«Этот коварный жанр!» Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хлястика». Урок жанра в ХI классе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Знакомство детей с жанром рассказа начинается с первых школьных дней. Самый, казалось бы, простой вопрос: «Что такое рассказ?» - оказывается и самым сложным, так как дать точное определение этому жанру чрезвычайно сложно. В среднем школьном звене мы определяем рассказ как жанр в доступных и конкретных для детей словах-признаках: 1) это жанр повествовательный, рассказывающий о событиях из жизни героя; 2) рассказ, как правило, повествует об одном (реже нескольких), но важном эпизоде; 3) повествование имеет начало и конец, то есть рассказ представляет собой законченный сюжет; 4) писатель выбирает как правило тот эпизод или случай, который в той или иной мере повлиял на жизнь или в котором характер персонажа раскрылся с наибольшей полнотой; 5) рассказ запрограммирован на чтение «в один глоток», что называется, за один присест – признак почти смешной, но многое объясняет и едва ли не важнейший. Старшеклассники, знакомясь с программными рассказами курса русской литературы, берут за основу указанные жанровые признаки рассказа, но уровень восприятия ими «малого» жанра отличается большей глубиной его постижения. Старшеклассники при анализе рассказа оперируют многочисленными теоретико-литературными понятиями, без которых освоение произведения любого жанра немыслимо. Предлагаем методическое видение урока по изучению новеллы В.П.Астафьева «Шинель без хлястика» в ХI классе на завершающем этапе школьного литературного образования учащихся. Знания о жанре рассказа у одиннадцатиклассников будут представлять собой этап обогащения понятия о малом эпическом жанре литературы, формирование у достаточно опытного читателя-школьника «чувства жанра» (методический термин Никольского).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 82.5 КБ |
tekst_rasskaza_v.astafeva_shinel_bez_hlyastika.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика». Урок жанра в 11 кл.
Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хлястика» составители многочисленных сборников произведений писателя обходят стороной. Предельно короткое (всего две неполные страницы) произведение это заключает в себе высокий нравственный смысл, способно взволновать юного читателя. Накопленные представления о жанре рассказа (малый объем, небольшое число героев и эпизодов) позволяют организовать работу, учитывая жанр произведения. Это вызывает у старшеклассников целостное представление о произведении, помогает проникнуть в тайны авторского замысла, провести наблюдения над языком.
Эпиграф к уроку — слова известного литературного критика А.Кондратовича: «Астафьев — писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной».
Наглядность. Репродукции картин художников: А.Дейнека. «Мать»: Б.Неменский. «Последнее письмо»; В.Таутиев. «Май сорок пятого»; С.Рянгина. «Подруги»: С.Сафарян. «Весной 1945 года»; Л.Петрова. «Заветы отца». К уроку учащиеся получили задание подумать над вопросами: Почему рассказ называется «Шинель без хлястика»? Повторите по «Энциклопедическому словарю юного литературоведа» (Сост. В.И.Новиков. — М.. 2004) понятия «метафора», «образ-символ», «рассказ в рассказе». Какова их роль в рассказе В.П.Астафьева? К какой жанровой разновидности можно отнести «Шинель без хлястика»? В чем своеобразие освещения Астафьевым военной темы? Сравните с другими произведениями писателя.
Урок начинаем с выявления восприятия произведения. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вызвали у вас герои произведения? Каково ваше впечатление о языке рассказа? Какие бы вопросы вы задали автору? После романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», повестей «Пастух и пастушка», «Звездопад», рассказов «Индия», «Людочка», цикла «Затеси» рассказ «Шинель без хлястика» удивил учащихся и даже вызвал сначала недоумение. И это тоже Астафьев? Где же описания природы, точные, порой беспощадно-правдивые астафьевские портретные характеристики? Ни одного имени собственного! Куда «спрятался» сам автор? Почему не стремится украсить, «расцветить» фразу вологодскими, сибирскими сочными словами? Словом, рассказ Астафьева слегка разочаровал старшеклассников. Что ж, попробуем вчитаться в эти строки, прочувствовать их, приоткрыть дверь в мир писательского мастерства.
