Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку в 5 классе, который проводится в рамках изучения темы "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

5 класс

«Имя существительное – собственное и нарицательное»

Предварительная подготовка к уроку

   В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имен, по возможности провести этимологический анализ.

Цели:

  1. Повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;
  2. Воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названия городов, имен и фамилий;
  3. Развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные  как в устной, так и в письменной речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над новым материалом.

Упражнение 1 ( на повторение )

   Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.

     (Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль».  Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.

     Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно» ).

Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озер, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке или собаке: это – кошка, а  это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав, что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как ее зовут.

   Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.

    Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имен индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более четким и ясным.

    Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имен, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, название исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, название предприятий, клички животных.

    Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».

    Все собственные имена на письме выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.

Задание2.

   Запишите под диктовку текст. Найдите в нем собственные имена, подчеркните их.

    Антарктика – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.

   Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (Географические названия ).

Задание 3.

   Спишите текст. Подчеркните собственные имена.  

- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.

- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.

- А вот и нет! – воскликнул хитро Ваня.

- А какая же? – удивился брат Коля.

- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка читает газеты. Он будет Газеткин. А еще дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.

   Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.  

( В. Н. Куприн ).

Подведение итогов.

   Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

- Для чего используются нарицательные имена собственные?

- Чем имена собственные отличаются от имен нарицательных?

- Какие правила, касающиеся собственных и нарицательных имен существительных, вам известны?

Домашнее задание.

  Запишите известные вам клички домашних животных. Подумайте, почему они получили именно эти прозвища? Что эти клички могут обозначать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...