Урок-исследование по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Масленникова Елена Петровна

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Межрегиональный конкурс на лучшую методическую разработку учебного занятия

«Работаем по ФГОС»

Урок-исследование

 по русскому языку

Тире между подлежащим и сказуемым  

5 класс

Автор Масленникова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы

Тема «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

обучающие:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже;

воспитательные:

- формирование интереса к русскому языку;

- воспитание бережного отношения к слову;

- бережное отношение к природе,

- эстетические чувства.

Тип урока. Урок-исследование

Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.

       Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, системно-деятельностный подход.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, карточки-помощники.

Ход урока.

                                                                Эпиграф урока: «Осень ? чудная пора»                                                                  

(Слова написаны на плакате. Знак тире закрыт табличкой с вопросительным знаком.)

  1. Организационный этап.

- Доброе утро, ребята. Я очень рада всех вас видеть.    СЛАЙД 1

- За окном осеннее утро, ночи становятся длиннее, дни короче, и  иногда мы грустим. У многих русских поэтов есть замечательные строки об этом времени года. Вспомним их. (Какие?)

(Учащиеся вспоминают строчки из стихотворений  русских поэтов.)

         Унылая пора! Очей очарованье!
         Приятна мне твоя прощальная краса…

- И свои осенние  впечатления, ощущения  я попробовала  выразить при помощи некоторых слов, но в этих словах пропущены буквы, их нужно вставить и объяснить правописание.

  1. Мотивационный этап.      СЛАЙД 2

Сла…кий           сладенький (проверяемая согласная в корне)

Интерес?ный     интересен (непроизносимая согласная в корне)

Н..беса               небо (проверяемая безударная гласная в корне)

Тр…пинка         тропы (проверяемая безударная гласная в корне)

Ар..мат              аромат (непроверяемая безударная гласная в корне)

Кол…с               колосья (проверяемая безударная гласная в корне)

Со…нце             солнышко (непроизносимая согласная в корне)

Искрит(?)ся       искрится (что делает/что делать)

Св…тлеть          свет (проверяемая безударная гласная в корне)

(Учащиеся объясняют орфограммы и вставляют пропущенные буквы с  места по одному)

- Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему? (по 1 буквам слов получится слово СИНТАКСИС).

- Почему это слово нас интересует?

- Какое отношение оно имеет к нашему уроку?

III. Фронтальный опрос.          СЛАЙД 3

Задание. Закончить высказывания.

  1. Синтаксис  изучает …
  2. Грамматическую основу предложения составляют….Например,…
  3. Что же такое подлежащее? 
  4. Сказуемое – это…
  5. Чем они могут быть выражены?

IV. Создание нового знания. Анализ предложений:          СЛАЙД 4

  1. Осень – предвестница зимы.
  2. Разноцветные листья тихо падают на холодную землю.
  3. Октябрь – месяц противоречий.

  1. Проблемная ситуация.

- Обратите внимание на слайд. Сейчас мы с вами проведем небольшое лингвистическое исследование.

- Найдите в предложениях грамматическую основу. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

- А какие из предложений можно объединить? По какому признаку?

(Можно объединить первое и третье предложения.)

- Как вы думаете, почему во втором предложении тире между подлежащим и сказуемым не стоит?  (Высказывания и предположения учащихся.)

- Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое, в каком падеже стоят главные члены?

- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

                                                                                                      СЛАЙД 5

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в

именительном падеже, то между ними ставится тире.

- Проверим к правильному ли мы выводу пришли. Для этого откроем учебник на с. 79 и прочитаем теоретический материал.  

- Какие молодцы! Мы с вами на верном пути!

2. Формулирование темы и цели урока

 - Подскажите  мне тему сегодняшнего урока

 («Тире между подлежащим и сказуемым»)

- В  5 классе вы знакомитесь  с  правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, а в 8 классе  изучите глубже. Сегодня  будем учиться находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Рассказ учителя о пунктуационном знаке ТИРЕ.                СЛАЙД  6
- А знаете ли вы, что  черточка в русском языке называется по-разному.

