Урок-исследование по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Межрегиональный конкурс на лучшую методическую разработку учебного занятия
«Работаем по ФГОС»
Урок-исследование
по русскому языку
Тире между подлежащим и сказуемым
5 класс
Автор Масленникова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы
Тема «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
обучающие:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;
- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже;
воспитательные:
- формирование интереса к русскому языку;
- воспитание бережного отношения к слову;
- бережное отношение к природе,
- эстетические чувства.
Тип урока. Урок-исследование
Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.
Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, системно-деятельностный подход.
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки-помощники.
Ход урока.
Эпиграф урока: «Осень ? чудная пора»
(Слова написаны на плакате. Знак тире закрыт табличкой с вопросительным знаком.)
- Организационный этап.
- Доброе утро, ребята. Я очень рада всех вас видеть. СЛАЙД 1
- За окном осеннее утро, ночи становятся длиннее, дни короче, и иногда мы грустим. У многих русских поэтов есть замечательные строки об этом времени года. Вспомним их. (Какие?)
(Учащиеся вспоминают строчки из стихотворений русских поэтов.)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
- И свои осенние впечатления, ощущения я попробовала выразить при помощи некоторых слов, но в этих словах пропущены буквы, их нужно вставить и объяснить правописание.
- Мотивационный этап. СЛАЙД 2
Сла…кий сладенький (проверяемая согласная в корне)
Интерес?ный интересен (непроизносимая согласная в корне)
Н..беса небо (проверяемая безударная гласная в корне)
Тр…пинка тропы (проверяемая безударная гласная в корне)
Ар..мат аромат (непроверяемая безударная гласная в корне)
Кол…с колосья (проверяемая безударная гласная в корне)
Со…нце солнышко (непроизносимая согласная в корне)
Искрит(?)ся искрится (что делает/что делать)
Св…тлеть свет (проверяемая безударная гласная в корне)
(Учащиеся объясняют орфограммы и вставляют пропущенные буквы с места по одному)
- Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему? (по 1 буквам слов получится слово СИНТАКСИС).
- Почему это слово нас интересует?
- Какое отношение оно имеет к нашему уроку?
III. Фронтальный опрос. СЛАЙД 3
Задание. Закончить высказывания.
- Синтаксис изучает …
- Грамматическую основу предложения составляют….Например,…
- Что же такое подлежащее?
- Сказуемое – это…
- Чем они могут быть выражены?
IV. Создание нового знания. Анализ предложений: СЛАЙД 4
- Осень – предвестница зимы.
- Разноцветные листья тихо падают на холодную землю.
- Октябрь – месяц противоречий.
- Проблемная ситуация.
- Обратите внимание на слайд. Сейчас мы с вами проведем небольшое лингвистическое исследование.
- Найдите в предложениях грамматическую основу. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
- А какие из предложений можно объединить? По какому признаку?
(Можно объединить первое и третье предложения.)
- Как вы думаете, почему во втором предложении тире между подлежащим и сказуемым не стоит? (Высказывания и предположения учащихся.)
- Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое, в каком падеже стоят главные члены?
- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
СЛАЙД 5
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в
именительном падеже, то между ними ставится тире.
- Проверим к правильному ли мы выводу пришли. Для этого откроем учебник на с. 79 и прочитаем теоретический материал.
- Какие молодцы! Мы с вами на верном пути!
2. Формулирование темы и цели урока
- Подскажите мне тему сегодняшнего урока
(«Тире между подлежащим и сказуемым»)
- В 5 классе вы знакомитесь с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, а в 8 классе изучите глубже. Сегодня будем учиться находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Рассказ учителя о пунктуационном знаке ТИРЕ. СЛАЙД 6
- А знаете ли вы, что черточка в русском языке называется по-разному.
Тире́ – один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.
- В устной речи тире мы обозначаем паузой.
V. Применение знаний.
- А сейчас будем учиться применять правило на практике.
1. Работа в парах
- У вас на столах лежат карточки. Задание: найдите предложения, где нужно поставить тире. (объяснение с места)
- Алгоритм работы с предложениями СЛАЙД 7
1 ряд СЛАЙД 8
1.Книга – источник знаний.
2.Айсберг – это плавучая гора.
3. Бедность не порок.
2 ряд СЛАЙД 9
1.Сова – жительница наших лесов.
2. Маяк – это башня с сигнальными огнями.
3. Он воспитанный человек.
3 ряд СЛАЙД 10
1. Чтение – вот лучшее учение.
2. Наш двор как сад.
3. Повторение – мать учения.
- Сделаем вывод. Когда же ставится тире? А в каких случаях не ставится?
- Запишем в тетрадь эти исключения. СЛАЙД 11
2. Решение лингвистической задачи. Динамическая пауза
- Немного отдохнем и немного поиграем в игру «Нужно ли тире?»
ДА – хлопок в ладоши; НЕТ – топаем ногами
Осень – моё любимое время года.
Осенью солнце неяркое.
Октябрь – месяц первых заморозков.
Осенний воздух прохладен.
Листопад – украшение осени.
- Молодцы!
- Работа с учебником. СЛАЙД 12
- Обратимся к учебнику. Упр. 172
Данные предложения замените другими, близкими по смыслу по образцу:
Мой отец строит дома. – Мой отец – строитель.
Моя мать шьет одежду.
Старший брат учится в институте.
Младший брат поступил в школу.
Сестра учится только на пятерки.
Наш дедушка лечит зверей.
- Обратите на словарное слово ветеринар.
