Урок - исследование по русскому языку "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Франк Елена Юрьевна

Урок-исследование  в 7 классе по теме "Деепричастие".

Тип урока: Урок-исследование.

Цель урока:

обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

развивающая:  развитие умения анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);

воспитывающая: воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, дневник исследователя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-исследование33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование  в 7 классе по теме "Деепричастие".

Тип урока: Урок-исследование.

Цель урока:

обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

развивающая:  развитие умения анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);

воспитывающая: воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, дневник исследователя

Ход урока:

  1. Оргмомент.

О сколько нам открытий чудных

Несёт сегодняшний урок!

Узнать о новой части речи

Настал для нас, ребята, срок.

Исследовать мы с вами будем

Что, как, зачем и почему.

Научные эксперименты полезны детскому уму.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попробуем совершить открытие. В физике и химии открывают новые законы, в биологии – новые виды животных и растений, в астрономии – новые планеты, а на уроке русского языка мы поставим для себя цель открыть совершенно новую, ранее неизведанную часть речи.

Тему нашего урока мы определим и запишем чуть позже, озаглавив наш дневник исследователя, с которым каждый из вас будет работать на уроке.  Давайте подпишем свой личный дневник. Дневник великого исследователя (фамилию и имя)

  1. Исследовательская работа по теме урока.

Переворачиваем первую страничку и приступаем к первому научному эксперименту. Для того, чтобы он был удачным, нам необходимо вспомнить, что такое глагол.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

(слайд 1)

Наш первый эксперимент нам помогут осуществить гости нашего урока, Маша Знайкина и Петя Лейкин. Они готовятся к контрольной работе. Давайте посмотрим, что для этого делает Маша. ( Листает учебник, повторяет тему). (Остановить видео)

Итак, Маша готовится к контрольной, листает учебник, повторяет тему. Какое- то действие здесь является основным, а какое-то неосновным, второстепенным, добавочным. Какое? Давайте внесём  итог наших наблюдений в таблицу.

Давайте от глагола, который обозначает добавочное действие, образуем слово, отвечающее на вопросы Что делая? Что сделав?

В последней колонке мы с вами опытным путём вывели совершенно новую для нас самостоятельную часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом и отвечает на вопросы Что делая?: готовится (что делая?) повторяя, листая. Называется эта часть речи – деепричастие. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока и одновременно тема нашего научного исследования. Запишем это в наш дневник. (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ)

Включить продолжение видео

Теперь этот же эксперимент поможет нам провести Петя Лейкин. Итак, как Петя готовится к контрольной работе? Что делает?

Основное действие

Добавочное действие

Что делая?

Что сделав?

Маша Знайкина

Готовится

Листает

Повторяет

Листая

Повторяя

Петя Лейкин

Готовится

Отвлекается, Балуется

Отвлекаясь

  Балуясь

Какой же вывод мы сделаем после этого эксперимента?

Существует самостоятельная часть речи, которая выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Называется эта часть речи   ДЕЕПРИЧАСТИЕ. (СЛАЙД 2)

Попробуйте составить предложения, используя глагол из 1-й колонки и деепричастие из 3-й колонки. 1 вариант работает с предложением про Машу, 2-й вариант про Петю. Давайте проверим

( слайд 3)

Обратите внимание на знаки препинания. Деепричастие, одиночное или с зависимыми словами, всегда выделяется запятыми. Эта тема нашего следующего урока.

Кто справился с заданием, поставьте себе 1 балл.

ВТОРОЙ ЭТАП.

Казалось бы, для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Давайте прочитаем стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» (перевод Шмульяна) и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

Чтение стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад» (СЛАЙД 4)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.

- Назовите деепричастия в стихотворении, с какой целью использовал деепричастия автор? (Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий)

- Как вы думаете, зачем нужны деепричастия в речи? (без деепричастий наша речь утратила бы красоту, образность и выразительность)

- Сейчас мы с вами  займёмся алхимическим экспериментом. Будем оживлять текст. Перед нами стоит научная задача - редактирование.

(Слайд 5)

Давайте с вами прочитаем текст. К какому стилю речи он относится? Назовите тип речи. Какова тема текста? Как его можно озаглавить? (Гроза). Записываем. Вам необходимо  отредактировать данный текст, заменить некоторые глаголы  на деепричастия, чтобы сделать текст более ярким, образным. И, как мы говорим, живым. Выполняем задания в дневнике исследования (Эксперимент № 2)

  1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта.
  2. Вся окрестность вдруг изменяется, принимает мрачный вид.
  3. Вот задрожала осиновая роща.
  4.  Листья становятся мутного цвета.
  5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
  6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают воздух.
  7. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.  
  8. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Читаем отредактированный текст. Какой вывод можно сделать? (Деепричастия помогли сделать текст более образным и выразительным). За каждое предложение по 1 баллу. Максимум 4 балла

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Следующий этап наших исследований – поисковая работа в парах. У вас на парте лежат конверты «Подопытные части речи». Откройте их, пожалуйста. Перед вами различные части речи. Ваша задача – найти деепричастия и записать их. (раздаточный материал)

Сожалел, беспокоясь, отдыхая, закончив, продумывая, грохочущий, задумавшись, испуганный, присутствовал, услышав, посеян, весело, схватившись, говоря, улыбаясь, замахнувшись.

