опорный конспект по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Воробей Елена Николаевна

Таблица обобщающего характера. Морфологические признаки глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt_po_teme.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

  1. ВИД

СОВЕРШЕННЫЙ (что сделать?)

НЕСОВЕРШЕННЫЙ (что делать?)

       НАКЛОНЕНИЕ.

  1. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ(реальные действия)

Изменяется по временам.

                            Наст.                      Буд.                               Прош

Несов.вид         пою                    буду  петь                           пел

Сов. вид              -----                     спою                                 спел

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам ( в ед. числе).

  1. СПРЯЖЕНИЕ

           1-е спряжение                                         2-е спряжение

                        -е-                                                            -и-

 3 л. мн. ч.    -ут, -ют                                                 -ат, -ят

Ко 2-му спряжению относятся

        Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)

         4 глагола на –ать:   слышать, держать

                                             гнать, дышать

         7 глаголов на –еть:   терпеть, вертеть, обидеть,

                          зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть  

Все остальные глаголы (+ брить, стелить) относятся

                                       К 1-му спряжению.

Разноспрягаемые: хотеть, бежать.

Особоспрягаемые : есть, дать.

  1. УСЛОВНОЕ (действие  желаемое или возможное при определённых условиях).

              Ед. число                                          Мн. число

Ж.р          решила бы                                    решили бы

М.р          решил бы

Ср.р        решило бы

  1. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ (действия, которые кто-то требует или просит выполнить)

            Ед.число (ТЫ)                                Мн.число (ВЫ)

                учи,  научи                                 учите, научите

2-е лицо         отрежь                                               отрежьте

                          бросай                                            бросайте

                         познакомься                                 познакомьтесь

Повелительное наклонение имеет также формы3-го лица ед. и мн. числа и 1-го лица мн. числа( да здравствует, пусть поспят,   давайте посадим и т.д.)

  3.ПЕРЕХОДНОСТЬ

        ПЕРЕХОДНЫЕ                                                   НЕПЕРЕХОДНЫЕ

       Могут сочетаться с сущ., числит.,                 Все остальные +

       мест.  В Вин. падеже  БЕЗ предлога            возвратные.

       Или с Род. п. без предлога

         при отрицании(не взял пилы)

        при указании на часть предмета

          (выпил молока).

  1. ВОЗВРАТНОСТЬ

Есть постфикс  -СЯ-, -СЬ-                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Элементы комбинаторики"

В данном конспекте даны основные определения и формулы для вычисления числа перестановок, размещений и сочетаний без повторений. Можно использовать на уроках комбинаторики в 11-м классе (базовый урове...

Опорный конспект по теме "Способы решения логарифмических уравнений"

Опорный конспект "Способы решения логарифмических уравнений"...

Опорный конспект по теме: Списки 8 класс

Списки в Word 2007 бывают нумерованные и маркерованные. Здесь изложен материал урока в зжатом виде....

Опорные конспекты по теме "Литосфера и рельеф" (6 класс)

Большинство обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют нестабильные графомоторные навыки. Задача учителя - минимизировать временные затраты на выполнение письменных заданий....

Опорный конспект по теме "Строение и значение крови". 8 класс.

Данный опорный конспект предназначен для работы учащихся на уроке. Заполняется по ходу рассказа учителя. Позволяет развивать умение конспектировать информацию, удерживать внимание учащихся в теч...

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса  и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...

Опорные листы по теме "Глагол"

Опорные листы по теме "Глагол": "Неопределённая форма глагола", "Изменение глаголов по временам", "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"...