Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
1 Взаимопомощь в ученическом коллективе
Основная цель, которую я ставлю перед собой – это формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такая компетентность достигается путем обеспечения деятельностного характера образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а также на получение учащимися опыта этой деятельности.
С этой целью я применяю современные образовательных технологии, которые позволяют содействовать успешной социализации учащихся, оказанию им помощи в выборе профессии и получении трудового опыта. Это возможно еще и потому, что обучение английскому языку проходит с использованием образовательных технологий, обеспечивающих связи с другими предметами: экономикой, историей, правом, литературой, русским и родным языками. На уроках я стараюсь развивать у обучающихся понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры – главная цель, которую я ставлю перед собой как учителем.
Так, применяя технологию работы в сотрудничестве, я организую самостоятельную работу учащихся в малых группах, где слабый может спросить ребят посильнее, если что-то не понятно. В таких группах учатся вместе. Например, на уроках в 8 классе по теме «Они тоже люди» (обсуждение способов решения конфликтных ситуаций в классе), в 7 классе – «Давай дружить» с помощью определенной тематики я создаю атмосферу сотрудничества между учителем и классом, каждым учеником и учителем, между учениками. Я применяю проектную методику в течение нескольких лет и во время работы не «навязываю» роли и поле деятельности своим ученикам. Они выбирают то, что у них лучше получается (рисовать, искать информацию, оформлять, представлять). Таким образом, никто не остается в стороне в процессе работы. И если один человек не может самостоятельно справиться с большим объемом работы, то взаимопомощь способствует формированию у обучающихся состояния успешности, желания прийти на помощь и вместе добиться желаемого результата в работе.
2 Участие в самоуправлении класса, школы
Я систематически вовлекаю учащихся в решение практических задач, требующих интеграции всех видов речевой деятельности (разработка проектов и их презентация, принятие коллективных решений по вопросам внутришкольной жизни и т.д.). Такие проекты как «Классный договор», «Конституция нашего класса», «Права ребенка глазами детей», деловая игра «Заседание школьного совета», «Постер “Наша школа”», «Идеальная школа» позволяют обсуждать актуальные проблемы, вырабатывать собственное отношение к ним и через это формировать систему ценностей. Любая работа по проекту имеет конечный результат, обладающий той или иной практической ценностью. Результаты представляются на НПК разных уровней, печатаются в школьной газете.
Периодически обучающиеся старшей школы участвуют в организации и проведении дня самоуправления. Учащиеся организуют проведение уроков английского языка, особенно активное участие принимают те, кто планирует связать свою будущую профессию с преподаванием и хочет оценить свои возможности. Мы заранее готовимся, например, тема в 9 классе «Твой жизненный путь» включает необходимые материалы и задания.
3 Профессиональное самоопределение учащихся
Мои выпускники успешно сдают вступительные экзамены по английскому языку в вузы, учатся на гуманитарных и языковых факультетах МГУ и других вузов (в 2010 и 2011 годах у меня не было выпусков).
2007 – 2008: ГУ ВШЭ, факультет менеджмента.
2008 – 2009: МГПИ, факультет английской филологии; МФПУ Синергия, факультет менеджмента, специальность: мировая экономика; МГПУ, факультет романо – германской филологии, специальность: переводчик.
2011 – 2012: РАНХиГС.
Можно сделать вывод, что формирование первичного самоопределения в процессе обучения английскому языку имеет позитивные результаты. У выпускников развито понимание важности образования в современном обществе.
3.4 Участие в социально направленной деятельности
Свою работу по проектной методике я веду, учитывая различие широкого толкования проекта как понятия и метода проектов, ищу разумный баланс между академическими знаниями и формированием прагматических умений обучающихся. Учащиеся работают над социально значимыми проектами, самостоятельно выполняют комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта активно включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за принятие решений. В работе по такому направлению у обучающихся формируется личностное отношение к проблемам возраста и современной жизни во всех ее проявлениях. Желание и готовность к участию в социльных проектах формируется на разных ступенях обучения. Например, в 6 классе я решаю задачи по формированию такого ценностного фокуса как роль социальной группы в решении проблем, преодоления страхов через их обсуждение, в 8 классе – проявление внимания к другим людям, чувство личной ответственности за других людей, толерантность.
Долгосрочные проекты обучающихся по данной проблеме
Год | Тема проекта | Класс |
2011-2012 | Ток-шоу «Под маской» «Трать деньги с умом» | 7 класс 8 класс |
2010-2011 | «Иной образ жизни» «Проблема бедности» | 10 класс 10 класс |
2009-2010 | «Преодоление» (впечатление о посещении музея Н.А.Островского) | 8 класс |
2008-2009 | «Люди. Которыми мы гордимся» | 6 (лицейский) класс |
Так, в работе по теме «Корень зла» в 10 классе (Отношение к материальным ценностям и проблеме бедности) у учащихся формируется такая система ценностей, как материальные и нематериальные ценности, причины и последствия бедности, проблемы инвалидов и пожилых людей. Формируется активная жизненная и гражданская позиция, готовность решать такую социальную проблему как бедность. В работе над проектом обучающиеся исследуют причину бедности и проблемы пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями, критически осмысляют различные способы борьбы с бедностью и предлагают свои пути решения данной проблемы. Результатом работы является публичная речь на школьной конференции, размещение тезисов речи в школьной газете, организация поддержки благотворительной акции
«Подари детям праздник!» в социальной сети «В контакте» с 8.12 по 20.12.2012 года и деловая игра «Заседание школьного совета».
