Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цели как деятельность учеников.
М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-yo.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема: Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова
(презентация к уроку).
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Рефлексия. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Проблемная ситуация. IV. Открытие нового знания | Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний . 1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда: ночь чаща дрожь круча роскошь жизнь луч шило ключ щавель пустошь чудо – Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы. – Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических минисловариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов. III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Задание на слайде: вставьте букву ё-о , в каком случае возникла проблема выбора? Бочка челка Мед шелк Лодка щетка Теплый желтый Давайте сравним результаты(слайд) Обсудите в парах,Что общего в словах 1-го и 2-го столбика.(ё-о) А в чем различие? Это новый вид орфограммы?Почему? (гласные ё-о после шипящих) Назовите опознавательный признак? Сформулируйте проблему?(какую букву ё-о писать после шипящих)слайд Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике. Так какова тема нашего урока?(буквы ё-о после шипящих в корне слова) А какая цель перед нами стоит? Запишите тему нашего урока (слайд)
1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов). Прочитайте слова вслух. Желтый крыжовник Шепот шорох Черный шов Щелка капюшон Какой звук мы слышим под ударением после шипящих в корне слова. А какие буквы пишутся? 2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов. Обсудите и выполните в парах 1.подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова(глаголы и суш.),запишите их,выделите корень и расставьте ударение. 2.попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика.Что получилось? Дети зачитывают свои варианты.(слайд) Давайте сравним ваши ответы.(слайд) жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть и существительные щёлка – щель. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, Крыжовник-? Шорох-? Шов-? Капюшон-? Какой вывод вы можете сделать? Делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне .Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно.Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы. Физкульминутка Сравни и запомни Прочитайте слова Крыжовник жонглер Шорох шоссе Шов шофер Капюшон шоколад Чем отличаются слова в каждой группе? Скажите это один вид орфограммы или разные?Обоснуйте ответ.Мы можем проверить эти слова?Эти слова с непроверяемой безударной гласной О после шипящих в корне надо запомнить,а для этого мы с вами заучим слова-исключения(мнемоническое првило) Шоколад,шофер,крыжовник Шов,шоссе,обжора,шорник Шорох,чопорный,чащоба, капюшон,жокей,трущоба. Скажите толкование каких слов вы знаете. | Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные УУД Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3.Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. 3. Производить анализ, синтез, сравнение |
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. | 1. Выполнение упражнений для первичного развития умений. А теперь мы с вами закрепим ваши знания. Работа с карточками(спишите словосочетания,вставьте пропущенные буквы и графически их обозначьте) 2. развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне. Следующее задание выполним в устной форме.Я буду зачитывать слово,а вы подберите к нему однокоренное , в котором гласный после шипящего находится под ударением: Шерстяной- шёрстка, желтеть, щека, пчела, щелка, печень,черстветь,чертить,чернота. 3. Работа с карточками в паре. Развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы. Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово). На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, мальчик получил несильный ожог. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) Выполните синтаксический разбор предложения. П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) – Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!». Ожог(сущ.) руки ожог(гл.) руку 2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова. А чтобы вы лучше их запомнили, ,прочитаем юмористический рассказ, в котором собраны слова-исключения. По шоссе мчалась машина. В кабине сидели шофер, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора- обжора, жонглер и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглер жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры- обжоры. Все были шокированы происшедшим. Выпишите их. | |
VII. Домашнее задание. | 1. Выучить словаисключения. 2. Составить предложения со словами трущоба, чащоба. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика" по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слов"
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика"...
Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам
Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....