- А теперь скажем о своих родственниках, чем они занимаются СЛАЙД 13
Мой папа –
Моя мама –
Мой брат –
Моя сестра –
Моя бабушка –
Мой дедушка –
- Работа с микротекстом. Лингвистическая игра «Корректор»: СЛАЙД 14
- На слайде вы видите запись, прочитайте и скажите, можно ли эту запись назвать текстом.
Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Рябины ягоды лакомство любимое птиц.
Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.
- Правильно, ребята. Я, наверное, была очень рассеянна, поэтому и произошла эта неприятность: перепутались слова в предложении. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий корректор.
- А теперь у нас получился текст? СЛАЙД 15
- Определим тему и основную мысль нашего текста.
- Найдите в тесте предложения, в которых нужно тире.
- Давайте запишем их и докажем, что мы правильно поставили пунктуационный знак. СЛАЙД 16
Рябина – настоящая осенняя красавица.
Ягоды рябины – любимое лакомство птиц.
- Когда же мы ставим тире между подлежащим и сказуемым?
VI. Итог урока СЛАЙД 17
-Ребята, посмотрите на эпиграф нашего урока. Какой же знак мы должны поставить и почему?
- Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли?
VII. Домашнее задание. Творческая работа. СЛАЙД 18
- Я вам предлагаю дома написать мини-сочинение «Осень в нашем городе» (3 – 5 предложений) с использованием изученной пунктограммы.
VIII. Оценивание.
- Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали. Спасибо огромное!
- И я хочу вам сделать подарок. Возьмите конверты желтого цвета. В них находится памятка на постановку тире между подлежащим и сказуемым, которую вы приклеите в свои «умные» тетради.
IX. Личностная рефлексия
- Ребята, я хотела бы, чтобы вы уходя с урока поделились со мной своим настроением
- Около нашего дерева лежат осенние листочки, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке:
- у меня все получилось, изученный материал понятен, я уверен в себе и спокоен – красный.
- у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил, то – оранжевый.
- мне не все понятно, нужна помощь – зеленый.
СЛАЙД 19
СПАСИБО ЗА УРОК!
Планируемые результаты | ||
Личностные:
| Метапредметные: Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| Предметные:
|
Найдите предложения, где нужно поставить тире. 1 ряд 1.Книга источник знаний. 2. Айсберг это плавучая гора. 3. Бедность не порок. | Найдите предложения, где нужно поставить тире 1 ряд 1.Книга источник знаний. 2. Айсберг это плавучая гора. 3. Бедность не порок. |
Найдите предложения, где нужно поставить тире 3 ряд 1. Чтение вот лучшее учение. 2. Наш двор как сад. 3. Повторение мать учения. | Найдите предложения, где нужно поставить тире 3 ряд 1. Чтение вот лучшее учение. 2. Наш двор как сад. 3. Повторение мать учения. |
Найдите предложения, где нужно поставить тире 2 ряд 1.Сова жительница наших лесов. 2. Маяк это башня с сигнальными огнями. 3. Он воспитанный человек. | Найдите предложения, где нужно поставить тире 2 ряд 1.Сова жительница наших лесов. 2. Маяк это башня с сигнальными огнями. 3. Он воспитанный человек. |
Найдите предложения, где нужно поставить тире 1 ряд 1.Книга источник знаний. 2. Айсберг это плавучая гора. 3. Бедность не порок. | Найдите предложения, где нужно поставить тире 1 ряд 1.Книга источник знаний. 2. Айсберг это плавучая гора. 3. Бедность не порок. |
Найдите предложения, где нужно поставить тире 3 ряд 1. Чтение вот лучшее учение. 2. Наш двор как сад. 3. Повторение мать учения. | Найдите предложения, где нужно поставить тире 3 ряд 1. Чтение вот лучшее учение. 2. Наш двор как сад. 3. Повторение мать учения. |
Приложение 1
Приложение 2
Тире между подлежащим и сказуемым | |
Тире ставится 1. Если подлежащее сущ в И. п. – сказуемое сущ в И. п. Молчание – знак согласия. 2. Если есть слова ЭТО или ВОТ. Чтение – вот(это) лучшее учение. 3. Если подлежащее числит. в И. п – сказуемое числит. в И. п Дважды два – четыре
4. Если подлежащее Н. ф. глагола – сказуемое Н.ф. глаг. Жить – родине служить. 5. Если подлежащее Н.ф. глаг. – сказуемое сущ. в И. п. Хорошо учиться – наша задача. | Тире не ставится 1. Если подлежащее выражено личным местоимением Он прекрасный человек. 2. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит НЕ Бедность не порок 3. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит КАК (словно, будто) Наш двор как сад |
Тире между подлежащим и сказуемым | |
Тире ставится 1. Если подлежащее сущ в И. п. – сказуемое сущ в И. п. Молчание – знак согласия. 2. Если есть слова ЭТО или ВОТ. Чтение – вот(это) лучшее учение. 3. Если подлежащее числит. в И. п – сказуемое числит. в И. п Дважды два – четыре
4. Если подлежащее Н. ф. глагола – сказуемое Н.ф. глаг. Жить – родине служить. 5. Если подлежащее Н.ф. глаг. – сказуемое сущ. в И. п. Хорошо учиться – наша задача. | Тире не ставится 1. Если подлежащее выражено личным местоимением Он прекрасный человек. 2. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит НЕ Бедность не порок 3. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит КАК (словно, будто) Наш двор как сад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым "
Данный урок позвляет усвоить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными....
Презентация по русскому языку. Тире между подлежащим и сказуемым.
Презентация содержит теорию и упражнение для закрепления...
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...
Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"
Цели:1. Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки...
урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс
Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...
Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Тема "Тире между подлежащим и сказуемымы"...