Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Чернякова Татьяна Леонидовна Приложение №1
Тема: «Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы».
Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, показать гуманистическую направленность произведения Е.Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей, развивать творческие способности старшеклассников, умение работать в группе.
Оборудование: таблица «Утопия. Антиутопия».
Методические приемы: проверка знаний уч-ся, разъяснение понятий (теория литературы), рассказ учителя, работа с текстом, аналитическая беседа.
Эпиграфы к уроку:
1. «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Н.А. Бердяев.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Слово учителя. Аналитическая беседа.
С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и человеком, человеком и миром наступит полная гармония. Эта великая мечта нашла отражение в литературе и определила рождение жанра, получившего название утопии. Ее основоположником считается английский писатель и гуманист Томас Мор, автор книги «Утопия». Этот жанр предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны. Жизнь этой страны - далеко впереди по сравнению с современностью и отличается идеальным государственным укладом, всеобщей социальной справедливостью.
В книгах Т.Мора, Кампанелла («Город солнца»), в четвертом сне Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» социальный прогресс и гуманизм по отношению к отдельной личности достигают воображаемого совершенства.
Центральной идеей утопии стала идея всеобщего равенства. Именно равные права и равные обязанности сограждан делают каждого из них счастливыми.
Начало 20-го века, и особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей новые утопические иллюзии. Многим жившим в ту пору, прекрасную и трагическую эпоху казалось, что революция приведет человечество в рай. Идея равенства, братства витала в воздухе. Вот почему столь ощутимы элементы утопии в советской литературе первых послеоктябрьских лет.
Но именно в 20-е годы 20-го века зарождается жанр антиутопии.
-Как вы понимаете термин «антиутопия»?
Утопия | Антиутопия |
1. Неприятие действительности и построение идеального общества. 2. Подробная регламентация деяний и помыслов людей. 3. Прогресс науки, знания, техники, преобразование природы и подчинение ее человеческому разуму, которые рассматриваются как положительный шаг на пути к гармонии. 4. Идея равенства. | 1. Опровержение утопии. 2. Рассматривая прогресс разума, авторы утверждали его враждебность перспективам развития человеческой природы. 3. Главное внимание уделяется взаимоотношениям личности и государства, индивидуальности и коллектива. |
-Почему именно в 20-е г. 20-го века появляется этот жанр в русской литературе?
Среди лучших антиутопий 20-го века – роман американского фантаста Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» (1953г.), Г. Уэллса «Война миров», А. Платонова «Котлован».
Одной из первых антиутопий 20-го века по праву считается роман Евгения Ивановича Замятина «Мы».
- Рассказ об авторе. (Сообщение уч-ся.)
- Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?
Далекое будущее, 31-й век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До 20-го века оно представлялось прекрасным.
- Для чего изображается это далекое будущее?
Автора интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива.
- Что представляет собой роман с композиционной точки зрения?
- Какова модель общества, показанного в романе?
(Ученики, работая в группах, составляют схему-модель Единого Государства.) В ходе работы сопоставляется общество, изображенное в четвертом сне Веры Павловны (Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
- Проанализируйте систему ограничений, созданную Единым Государством.
- Проанализируйте официальный язык Единого Государства. (Работа по индивидуальным карточкам.)
- Кто главный герой романа?
Строитель Интеграла, математик Д-503.
- Докажите, что в начале романа Д-503 - фанатик Единого Государства.
(Цитаты: «Нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина - одна, и истинный путь - один; и эта истина - дважды два, и этот истинный путь - четыре» (Запись 12).
«Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной- асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий»).
- Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров?
- Какие внешние факторы послужили толчком к глубоким изменениям в психике героя?
- Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как меняется на протяжении повествования речь Д-503, ее ритм, конструкции фраз?
- Как изменила любовь героя к И-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места в нем?
- Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503?
- Приведите примеры пробуждения души в героях романа.
- Как вы оцениваете финал романа?
- Каков, по-вашему, смысл названия романа Замятина.
В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее».
«Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа.
Вопрос «что такое мы»? переходит из записи в запись: «мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы - счастливейшее среднее арифметическое» (3.8), «мы победим» (Запись 40-я). Индивидуальное сознание героя растворяется в «коллективном разуме» масс.
3. Подведение итогов урока.
- Какие исторические реальные события смог «предугадать» Замятин?
- Считаете ли вы Единое Государство прообразом Советской России или в этом образе можно подметить вселенские, межгосударственные черты, присущие любому тоталитарному обществу?
- Почему ни Благодетелю, ни Хранителям не удалось до конца уничтожить древние, «атавистические» чувства – любовь, фантазию, жажду свободы?
2. Слово учителя.
В годы написания Замятиным романа вопрос о личности в коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В.Кирилова есть стихотворение с таким же названием – «Мы»:
Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов и суши…
Все – мы, во всем – мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и судья, и закон.
В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000».
Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз».
Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель. От этого предостерегает Бердяев. От этого предостерегают все романы-антиутопии 20-го века.
Домашнее задание:
1. Ответить на вопросы:
1). Какие литературные традиции продолжает и развивает Е.Замятин?
2). Почему Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
Приложение.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915) – выдающийся американский инженер-изобретатель, исследователь и организатор производства, основоположник так называемой научной организации труда.
Тейлор разработал систему организации и нормирования труда и управления производственными процессами подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленную на существенное повышение производительности и интенсивности труда.
Хорошо, что Тейлор « не додумался распространить свой метод на всю жизнь, на каждый шаг, на круглые сутки».
Иммануил Кант (1724 – 1804) – выдающийся немецкий философ. В своих сочинениях, в том числе в важнейшем труде «Критика чистого разума», он исследует границы человеческого познания.
Человек, по Канту, не пассивное создание природы или общества, он способен сам определять свою волю и поведение. Но, признавая за собой право на автономию, человек должен признавать его за всеми окружающими.
Исходя из этого, Кант и формулирует нравственный закон: «другой человек должен быть для тебя святым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери
На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....
Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....
Жанр антиутопии в романе Е. Замятина "МЫ" (11 класс)
урок литературы в 11 классе...
Творчество Е. Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»
Урок по литературе в 11 классе по теме: "Творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"....
Статья на тему:"Становление и развитие жанров танц-театра, модерн и постмодерн танца".
Данная статья написана для педагогов по хореографии с целью преподавания науки истории современного танца.Разработала Анастасия Валерьевна Стрелкова, руководитель клубного формирования.____________Сов...
Презентация "Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы".
Исследуется история жанра утопии-антиутопии....
Роман Е.И. Замятина "Мы". Развитие жанра антиутопии.
Презентация для вступительного урока по роману Е.Замятина "Мы"...