Таким образом происходит воспитание и успешное формирование гуманистических ценностей и норм поведения, активной жизненной позиции.
3.5 Участие в проектах, направленных на улучшения качества окружающей среды
Бережное отношение к окружающей среде и здоровый образ жизни – одна из сфер развития личности обучающихся, где им необходимо уметь проектировать собственную деятельность, то есть анализировать ситуацию, принимать решения, осуществлять задуманное, представлять и оценивать результаты. Основные умения, которым необходимо научить школьников – это характеризовать и видеть взаимосвязь между социальными, экономическими, экологическими проблемами стран изучаемого языка и своей страны/города. Например, темы в 9 классе «Наш хрупкий мир» и в 11 классе «Человек и место, где он живет» заканчиваются разработкой проектов, результаты которых учащиеся представляют на научно-практической конференции. Работы с использованием ИКТ привлекают других школьников к данной проблеме, учат бережному отношению к миру, в котором мы живем, благоустройству своего микрорайона.
Проекты экологической направленности
Год | Тема проекта | Класс |
2011-2012 | «Кристально-чистое чудо» «Защита прав животных» «Мир животных» «День Земли каждый день» | 9 класс 10 класс 5 класс 6 класс |
2010-2011 | «Школьная конференция “Кампания в защиту редких видов животных”» «Даниловский район вчера, сегодня, завтра» | 10 класс 8(лицейский) класс |
2009-2010 | «Земля в опасности» | 8 (лицейский) класс |
2008-2009 | «Моя школа в будущем» | 6 класс |
Анализируя данные, приведенные на диаграмме о количестве учеников моих групп, работающих над проектами по защите окружающей среды и принимавших участие в ежегодном городском субботнике в апреле, можно сделать вывод, что у школьников успешно формируется активная гражданская позиция и ответственность за результаты своей деятельности. Результаты работы школьников по проблеме защиты окружающей среды, свидетельствуют о том, что прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности является действенным методом формирования у учащихся гуманистических ценностей.
3.6 Участие в решении проблем местного социума
В 2008 – 2009 учебном году учащиеся моих групп принимали участие в общешкольном проекте «История создания и будущее Шуховской башни». Проблема исследования сформировалась в связи тем, что шедевр мировой архитектуры находится в большой опасности, а вместе с ней опасности подвергается и исторический облик Москвы, и образ России в глазах цивилизованного мирового сообщества. Работы школьников были представлены на ежегодной школьной научно-практической конференции, а также размещались в сети интернет и различных форумах, где обсуждалась данная проблема.
Большинство изучаемых тем позволяет учащимся попробовать себя в различных видах деятельности, например принять «конституцию класса» (6 класс), построить необыкновенное здание (9 класс), разработать проект музея для жителей Даниловского района (9 класс). Учитывая возрастную динамику школьников, я предлагаю в старшем звене ролевые и деловые игры, например разработка проекта туристического центра в Москве или своем районе (11 класс), организация и проведение школьного совета по проблеме бедности (10 класс).
Класс | Тема | Проблема |
5 | Проект «Дома» Проект «Животные и мы» | Улучшение облика Москвы Создание зоопарка редких животных |
6 | Проект «Книжная ярмарка» Проект «Классная конституция» | Повышение интереса к чтению книг Забота о детях |
7 | Проект «Проведем расследование» Проект «Программа визита» | Решение тайны реки Тунгуски Программа праздника «День города» |
8 | Проект «День творчества и инноваций» | Формирование системы ценностей:техническое творчество |
9 | Проект «Музей в моем районе» | Новый музей для жителей своего района |
10 | Деловая игра «Заседание школьного совета» | Материальные ценности и проблема бедности |
11 | Проект туристического центра в Москве | Проблемы туризма |
Данные таблицы говорят о том, что у обучающихся формируются такие умения как исследовать и критически осмысливать явления действительности, анализировать, принимать решения и осуществлять задуманное. Они готовы взаимодействовать с властными структурами с целью решения проблем, непосредственно касающихся их жизни и жизни будущего поколения. Таким образом, процесс социализации школьников моих групп в процессе обучения английскому языку проходит успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена» Антуан де Сент – Экзюпери. Во все...
создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию представлен в виде справок на проведённые мероприятия....
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Информация о работе учителя русского языка по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. ...
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...