На этапе анализа рассказа ребята начинают постигать какую-то особую, внешне беспристрастную манеру автора: жестко, не давая малейшей «поблажки» героине, не делая «скидок» на войну и ее фронтовое прошлое, Астафьев раскрывает перед нами простую, повторенную в тысячах других послевоенных жизнях человеческую судьбу. Может быть, поэтому и в нас зарождается стремление заглянуть в глаза собственной матери, разделить с нею эту главную тревогу и боль за нас, ее детей?..
Обозначая тему и намечая идею рассказа, говорим, что произведение это — о войне как грозном испытании человека на прочность не столько физическую, сколько нравственную. Это рассказ о потерях и обретениях, о большой, всепоглощающей, жертвенной материнской любви, о сыновней благодарности и душевном взрослении. Это рассказ о высоких духом людях. Это своеобразная астафьевская «притча» об «отцах и детях», точнее, о матерях и сыновьях. Рассказ имеет «кольцевую» композицию: экспозиция и финал его обращают нас к настоящему времени.
Читаем начало: «Мать весь вечер хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей, парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников...» Одно предложение — и перед читателем предстает обыденная картина привычной домашней вечеринки. Обычная ли? Почему столь разительная перемена происходит с матерью? Почему автор настойчиво обращает наше внимание на контраст «девического, юного» и седины?
— В матери, разрумянившейся, повеселевшей и помолодевшей, сын-выпускник действительно почувствовал это «девическое и юное», которое в другое время не замечал. Мать умела искусно «прятать» его, погружась в заботы о сыне.
- Подумайте, как автор подготавливает читателей к главному предмету повествования – волнующему рассказу о прошлом своей героини? — Очень тонко. Дотрагиваясь до сына, «точно в чем-то удостоверяясь», она говорила: «Вот ты у меня и взрослый». Пока сын был маленьким, она щадила его сердце от непомерного «груза», который стойко несла сама… - Как вы думаете, можно ли, исходя из содержания экспозиции рассказа, предположить, каковы отношения между матерью и сыном? - Можно не только предположить, но и порадоваться этим теплым, высоким отношениям матери и взрослого сына. К сожалению, в нашем современном мире взрослые дети, устраивая дома вечеринки, стараются освободиться от «предков», уговорить своих родителей пойти к знакомым, соседям, поехать на дачу. Астафьев показал идеальные отношения матери и сына: мать не только приготовила угощение для его друзей, но и танцует с ним, это событие преображает ее внешне и внутренне: от женщины исходит тихий свет, какая-то сдержанная неподдельная радость и удивительное очарование. - Хорошее наблюдение над текстом. Да, законы жанра рассказа требуют от писателя особого, мастерства: лаконично и ёмко очертить круг героев, их внешность, возраст, поставить перед читателем вопросы... В этом отношении писатель сродни поэту: он концентрирует, «сжимает» материал, отбирая для рассказа лишь самое существенное. Известный писатель, мастер новеллы Сергей Воронин сказал однажды, что жанр этот может заинтересовать читателя только в том случае, если несет в себе мысль, рожденную жизнью, если тесно связан с нравственными устоями народа. Сам же Астафьев на вопросы читателей, откуда он берет сюжеты своих произведений, отвечал: «Сюжет — не грибы, искать его для меня дело бесполезное... Мои сюжеты чаще всего приходят из воспоминаний»3. Попытаемся, вспоминая сюжет рассказа, обозначить эпизоды из «прошлого» героини.
- Возвращение с фронта, бесприютная жизнь по чужим углам с маленьким ребенком, учеба, продажа солдатской шинели.
- Композиционный прием, представленный в произведении как экскурс в прошлое героя или героини, как вы знаете, называется «рассказ в рассказе». Напомните, каково значение этого приема в художественном произведении? - Астафьев следует классическим канонам построения рассказа, характерным для таких прозаиков, как Л.Н.Толстой («После бала»), А.П.Чехов («Крыжовник»), М.А.Шолохов («Судьба человека»). Подобная форма повествования придает произведению характер достоверности, доверительности и задушевности.
