Урок- исследование по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Данный материал урока способствует изучению учащимися новой части речи и значение в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование" Значение местоимения в русском языке" | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-ом классе
Урок-исследование « В чём загадка местоимения как части речи?»
-- Доброе утро, ребята!
Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.
(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)
Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй, город самый лучший!
Здравствуй, край, родной, могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я! Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и , заряженные хорошим настроением, займите свои места.
-- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).
Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.
Наша задача сегодня на уроке:
1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.
2) Какова роль местоимения в русском языке.
1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать насто-
ящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками ме-
стоименных наук.
2) Перед вами рабочий лист, таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.
3) Положите перед собой рабочий лист и сверху на 1 стр. запишите число.
4) Тема нашего урока(вслух читает учитель) «В чём загадка местоимения как части речи?»
1
Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто это? Вот что он пишет о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя
короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2004 года русская
литература отметила 235 лет со дня рождения этого автора.
-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам в сегодняшней работе.
--Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?
1) Басня— это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с поучительным смыслом. (подбирается верное толкование)
2) (устно) – Подберите однокоренные слова к слову «басня»
3) – Давайте построим словосочетания по следующей схеме: прил.+ сущ.
4) –Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Басни Крылова. Чьи басни?)
--Мы с вами составили словосочетания. Предложения состоят из словосоче-
таний. На рабочем листе и на доске 3 предложения. Прочитаем их, найдём словосочетания с местоимением и определим синтаксическую роль местои-
мений в данных предложениях. (Упр. №1)
1. Его басни переживут века.
2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.
3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу)
Каждый заучивает наизусть басни Крылова.
Какими членами предложения чаще всего бывают местоимения?
(ученики отвечают)
Итог 1. Вот это наше первое научное открытие (вешаю таблицу№4).
(Читаю вывод №1)
-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся к тексту упраж-
нения№2. (показываю) Прочитаем его.
Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях.
Басни помогают в чьих-либо недостатках узнавать себя. Среди нас, напри-
мер, тоже есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.
--О чём говорится в этом тексте?
Возьмите ручки, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если вы затрудняетесь, обратитесь к таблице.
(Проверим с самого первого предложения)
--Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?
-- Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)
Это наше второе научное открытие. (прикрепляю и читаю вывод) 2
Итог 2. По значению местоимения делятся на 9 разрядов.
-- В этом тексте, ребята, 62слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений?
(14)
Вывод: Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.
(разминка)
Руки подняли и покачали—
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули—
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем—
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-
Мы тоже покажем, крылья сложили назад
И тихо-тихо сели.
Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-
мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.
Местоимения так же, как и запасные игроки, заменяют в предложениях име-
на существительные, имена прилагательные, числительные.
1)--На доске дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».
2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-
ные, и оно не совсем красиво звучит).
3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-место-
имениями.
4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).
Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны ме-
стоимения.
-- Что дала нам такая замена?
Итог 3. (Вешаю плакат, затем читаю вывод). Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.
Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)
Чижа захлопнула злодейка-западня;
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело! Впредь чужой беде не смейся, Голубок.
--В каких словах заключается мораль басни?
--Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляйте. Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».
-- Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды утверждают (прикрепляю вывод №4).
Такое утверждение они сделали на основе того, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.
1 группа местоимений заменяет имена существительные;
2 группа заменяет имена прилагательные;
3 группа— числительные.
--Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение№3.
Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.
В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы (за 1-ый столбик отвечает 1 ряд).
Во второй столбик –те, которые указывают на признаки предметов (2 ряд).
В третий— которые указывают на количество (3 ряд).
она мой несколько
никто любой столько
мы наши сколько
(Проверка ответов по рядам)
--Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали? (Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные, …)
Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предме-
ты, признаки, количество, но не называет их.
(Далее отвечают ученики)
Теперь можно от научной работы перейти к творческой. Знания о местоимении нам обязательно пригодятся. (На вашем рабочем листе—это упр. №4)
По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.
(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая –«на плечи» и т,д.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящи-
ми исследователями и достойны звания «Знаток местоименных наук».
Я оцениваю ваши знания на «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по русскому языку в 6 классе по ФГОС на тему: «Путешествие по Морфологическому морю к чудаку Причастию».
Данный урок поможет каждому учащемуся стать исследователем и подробно изучить трудную тему....
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»
Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов художественных произведений....
Урок-исследование по русскому языку в 8 классе Тема: «Виды обстоятельств»
Цели: 1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;2. развивать самостоятельность мы...
Урок - исследование по русскому языку "Деепричастие как часть речи"
Урок-исследование в 7 классе по теме "Деепричастие". Тип урока: Урок-исследование.Цель урока: обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической рол...
Урок-исследование по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической дея...
Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе
Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе...
Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе
Урок-исследование по русскому языку с детьми мигрантов в 5 классе...