Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antiutopiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Чернякова Татьяна Леонидовна                                                                            Приложение №1

Тема: «Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги  за будущее. Е.И.Замятин «Мы».     

Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих  ценностей, развивать творческие способности старшеклассников, умение работать в группе.

Оборудование: таблица «Утопия. Антиутопия».

Методические приемы: проверка знаний уч-ся, разъяснение понятий (теория литературы), рассказ учителя, работа с текстом, аналитическая беседа.

Эпиграфы к уроку:

1. «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Н.А. Бердяев.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Слово учителя. Аналитическая беседа.

    С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и человеком, человеком и миром наступит полная гармония. Эта великая мечта нашла отражение в литературе и определила рождение жанра, получившего название утопии. Ее основоположником считается  английский писатель и гуманист Томас Мор, автор книги «Утопия». Этот жанр предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны. Жизнь этой страны - далеко впереди по сравнению с современностью и отличается идеальным государственным укладом, всеобщей социальной справедливостью.

   В книгах Т.Мора, Кампанелла («Город солнца»), в четвертом сне Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» социальный прогресс и гуманизм по отношению к отдельной личности достигают воображаемого совершенства.

   Центральной идеей утопии стала идея всеобщего равенства. Именно равные права и равные обязанности сограждан делают каждого из них счастливыми.

   Начало 20-го века, и особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей новые утопические иллюзии. Многим жившим в ту пору, прекрасную и трагическую эпоху казалось, что революция приведет человечество в рай. Идея равенства, братства витала в  воздухе. Вот почему столь ощутимы элементы утопии в советской литературе первых послеоктябрьских лет.

  Но именно в 20-е годы 20-го века зарождается жанр антиутопии.

-Как вы понимаете термин «антиутопия»?

                   Утопия

       Антиутопия

1. Неприятие действительности и построение идеального общества.

2. Подробная регламентация деяний и помыслов людей.

3. Прогресс науки, знания, техники, преобразование природы и подчинение ее человеческому разуму, которые рассматриваются как положительный шаг на пути к гармонии.

4. Идея равенства.

1. Опровержение утопии.

2. Рассматривая прогресс разума, авторы утверждали его враждебность перспективам развития человеческой природы.

3. Главное внимание уделяется взаимоотношениям личности и государства, индивидуальности и коллектива.



-Почему именно в 20-е г. 20-го века появляется этот жанр в русской литературе?

  Среди лучших антиутопий 20-го века – роман американского фантаста Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» (1953г.), Г. Уэллса «Война миров», А. Платонова «Котлован».

  Одной из первых антиутопий 20-го века по праву считается роман Евгения Ивановича Замятина «Мы».

- Рассказ об авторе. (Сообщение уч-ся.)

- Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?

   Далекое будущее, 31-й век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века оно представлялось прекрасным.

- Для чего изображается это далекое  будущее?

    Автора интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива.

- Что представляет собой роман с композиционной точки зрения?

- Какова модель общества, показанного в романе?

    (Ученики, работая в группах, составляют схему-модель Единого Государства.) В ходе работы сопоставляется  общество,  изображенное в четвертом сне Веры Павловны (Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

- Проанализируйте систему ограничений, созданную Единым Государством.

- Проанализируйте официальный язык Единого Государства. (Работа по индивидуальным карточкам.)

- Кто главный герой романа?

Строитель Интеграла, математик Д-503.

- Докажите, что в начале романа Д-503 - фанатик Единого Государства.

(Цитаты: «Нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре» (Запись 12).

   «Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной- асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий»).

- Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров?

- Какие внешние факторы послужили толчком к глубоким изменениям в психике героя?

- Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как меняется на протяжении повествования речь Д-503, ее ритм, конструкции фраз?

- Как изменила любовь героя к И-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места  в нем?

- Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503?

- Приведите примеры пробуждения души в героях романа.

- Как вы оцениваете финал романа?

- Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина.

    В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее».

   «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа.

   Вопрос «что такое мы»? переходит из записи в запись: «мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (3.8), «мы победим» (Запись 40-я). Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.

 3. Подведение итогов урока.

- Какие исторические реальные события смог «предугадать» Замятин?

- Считаете ли вы Единое Государство прообразом Советской России или в этом образе можно подметить вселенские, межгосударственные черты, присущие любому тоталитарному обществу?

- Почему ни Благодетелю, ни Хранителям не удалось до конца уничтожить древние, «атавистические» чувства – любовь, фантазию, жажду свободы?

2. Слово учителя.

   В годы написания Замятиным романа вопрос о личности в коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кирилова есть стихотворение с таким же названием – «Мы»:

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победители пространства морей, океанов и суши…

Все – мы, во всем – мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и судья, и закон.

   В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000».

Его имя демонстративно отсутствует на обложке -  он один из миллионов: «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз».

   Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель. От этого предостерегает Бердяев. От этого  предостерегают все романы-антиутопии 20-го века.

Домашнее задание:

1. Ответить на вопросы:

1). Какие литературные традиции продолжает и развивает Е.Замятин?

2). Почему Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

Приложение.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915) – выдающийся американский инженер-изобретатель, исследователь и организатор производства, основоположник так называемой научной организации труда.

  Тейлор разработал систему организации и нормирования труда и управления производственными процессами подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленную на существенное повышение производительности и интенсивности труда.

  Хорошо, что Тейлор « не додумался распространить свой метод на всю жизнь, на каждый шаг, на круглые сутки».

Иммануил Кант (1724 – 1804) – выдающийся немецкий философ. В своих сочинениях, в том числе в важнейшем труде «Критика чистого разума», он исследует границы человеческого познания.

  Человек, по Канту, не пассивное создание природы или общества, он способен сам определять свою волю и поведение. Но, признавая за собой право на автономию, человек должен признавать его за всеми окружающими.

 Исходя из этого, Кант и формулирует нравственный закон: «другой человек должен быть для тебя святым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

Творчество Е. Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Урок по литературе в 11 классе по теме: "Творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"....

Статья на тему:"Становление и развитие жанров танц-театра, модерн и постмодерн танца".

Данная статья написана для педагогов по хореографии с целью преподавания науки истории современного танца.Разработала Анастасия Валерьевна Стрелкова, руководитель клубного формирования.____________Сов...

Презентация "Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы".

Исследуется история жанра утопии-антиутопии....

Роман Е.И. Замятина "Мы". Развитие жанра антиутопии.

Презентация для вступительного урока по роману Е.Замятина "Мы"...