ПРОЕКТ «Эпистолярный жанр – будущее или прошлое?»
проект по русскому языку по теме

Проект направлен на формирование у обучающихся умений 21-го века: направленность на саморазвитие, межличностное взаимодействие и сотрудничество, креативность и любознательность, а также коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots.proekt_2012.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Эпистолярный жанр – будущее или прошлое?»

АВТОР ПРОЕКТА     Шарамыгина Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ  тел. 89063489098, Sharamygina@yandex.ru

МЕСТО РАБОТЫ  МБОУ Кисловская СОШ

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

          Проект направлен на формирование у обучающихся умений 21-го века: направленность на саморазвитие, межличностное взаимодействие и сотрудничество, креативность и любознательность, а также коммуникативных умений.

2.

Описание проблемы

У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и быстрее, и удобнее. Да, прогресс остановить невозможно, и меня, как словесника, не может не волновать тот факт, что эпистолярный жанр уходит в прошлое.

Конечно, уже давно прошло время, когда единственным способом сообщения были письма.  Но мы же не перестали читать книги, когда в наших домах появились телевизоры! Вот и сейчас не стоит думать, что телефонные разговоры, СМС, электронные письма смогут заменить трогательные письма в конверте. Многие считают, что Интернет способствовал возрождению письма, но, скорее, состоялось лишь создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки. Хорошо, удобно, быстро, но... часто только лишь бы отписаться, контрольные фразы, все сухо, коротко, без эмоции. Такой способ общения хорош только для передачи срочной информации, а не для отражения состояния человеческой души.

        Сегодня писать письма должен уметь каждый, к тому же, письменное общение — естественная необходимость каждого образованного человека. Талант сочинять интересные письма дан не каждому, но способности вполне реально развить. Поэтому знать основные правила эпистолярного жанра весьма полезно, они довольно просты. Слово, изложенное на бумаге, является более обоснованным, обдуманным, и кажется более весомым. Письмо в конверте приносит особое удовольствие, ведь оно написано от души, к тому же, его можно неоднократно перечитывать, и каждый раз оно радует как впервые. Телефонный звонок не сравнится с письмом по романтичности. Влюбленным следовало бы почаще писать письма друг другу, это уже поняли в США и Западной Европе, ведь полученное письмо еще до распечатывания вызывает вихрь мечтаний и нежных эмоций. Когда вы в долгой разлуке с близкими или друзьями, нет лучшего способа напомнить им о том, как вы соскучились, чем написать письмо. Кроме того, письма приносят не только радость общения, но и могут представлять определенную литературную и историческую ценность.    Письмо называют «чудом, прошедшим через века».

        Думаю, что рано ещё говорить о бумажных письмах в прошедшем времени, в какой-то период традиционная и электронная почты будут сосуществовать. Не будем заглядывать далеко вперёд, а вот оглянуться назад очень нужно, потому что прошлое почты заслуживает того, чтобы о нём помнили, а письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей… Кажется, о прошлом можно узнать и из других источников -  газет, журналов, книг. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах –  более открыто и естественно, искренне.

        Все выше сказанное убеждает в том, что необходимо возрождать культуру письма, объединяющую людей и способствующую взаимопониманию между ними. А кому, как не учителю-словеснику, заботиться об этом! Я постаралась привлечь всех ребят к работе над проектом. В нашей сельской школе классы небольшие, поэтому все ученики и родители внесли свой вклад. Было написано много писем, лучшие я отправляю на конкурс. Проведена большая работа, убеждена, что не зря.

3.

Цель проекта

Цель проекта: возродить традиции эпистолярного жанра; обратить внимание школьников на ценность родного языка.

4.

Задачи проекта

Образовательные задачи: расширить представления учащихся о роли и значении письма в жизни человека;

познакомить ребят с особенностями письма как эпистолярного жанра,

имеющего свою структуру и стилистические особенности;

научить культуре письма - несправедливо забытой формы человеческого общения,

соединяющей людей, помогающей их взаимопониманию;

познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;

научить грамотно и правильно оформлять конверт и текст писем;

развивающие: способствовать формированию информационной культуры школьников;

способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру;

развитию творческих способностей учащихся;

развитию устной и письменной речи учащихся.

воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к окружающим (адресатам), желания пользоваться услугами связи, дарить радость другим и получать удовольствие самому от процесса создания писем и их получения.

5.

Целевые группы на которые направлен проект

Учащиеся среднего и старшего звена, родители.

6.

Механизм реализации проекта

В ходе проекта обучающиеся знакомятся с видами писем, с требованиями к оформлению и написанию писем, учатся создавать собственные тексты в жанре письма.

Данный проект предназначен для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов (классы, в которых я преподаю русский язык и литературу). Классы в нашей сельской школе небольшие, поэтому все ребята были вовлечены в работу над проектом. У каждого класса -  свое задание.

5 класс – «Как написать письмо?» (см. презентацию)

7 класс – «Эпистолярный жанр жив!» (см. презентацию)

8 класс – «Что такое письмо?» (см. презентацию и видеоролик)

10 класс – «Письма великих людей» (см. презентацию и видеоролики)

 Результаты работы увидели все на конференции, на которую были приглашены все желающие.

В качестве консультантов и экспертов: 

Специалисты школы (психолог Лапшина Е.В.)

 - организация, проведение и обработка данных анкетирования;

Учитель истории (Маслова Л.В.)