Тире́ – один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Николай  Михайлович  Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.

- В устной речи тире мы обозначаем паузой.

V.  Применение знаний.

- А сейчас будем учиться применять правило на практике.

1. Работа в парах

- У вас на столах лежат карточки. Задание: найдите предложения, где нужно поставить тире. (объяснение с места)

- Алгоритм работы с предложениями            СЛАЙД 7

1 ряд                                                                   СЛАЙД 8

1.Книга – источник знаний.

 2.Айсберг  – это  плавучая гора.

3. Бедность не порок.

2 ряд                                                                    СЛАЙД 9

1.Сова – жительница  наших лесов.

2. Маяк – это башня с сигнальными огнями.

3. Он воспитанный  человек.

3 ряд                                                                      СЛАЙД 10

1. Чтение – вот лучшее учение.

2. Наш двор как сад.

3. Повторение – мать учения.

- Сделаем вывод. Когда же ставится тире? А в каких случаях не ставится?

- Запишем в тетрадь эти исключения.               СЛАЙД 11


2. Решение лингвистической задачи.  Динамическая пауза

- Немного отдохнем и немного поиграем в игру «Нужно ли  тире?»

ДА – хлопок в ладоши; НЕТ – топаем ногами

Осень – моё любимое время года.

 Осенью солнце неяркое.

Октябрь – месяц первых заморозков.

Осенний воздух прохладен.

Листопад – украшение осени.

- Молодцы!

  1. Работа с учебником.   СЛАЙД 12

- Обратимся к учебнику. Упр. 172

Данные предложения замените другими, близкими по смыслу по образцу:

Мой отец строит дома. – Мой отец – строитель.

Моя мать шьет одежду.

Старший брат учится в институте.

Младший брат поступил в школу.

Сестра учится только на пятерки.

Наш дедушка лечит зверей.

- Обратите на словарное слово ветеринар.

- А теперь скажем о своих родственниках, чем они занимаются   СЛАЙД 13

Мой папа –

Моя мама –

Мой брат –

Моя сестра –

Моя бабушка –

Мой дедушка –

  1. Работа с микротекстом. Лингвистическая игра «Корректор»:                 СЛАЙД 14

- На слайде вы видите запись, прочитайте и скажите, можно ли эту запись назвать текстом.

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Рябины ягоды лакомство любимое птиц.

Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.

- Правильно, ребята. Я, наверное, была очень рассеянна, поэтому и произошла эта неприятность: перепутались слова в предложении. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий корректор.

- А теперь у нас получился текст?           СЛАЙД 15

- Определим тему и основную мысль нашего текста.

- Найдите в тесте предложения, в которых нужно тире.

- Давайте запишем их и докажем, что мы правильно поставили пунктуационный знак.                                                            СЛАЙД 16

Рябина – настоящая осенняя красавица.

Ягоды рябины – любимое  лакомство птиц.

- Когда же мы ставим тире между подлежащим и сказуемым?

VI. Итог урока                                                 СЛАЙД 17

-Ребята, посмотрите на эпиграф нашего урока. Какой же знак мы должны поставить и почему?

- Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли?

VII. Домашнее задание. Творческая работа.     СЛАЙД 18

 - Я вам предлагаю  дома написать мини-сочинение «Осень в нашем городе» (3 – 5 предложений) с использованием изученной пунктограммы.

VIII. Оценивание.

- Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали. Спасибо огромное!

- И я хочу вам сделать подарок. Возьмите конверты желтого цвета. В них находится памятка на постановку тире между подлежащим и сказуемым, которую вы приклеите в свои «умные» тетради.

IX. Личностная рефлексия
- Ребята, я хотела бы, чтобы вы уходя с урока поделились со мной своим настроением

- Около нашего дерева лежат осенние листочки, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке:

 - у меня все получилось, изученный материал понятен, я уверен в себе и спокоен – красный.