-Как мать готовит сына к рассказу о своем прошлом? - Каждый вечер перед сном она заходила к сыну в комнату, целовала на ночь, поправляла подушку и уходила. На этот раз проглянуло в матери что-то тревожное для сына. Он, так радовавшийся блеску ее глаз на вечеринке, вдруг не увидел на лице матери недавнего румянца, уловил этот растерянный взгляд и судорожный жест руки, поправляющей волосы. Взволнованно и тревожно звучит вопрос: «Что ты, мама?»
- Завязка действия — в словах матери о тяжелом «грузе», который пригибает ее и многих матерей, растящих детей без отцов... И еще немаловажная деталь: на вечеринке мать была похожа на юную девчонку, счастливую и гордую за самого дорогого человека, а теперь перед нами — «старуха», не знающая, куда деть руки, согнувшаяся под тяжестью чувств невысказанных слов о прошлом.
- Да, нелегко дается матери эта исповедь, на помощь приходит ее профессия: «Она успокоилась, заговорила ровно, как в аудитории университета, где работала преподавателем». Напомните, каким было возвращение с войны молодой женщины?
- Безрадостным. Ни букетов цветов, ни восторженных улыбок и светлых лиц родных. Скупые детали, которые Астафьев роняет с беспощадной и суровой прямотой, вызывают у нас, читателей, чувство обиды за этого человека: «Приехала с фронта без орденов и медалей». Почему же? Плохо воевала? Недобросовестным был командир? Мало времени провела на фронте? Награда, а скорее, горький итог войны — «укутанный в бязевые портянки» ее сынишка...
- Но почему же «горький итог войны»?
- У героини нет мужа, любимого человека, на сильное плечо которого можно опереться, ее ребенок — дитя войны, но война уже позади, пришла мирная жизнь, а у этой юной матери нет ничего: ни своего угла, ни денег, ни работы, ни, судя по всему, родных.
- Как Астафьев рисует послевоенный быт матери с маленьким ребенком на руках?
- По-писательски беспристрастно. Это борьба за физическое выживание: жизнь на одну студенческую стипендию да редкие профсоюзные пайки, частая смена квартир, поиски дешевого жилья, слабенький и крикливый малыш...
- Писатель обращает наше внимание на то, как женщина борется с жизненными невзгодами.
- Все же для Астафьева гораздо важнее сила духа этой «худенькой, заморенной» женщины. Она поступила в университет, не ожидая ни от кого помощи, она научилась защищать себя, она перестала плакать и выработала в себе силу характера. Наконец, окончила с отличием университет и стала в нем преподавать. И это достойно уважения и восхищения.
- Вы правы. Вместе с тем писатель поведал типичную историю мытарств молодой женщины в послевоенные годы. Вспомните героиню замечательного фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», роль которой так блистательно сыграла актриса Наталья Андрейченко. Эти женщины войны, нужные там, в пекле сражений, когда надо было разить врага, выносить с поля боя раненых и приближать час победы, очень трудно входили в мирную жизнь. Задолго до Астафьева А.Н.Толстой в рассказе «Гадюка» столь же взволнованно и беспощадно показал трагедию женщины, пришедшей с войны. (Учащихся эта тема особенно взволновала, они приводили много примеров из произведений о войне, из кинофильмов, из воспоминаний своих родных, расширяя рамки темы. Действительно, многие фронтовики не выдерживали это испытание миром. Искалеченные, без профессии и образования, вернувшись на пепелище, эти люди не находили понимания у властей (вас много! всем тяжело!), часто спивались, попрошайничали на улицах и в поездах, кончали жизнь самоубийством...)
- Астафьев ведет повествование к неожиданной кульминации и развязке, помогает нам понять всю красоту материнского подвига. Как автор подводит нас к эпизоду с шинелью?
- Это гениальный прием по-настоящему талантливого писателя-новелиста! Казалось бы, он поведал о прошлом героини, о ее тяжелой жизни, которая научила ее «ни в чем не раскаиваться и ни о чем не жалеть». И вдруг оговорка, вроде малозначительный штрих: «Впрочем нет. Об одной вещи жалеет. Она жалеет солдатскую шинель без хлястика...»
