Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку в 5 классе, который проводится в рамках изучения темы "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
5 класс
«Имя существительное – собственное и нарицательное»
Предварительная подготовка к уроку
В качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический материал о собственных и нарицательных именах существительных. Также им предлагается подумать о значении своих имен, по возможности провести этимологический анализ.
Цели:
- Повторить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных;
- Воспитывать интерес к истории имен собственных, в том числе к истории названия городов, имен и фамилий;
- Развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над новым материалом.
Упражнение 1 ( на повторение )
Попробуйте самостоятельно, с помощью этимологических словарей и справочников разобраться в истории возникновения слов пороша, соревнование.
(Пороша, порошить, припорошить – слова общеславянского происхождения, образованные от слова «порох» со значением «прах», «пыль». Таким образом, «пороша» - «снежная пыль», что слово и обозначает.
Соревнование – слово древнерусского происхождения, образованное от корня «ревностно» - «старательно», «тщательно», «усердно» ).
Учитель: В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озер, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это – книга. О любой кошке или собаке: это – кошка, а это – собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные – то есть имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь сказав, что это – кошка, мы не уточнили, ни чья она, ни как ее зовут.
Такие существительные используются в речи чаще всего и на письме пишутся с маленькой буквы.
Однако одним только указанием на предмет в речи обойтись нельзя, иначе наше общение было бы слишком громоздким и неясным. Поэтому некоторые предметы имеют собственные имена. Использование таких имен индивидуализирует какое-либо понятие, делает его более четким и ясным.
Таким образом, собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К собственным именам, помимо человеческих имен, относятся также фамилии и отчества людей, географические названия, названия литературных произведений, название исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, название предприятий, клички животных.
Иногда собственными именами являются не отдельные слова, а целые словосочетания, например Великая Отечественная война, «Утро стрелецкой казни», Млечный путь, «Птичье молоко».
Все собственные имена на письме выделяются особым образом – пишутся с заглавной, или прописной, буквы.
Задание2.
Запишите под диктовку текст. Найдите в нем собственные имена, подчеркните их.
Антарктика – южная полярная область Земли, включающая в себя Антарктиду и прилегающие к ней участки Тихого, Атлантического и Индийского океана с морями. Также включает в себя ряд островов – остров Южного Георгия, Южно-Оркнейские и Южно-Шетлендские острова.
Ответьте на вопрос: что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности? (Географические названия ).
Задание 3.
Спишите текст. Подчеркните собственные имена.
- У нас какая фамилия? – спросил Ваня.
- Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
- А вот и нет! – воскликнул хитро Ваня.
- А какая же? – удивился брат Коля.
- У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку – мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки – она была Вязалкина. А теперь дедушка читает газеты. Он будет Газеткин. А еще дедушка за день был Пчеловодов, Топоров, Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.
( В. Н. Куприн ).
Подведение итогов.
Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:
- Для чего используются нарицательные имена собственные?
- Чем имена собственные отличаются от имен нарицательных?
- Какие правила, касающиеся собственных и нарицательных имен существительных, вам известны?
Домашнее задание.
Запишите известные вам клички домашних животных. Подумайте, почему они получили именно эти прозвища? Что эти клички могут обозначать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...