- у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил, то – оранжевый.

- мне не все понятно, нужна помощь – зеленый.

СЛАЙД 19

СПАСИБО ЗА УРОК!

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявлять  интерес к изучению русского языка:
  • воспринимать речь учителя и одноклассников;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
  • проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • учить давать определение понятиям;
  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

 Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога;
  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Предметные:

  • опознавать и характеризовать признаки предложения;
  • использовать признаки предложения при решении практических задач;
  • различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;
  • разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;
  • выделять грамматические основы простого предложения.

Найдите предложения, где нужно поставить тире.

1 ряд

1.Книга  источник  знаний.

2. Айсберг   это  плавучая  гора.

3. Бедность  не  порок.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

1 ряд

1.Книга  источник  знаний.

2. Айсберг   это  плавучая  гора.

3. Бедность  не  порок.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

3 ряд

1. Чтение   вот  лучшее   учение.

2. Наш  двор  как  сад.

3. Повторение   мать  учения.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

3 ряд

1. Чтение   вот  лучшее   учение.

2. Наш  двор  как  сад.

3. Повторение   мать  учения.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

2 ряд

1.Сова    жительница  наших лесов.

2. Маяк   это  башня с сигнальными огнями.

3. Он   воспитанный   человек.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

2 ряд

1.Сова    жительница  наших лесов.

2. Маяк   это  башня с сигнальными огнями.

3. Он   воспитанный   человек.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

1 ряд

1.Книга  источник  знаний.

2. Айсберг   это  плавучая  гора.

3. Бедность  не  порок.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

1 ряд

1.Книга  источник  знаний.

2. Айсберг   это  плавучая  гора.

3. Бедность  не  порок.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

3 ряд

1. Чтение   вот  лучшее   учение.

2. Наш  двор  как  сад.

3. Повторение   мать  учения.

Найдите предложения, где нужно поставить тире

3 ряд

1. Чтение   вот  лучшее   учение.

2. Наш  двор  как  сад.

3. Повторение   мать  учения.

Приложение 1

Приложение 2

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится

1. Если подлежащее  сущ в И. п. – сказуемое сущ в И. п.

Молчание – знак согласия.

2. Если есть слова ЭТО или ВОТ.

Чтение – вот(это) лучшее учение.

3. Если подлежащее числит. в И. п – сказуемое числит. в И. п

Дважды два – четыре

        

4. Если подлежащее  Н. ф. глагола – сказуемое Н.ф. глаг.

Жить – родине служить.

5Если подлежащее Н.ф. глаг. – сказуемое сущ. в И. п.

Хорошо учиться – наша задача.

Тире не ставится

1. Если подлежащее выражено личным

местоимением

Он прекрасный человек.

2. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит НЕ

Бедность не порок

3. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит КАК (словно, будто)

Наш двор как сад

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится

1. Если подлежащее сущ в И. п. – сказуемое сущ в И. п.

Молчание – знак согласия.

2. Если есть слова ЭТО или ВОТ.

Чтение – вот(это) лучшее учение.

3. Если подлежащее числит. в И. п – сказуемое числит. в И. п

Дважды два – четыре

        

4. Если подлежащее  Н. ф. глагола – сказуемое Н.ф. глаг.

Жить – родине служить.

5Если подлежащее Н.ф. глаг. – сказуемое сущ. в И. п.

Хорошо учиться – наша задача.

Тире не ставится

1. Если подлежащее выражено личным

местоимением

Он прекрасный человек.

2. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит НЕ

Бедность не порок

3. Если перед сказуемым (сущ. в И.п.) стоит КАК (словно, будто)

Наш двор как сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым "

Данный урок позвляет усвоить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными....

Презентация по русскому языку. Тире между подлежащим и сказуемым.

Презентация содержит теорию и упражнение  для закрепления...

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...

Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"

Цели:1.                       Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки...

урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс

Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...

Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Тема "Тире между подлежащим и сказуемымы"...