- Замечательно! Настоящий мастер всегда удивит своего читателя «элементом неожиданности». Что значила для матери эта шинель?
- Это память о юности, о войне: в этой шинели она ползала по передовой, вынесла на ней отца своего будущего ребенка, под ней она спала,, мучилась и родила своего сына... По большому счету, эта женщина совершила героический поступок — спасла человека, а возможно, и не одного! Почему же Родина не удостоила ее ни внимания, ни награды?
- Один из героев повести Астафьева «Звездопад» размышляет: «Дети наши приучены думать так, будто война — это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги...». Не кажется ли вам, что главный фронт героини рассказа - это ее жизнь после войны? Почему ее видавшая виды солдатская шинель вызывает в ней столько душевных волнений?
- В минуту отчаяния и безысходной нужды, когда нечем стало кормить сына, «не на что было выкупить горячее питание с детской кухни», она в мартовские морозы «отдала за бесценок» на рынке свою спасительную шинель, которая не только оберегала ее от суровых холодов, но и согревала теплом воспоминаний о юности, войне, любви. И еще важная деталь: писатель замечает, что шинель-то эту, без хлястика, было нелегко продать, разве что за сущие гроши, потому что «на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками».
- Действительно, всего несколько слов понадобилось писателю, чтобы запечатлеть быт послевоенной жизни: на мирные рельсы переходило хозяйство страны, женщины извлекали из чемоданов и сундуков уцелевшие довоенные наряды, самые притязательные заказывали у портных модные пальто и жакеты. Наверняка в студенческой аудитории, где слушала лекции наша героиня, сидели молоденькие девушки, не бывавшие на фронте, хорошо одетые, но было немало и тех, кто донашивал эти спасительные и печальные знаки войны — солдатские шинели, гимнастерки, шапки-ушанки с темными отметинами — от кокард и звездочек. Но всё это остаётся за пределами текста рассказа – так мастерски новеллист концентрирует словесный материал. Одной фразой в исповедь матери входит упоминание о любимом человеке — пусть сын не думает о своем отце плохо. «Она твердо верит: если бы он остался жив, нашел бы их». Откуда такая вера в свою военную любовь?
- Мать произносит эти слова не затем, чтобы успокоить сына. Война обостряет чувства людей. Человек бескомпромиссный, сдержанный, гордый, мать свято верит в свою прошлую любовь и не желает подозрением осквернять память о любимом.
- Посмотрите внимательно на небольшую выставку репродукций картин современных художников, запечатлевших эпизоды войны. Это, скорее, память о войне, ее гулкое эхо. Женщина и война — вещи несовместимые. Женщина творит жизнь. Война отнимает эту жизнь. У героини Астафьева война отняла любимого человека, но не отняла саму любовь и возможность любить. Живя для сына, она оберегала его от тревог взрослой жизни, ждала душевного взросления мальчика, чтобы он смог, не осуждая и не презирая мать, понять и разделить с ней ее боль... Шинель без хлястика - метафора или символ у Астафьева?
- Возможно, и то и другое. Очевидно, скрытая аналогия с обездоленной человеческой судьбой. Предлог «без» указывает на неимение, недостаток, отсутствие чего-либо. Ущербная, без хлястика, шинель — будто горькое напоминание о том, как женщина вернулась с фронта без медалей и орденов. Словно кто-то лишил мать этих внешних признаков благополучия и героизма. В этом случае образ, вынесенный в заголовок рассказа, вырастает в символ: на этой шинели героиня вынесла с поля боя того, «кто стал отцом ее сына», шинель эта и в мирные дни спасла от голода ребенка, родившегося на этой шинели, первым одеянием которого были не белоснежные пелены и кружевное одеяльце, а... «бязевые портянки».
- В начале урока, говоря о «кольцевой» композиции рассказа, вы отмечали доверительные отношения матери и сына... Мать рассказала сыну о своем военном прошлом. Что изменилось в юноше за эти минуты?