Самопроверка.(слайд 6)

За каждое правильно выписанное деепричастие поставьте себе 1 балл. Максимально – 10 баллов.

Давайте посмотрим, какие у вас остались части речи?

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.

Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.(слайд 7)

Деепричастие = Дее + причастие} составное слово

Какое слово оно нам напоминает? Правильно, причастие. Вспомните, почему причастие так называется?

Слово "причастие" Названо так потому, что, совмещая в себе признаки глагола и прилагательного, оно как бы сопричастно и тому, и другому.  

Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским грамматистом Мелетием Смотрицким, который образовал его от слова "причастие" при помощи частицы дѣе-
Что может обозначать частица “дее”? (от "д
ѣяти" - делать). К чему же будет причастно? (к действию) То есть к глаголу.

- Какие же глагольные признаки сохранило деепричастие? Обратите внимание на вопросы, которые мы задаём к деепричастию. Что делая? Что сделав? Что имеют деепричастия? Правильно, совершенный и несовершенный вид. Это глагольный признак.

Практическая работа №1

Таблица научных наблюдений. Распределите деепричастия на группы.

Совершенный вид

Несовершенный вид.

 закончив,

задумавшись

 услышав

 схватившись

замахнувшись

 беспокоясь

отдыхая

продумывая

 говоря

 улыбаясь

Проверка.(слайд 8)

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 10 баллов.

- К какой же ещё части речи причастно деепричастие?

Проводим следующий эксперимент.

Практическая работа № 2. Вставьте на место пропусков во все предложения подходящее по смыслу деепричастие (например, улыбаясь)

Я говорю, __________________.

Ты говоришь, _______________.

Он говорит,________________.

Они говорят,_______________.

Посмотрите внимательно и скажите, как изменяется деепричастие? Правильно, оно не изменяется. Какая неизменяемая часть речи вам известна? Наречие. Какой ещё вопрос можно задать к деепричастию? Чем они будут являться в предложении?

Вывод: Деепричастия, как и наречия, не изменяются.

Вспомните, каким членом предложения будут являться? (обстоятельством)

Итак, вносим результаты эксперимента в таблицу.

Глагольные признаки деепричастия

Наречные признаки деепричастия.

Совершенный и несовершенный вид

Не изменяется. В предложении является обстоятельством.

ПЯТЫЙ ЭТАП.

Очень часто при употреблении деепричастий допускают ошибки. В чём они заключаются? Нужно помнить, что и основное, и добавочное действие обязательно совершается одним и тем же действующим лицом. Маша Знайкина готовится, листая, повторяя. Петя Лейкин готовится, отвлекаясь и балуясь.

Сейчас мы займёмся научными наблюдениями. Перед вами предложения. Найдите те, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастий.

  1. Засидевшись очень поздно в гостях, последний трамвай уже ушел.
  2. У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
  3. Затормозив у станции, я вышел из вагона.
  4. Увидев отца, Сережа заулыбался.
  5. Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
  6. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  7. Возвращаясь домой, шел дождь.
  8. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

Практическая работа № 3.

Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастий.

Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.

 Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.

За каждое исправленное предложение по 1 баллу. Максимум 3 балла

  1. Домашняя работа.

Этот же вид работы ждёт вас в домашнем задании. Записываем параграф 28, упр.183 на «4» и «3», Задание на «5». Составить текст 5-6 предложений на тему «Снегопад», используя деепричастия.

  1. Итог урока.

 В завершение наших научных исследований я предлагаю вам поучаствовать в научной дискуссии. Я в качестве главного учёного профессора буду выдвигать тезисы, а ваша задача – соглашаться или не соглашаться с ними.

 Согласны ли вы, что..

  1. деепричастие – это самостоятельная часть речи;
  2. деепричастие образовано от наречия;
  3. деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
  4. деепричастие изменяется;
  5. в предложении является обстоятельством;
  6. обозначает добавочное действие.

Подсчёт баллов. 25 и более – оценка «5»

                             15-25 – «4»

                              меньше 15 баллов – «3»

Параграф 28, упр 183 (на «4» и «3»)

Параграф 28, составить текст (6-10) предложений на тему «Снегопад», используя деепричастия (на «5»)

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Русский язык. Урок для 5 класса. Глагол как часть речи

Русский язык. Урок для 5 класса.Тема урока: Глагол как часть речиЦель урока:> Образовательная  – обобщение и углубление знании о глаголе как части речи;> Развивающая – развитие умения наход...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Урок русского языка "Служебные части речи"

Урок открытия новых знаний.Технологическое сопровождение урока:•      технология оценивания учебных успехов;•      технология проблемного ди...