Экскурсия в музей поселка Нива. Экспозиция «Письма с фронта»

Учитель информатики (Лебедева Е.А.)

Особенности работы в приложениях Excel, Publisher и др.; особенности  и организации сетевого взаимодействия участников групп.

В качестве участников, консультантов и экспертов привлечены  родители по направлениям:

- заинтересованность и поддержка мотивации участия в социальном проектировании;

- возможность доступа к "безопасному Интернету";

- участие в социологическом анкетировании;

- привлечение и приглашение специалистов-экспертов;

- участие в заключительной конференции по итогам проекта;

- обеспечение условий, способствующих здоровьесбережению в процессе работы над проектом (безопасность в сети Интернет, режим работы с компьютером);

- участие родителей в качестве консультантов и экспертов в проекте (например, обсуждение ресурсов проекта, участие в разработке плана мероприятий  и др.);

- выбор темы будущего (следующего) социально важного проекта и обсуждение возможностей для его осуществления.

7.

Календарный план реализации проекта

I этап.

Подготовительный

(февраль, 2012г)

В  начале проекта учитель в ходе презентации проекта перед классом на основе фронтальной беседы выясняет знания учащихся, а также мотивирует их на  участие в проекте и коллективную работу.

Учитель совместно с учащимися формулирует проблемы исследования. Далее происходит обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросы защиты авторских прав, предстоящих исследований, разрабатывается план действия каждой группы  участников проекта. Перед каждой группой ставится цель исследования, сформированная проблемными и учебными вопросами. В каждой группе учащиеся определяют стратегию работы.

Выбор темы проекта, цели, задачи (наметили пути их решения)

Беседа в ходе  просмотра вводной презентации учителя. Деление на группы по интересам (социологи, исследователи, криэйторы).

Формирующее оценивание и обсуждение общего плана проекта, а также планирование работы в группах.

II этап.

Проектировочный

(февраль, 2012г)

- Определение группы кураторов.

- Построение плана деятельности.

- Выбор способов и средств деятельности.

- Планирование программы мероприятий.

- Выбор формы представления результатов.

Привлечение участников и общественности для реализации данного проекта.

Определение ресурсов проекта.

Написание текста программы, описание модели реализации проекта и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.

III этап.

Практический

(март - апрель 2012)

  1. Работа по группам.

Группа социологов

  • Составление анкет, выясняющие отношение окружающих людей к сквернословию.
  • Организация и проведение социологического опроса учащихся гимназии по данной проблеме.
  • Обработка  и анализ данных анкетирования, формулировка выводов.

Группа исследователей:

  • Поиск информации по данной проблеме, используя  интернет-ресурсы и другие источники.
  • Анализ и сопоставление точек зрения ученых и религиозных деятелей. Обобщение изученных материалов и формулировка вывода.

Группа криэйтеров:

  • компьютерная обработка и анализ результатов; оформление материалов, представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий;
  • разработка и изготовление информационных материалов (листовки, буклеты, памятки);
  • создание групп по данной тематике в социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Твиттер) и др.
  • представление результатов деятельности  в виде итоговой презентации и техническая поддержка выступления агитбригады.

    3. Мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в   классе (заполнение листов продвижения по проекту).

Обобщение, анализ и внесение результатов работы в коллективную творческую презентацию.

Использование материала для осуществления общешкольных программ, внеклассных и городских мероприятий.

Презентация проекта на родительских собраниях, на заседаниях МО классных руководителей и т.д.

IV этап. Аналитический

(май, 2012)

- Сравнение планируемых и реальных результатов. Оценка результатов проекта.

- Обобщение и выводы, коррекция.

- Самооценка участников проекта. Проведение рефлексии (анкетирование детей, родителей, заполнение «Листа впечатлений»)

Обоснование выводов.

Отзывы участников и приглашенных. Анкетирование учащихся и их родителей. Заполнение «Листа впечатлений».

Заключительный

(май, 2012)

- Представление содержание работы (защита проекта).

Участие в конкурсе «Лучший урок письма»

(май, 2012)

8.

Ожидаемые результаты

В результате проекта обучающиеся совершенствуют умения:

- создавать диалогические и монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения;

- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)

После завершения проекта учащиеся смогут:

-  выбрать партнера по переписке;

- самостоятельно написать текст на определенную тему в зависимости от цели высказывания;

-  использовать различные информационные ресурсы.

9

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференцоборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений.

10

Смета проекта

№ п/п

Затраты денежных средств и материальных ресурсов

Набор копировальной цветной бумаги

150

Заправка черно-белого картриджа

100

Заправка цветного картриджа (шприцы)

100

Папки для материалов

50

Файлы (1 упаковка)

100

Диски для записи видеороликов (3 шт.)

45

Распечатка буклетов проекта

100

Итого

645

10.

Реализация проекта.

Проект «Эпистолярный жанр: прошлое или будущее?» создан для  X Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», творческая защита состоялась на финальном этапе конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

«Этот коварный жанр!» Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хлястика». Урок жанра в ХI классе.

Знакомство детей с жанром рассказа начинается с первых школьных дней. Самый, казалось бы, простой вопрос: «Что такое рассказ?» - оказывается и самым сложным, так как дать точное определение этому жанр...

Урок изобразительного искусства с применением ИКТ по теме "Анималистический жанр. Прошлое, настоящее, будущее".

Урок составлен  для учащихся 6 класса и содержит презентационный материал и модуль ОМС с сайта fcior.ru...

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...