- Рассказ требует концентрировать материал, тщательно подбирая слова для выражения мысли. Астрономическое время в этой истории, возможно, гораздо пространнее времени художественного, однако талантливый писатель строит повествование «кратчайшим путем», не утомляя читателя. Мать и сын не просто родные люди, но после исповеди героини стали еще большими друзьями. Мать увидела в своем мальчике то надежное плечо, возможность обретения которого у нее украла война. «Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче. — Она тряхнула головой. — Ничего не поделаешь, так полагается в жизни — все делить пополам»,
— Мать впервые в жизни нарушает давно заведенный в их семье порядок: не поцеловала сына на ночь, а крепко сжала его руку, «как это делают настоящие друзья». Что может быть выше этого счастья — обрести в своем ребенке друга, единомышленника, не зараженного подозрительностью и эгоизмом, способного думать, «что самая широкая полоса седины, наверное, появилась у матери в тот день, когда она продала шинель».
- Рассказ завершается тревожно и светло одновременно: сын впервые в жизни не мог заснуть и думал о том, что должен прожить очень долгую жизнь и много в ней успеть сделать, «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика». Сын думает о долге и долгой жизни за погибшего отца, за свою мужественную и светлую мать...
- Писатель отказался от имен собственных для своих героев. Случайно ли? — Не случайно. Слово «мать» вырастает в символ любви и высокой жертвенности.
— Вы правы, о многих героях Астафьева можно сказать его словами: «Обыкновенная человеческая жизнь, доброта, порядочность, внутренняя культура — в этом заключается самая прочная и надежная красота»4... - Талантливый рассказ, по образному выражению Ю.Нагибина, читается «в один глоток», в нем ничего нельзя добавить и убавить. «Шинель без хлястика» именно такое произведение. «Перепоручая» повествование героине, Астафье ввроде бы сторонний наблюдатель всего произошедшего. Так ли это на самом деле? - На всех произведениях писателя лежит отблеск его судьбы. Астафьев извлекает из своего военного прошлого такие характеры, эпизоды, случаи, которые в устах человека, не знавшего войны, вне всякого сомнения, звучали бы в высшей степени фальшиво и неубедительно. - Верно, присутствие автора мы ощущаем в каждой строке и в каждом слове. В беспристрастной манере повествования мы чувствуем глубокую писательскую боль за человека и любовь к нему. Эти два могучих чувства составляют основу авторского отношения к жизни. В этой небольшой прозаической миниатюре, скорее, этюде, эскизе к большому роману, мы почувствовали и откровение исповеди, и едва уловимые черты жития, и отголоски притчи, и беспощадную правду были. Наш урок мы завершаем словами литературного критика, много общавшегося и хорошо знавшего писателя: «Виктор Астафьев — писатель суровый. Что ни вещь у него — все правда, не подмалеванная никакими литературными румянами»5.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.КОНДРАТОВИЧ А.И. Признание: Портреты. Воспоминания. Полемика. – М., 1987. - С. 127.
2ВОРОНИН С А. Время итогов: Рассказы, очерки, статьи. — Л., 1987. С. 148.
3.«Сопричастный всему живому»: Очерк // Наш современник. — 1973. № 8.
4«Это сложное бремя»: Беседа с В.Астафьевым . Литературное обозрение. 1986. - № 3. - С. 68".
5КОНДРАТОВИЧ А.И. Указ. соч.С. 127.
6.Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева.// Литература в школе. – 2005. - № 4. – С.6 – 12.
Предварительный просмотр:
Текст рассказа В.П.Астафьева «Шинель без хлястика»
Мать весь вечер хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей, парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников. Мать разрумянилась, повеселела, и седина, пропахавшая ее голову большими бороздами, сделалась особенно заметной. Может быть, стала она заметней оттого, что проглянуло в глазах, в улыбке матери что-то девическое, юное, безвозвратно ушедшее или навсегда спрятанное. И сын вдруг заметил, что мать-то у него еще довольно молодая. Она же весь вечер дотрагивалась до него рукой и, точно в чем-то удостоверяясь, говорила:
— Вот ты у меня уже и взрослый.
