"Комплексный анализ текста".Обучающий урок русского языка в 5 классе .+ Презентация по теме.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Хотите научить ребят анализировать текст? Тогда этот материал для вас.
У вас урок о художественных выразительных средствах - используйте данный текст.
А может, вам нужна помощь к уроку развития речи? - добро пожаловать! Найдёте повторение и орфограмм, и разделов языка,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование с комплексным повторением | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплексный анализ текста»
Обучающий урок русского языка в 5 классе
Учитель Александра Клавдиевна Жукова
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием «комплексный анализ»,формировать навыки анализа текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;
- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим, наблюдательность.
Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.
Урок - исследование с комплексным повторением знаний.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Запись темы, эпиграфа: Видеть, чувствовать, размышлять! (слайд 1)
Учитель: А что такое эпиграф? Как вы его понимаете?
В эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном.
Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов открывается слайд 2)
Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3)
Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац.
Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугристой корой его прячется душистая золотистая мякоть (слайд 4)
Учитель: Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла)
-Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название)
-Какова связь между предложениями? (Цепная. Средства связи- местоимение и союз)
-Определите тему абзаца, главную мысль. (Ананас. Внешность обманчива)
Определите стиль и тип речи (Художественный стиль, описание. Докажите.)
-Дайте характеристику 1 предложения (Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5)
-Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение)
-Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? (посмотреть быстро, мельком) (слайд 6)
- При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он?
- С помощью чего автор смягчает эту характеристику? (Суффикс -оват- со значением чуть-чуть)
-Почему третье предложение начинается союзом «а»? (Противопоставляются внешность и внутреннее содержание. Союз «а»- противительный.)
-Понравился вам текст? Почему?
Какие художественные средства использует автор? ( Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7)
Для чего они используются?
-Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений.
Итак, мы проанализировали первую микротему.
Задание 2. (Слайд8) Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу первого.
Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как усохшая резина.
Учащиеся записывают текст с красной строки, определяют главную мысль, связь между абзацами, находят новые выразительные средства: метафоры и сравнения.
Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову спрятались.
Какая мысль объединяет оба абзаца? Что может служить заголовком?
-НАРУЖНОСТЬ,внешность ОБМАНЧИВА.
Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут).
Пример текста, составленного учащимися.
Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива!
После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10)
Соответствует ли текст теме?
Соблюдается ли композиция?
Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего?
Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека.
А вы встречались с таким явлением в жизни, в природе?
Домашнее задание:
написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива».
Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»…
Рефлексия.
Подводя итоги урока, обращаемся к его теме.
Зачем нужно анализировать текст?
Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием?
Интересна ли тема «Внешность обманчива»?
Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва?
Т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5 классе.
Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.Свободное владение русским языком – обязатель...
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....
План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».
План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...