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Из опыта работы...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена» Антуан де Сент – Экзюпери. Во все...
создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию представлен в виде справок на проведённые мероприятия....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...