Перед сном она, как обычно, зашла к сыну в комнату. Он подумал: поцеловать его на ночь, поправить подушку, одеяло и успокоенной уйти. Но она не поцеловала его, не поправила подушку. Она села на его кровать, и сын заметил, что румянца на ее щеках уже нет и что у нее очень тревожный взгляд, и она беспрестанно поправляет волосы.
— Что ты, мама?—спросил он.
Мать ничего не ответила и сидела молча. Потом провела рукой по глазам, будто стерла с них что-то, и потребовала:
— Слушай. Ты уже взрослый, и поэтому пора тебе все знать.— Она смолкла, задумалась.— Есть на моей душе такой груз, который долго пригибал меня к земле, впрочем... впрочем, он пригибает и сейчас тех матерей, которые растят детей без отцов.
Она опять замолчала, долго никуда не могла деть руки, то складывала их на коленях, как старуха, то опять поправляла волосы.
— Что ты, мама? — уже совсем тревожно спросил сын.
И она постепенно успокоилась, заговорила ровно, как в аудитории университета, где работала преподавателем.
Она рассказала о том, как приехала с фронта, без медалей и орденов, с одним свертком на руках. В этом свертке, укутанный в бязевые портянки, пищал он, ее сынишка. У нее не было ничего — ни дома, ни работы, ни денег. Был только сын, и она стала жить для него. Она поступила в университет, и они вдвоем с сыном жили на стипендию и на те пайки, которыми время от времени их подкармливали профсоюзный и комсомольский комитеты.
Они жили на частных квартирах, и им все время отказывали, потому что сын был крикливый и болезненный. Кроме того, она не могла хорошо платить за квартиру, А еще ей отказывали потому, что хозяйки вечно ревновали к ней своих мужей и шпионили за ней. А мужики наперебой ластились к ней. Сначала она плакала, иной раз давала по морде, но постепенно притерпелась и уже не лила слез, не дралась и научилась делать невозмутимый вид. Вот только сердце у нее принялось рано барахлить, и, может быть, потому она осталась на всю жизнь худенькой, заморенной.
Университет она закончила с отличием, стала работать. Все образовалось и даже как-то перекипело, ссохлось. Она ни в чем не раскаивается и ни о чем не жалеет.
Впрочем, нет. Об одной вещи жалеет. Она жалеет солдатскую свою шинель без хлястика. В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом ее сына. Под этой шинелью она спала, любила, мучилась и родила его.
Однажды ей стало нечем кормить ребенка, не на что было выкупить горячее питание с детской кухни.
На дворе был март. Она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок, потому что в ту пору на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками.
Ну, вот и все. Что же касается того, кто был его отцом, пусть он о нем не думает, как другие, плохо. Она твердо
верит: если бы он остался жив, нашел бы их.
— Вот и все,— со вздохом повторила мать и опять поправила волосы, потом опустила худые руки на колени.— Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче.— Она тряхнула головой.— Ничего не поделаешь, так полагается в жизни — все делить пополам.
Она ушла к себе, первый раз в жизни не поцеловав на ночь сына. Она только сжала его руку, тряхнула руку, как это делают настоящие друзья, и ушла. Ушла, тревожно поправляя волосы.
А он лежал в темноте и, кажется, первый раз за все время, как он себя помнит, не мог уснуть. Он думал. Думал о том, что самая широкая полоса седины, наверное, появилась у матери в тот день, когда она продала шинель. И еще он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок подготовки к сочинению в жанре рассказа
Открытый урок для учащихся 6 класса...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Презентация к уроку проведенному в 7 классе по теме "Жанры. Батальный жанр"
В презентации дано описание нескольких известных картин Верещагина, русского художника-баталиста. В конце презентации учащийся делает вывод о предназначении художника Верещагина на войне. Делает вывод...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению в жанре рассказ".
Данная презентация поможет подготовить учеников к написанию рассказа. Материал изложен последовательно....