Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.
материал по русскому языку (8 класс) по теме
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, направлены на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы, на речевое развитие учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_tekstov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста. 8 класс.
Пояснительная записка
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, направлены на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы, на речевое развитие учащихся, на воспитание у них чувства языка. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык.
Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов. Задания помогают оценить синтаксис пушкинских произведений, проанализировать синонимию синтаксических конструкций, убедиться в многообразии синтаксических средств, используемых писателем, а также задуматься над авторским отбором языковых единиц и функциональностью каждой из них.
Дидактическое пособие может использоваться при работе с учащимися 8 класса, обучающихся по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, а также по другим УМК.
Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и является одним из главных средств подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Данный дидактический материал можно использовать как на уроках, так и в качестве домашнего задания для формирования, закрепления и обобщения знаний по определенным темам курса русского языка в 8 классе.
СЛОВОСОЧЕТАНИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Прочитайте отрывок, из какого произведения А.С. Пушкина он взят?
_____________________________
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста__________________________________________________
Основная мысль текста_________________________________________
Стиль текста_________________________________________________
Тип текста__________________________________________________
Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв, сделайте их фонетическую транскрипцию.
Найдите в тексте историзм. Дайте лексическое толкование этому слову.
В каком значении употреблено слово выразительность в тексте, подберите к нему синоним.
Выпишите из текста
эпитеты ______________________________________________
олицетворения ________________________________________
сравнения ______________________________________________
метафоры ____________________________________________
Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
∩ - _________________________________________
∩^^ - ___________________________________________
∩^^^ - ___________________________________________
Произведите разбор следующих словосочетаний: бежали дружно, в белую тучу, шли шагом.
Определите способ связи между предложениями первого абзаца.
Выпишите из текста выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор.
Прочитайте стихотворное послание А.С. Пушкина, обращенное к Языкову (1824г.). Какие из слов рифмуются между собой? Какие рифмы использовал поэт.
Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Издревле слад..стный союз
Потов меж собой св..зует:
Они жр..цы единых муз;
Единый пламень их в..лнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они р..дня по вд..хновенью.
Кл..нусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе. /…/
Определите тему стихотворения.
Запишите основную мысль
Укажите слова, которые показывают возвышенное отношение поэта к творчеству.
Выпишите слова, на конце которых происходит оглушение согласных. Запишите фонетическую транскрипцию этих слов.
Запишите слова, состоящие из корня и окончания.
Укажите предложения: а) односоставные; б) с обращением.
Найдите в тексте наречие и выполните его морфемный разбор.
Выполните морфологический разбор слова чужды.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина.
_______________________________
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая,
Тише… чу… гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Скинь мантилью ангел милый
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Как бы вы озаглавили текст?
Основная мысль текста_________________________________
Стиль текста (докажите свое мнение) _____________________________________________________
Тип текста _____________________________________________
Вставьте 3 недостающих знака препинания.
Найдите и выделите графически обращение.
Выпишите два словосочетания со связью согласование.
Найдите слова, форма которых отличается от современной, выпишите.
Определите лексическое значение слов: зефир, эфир, Гвадалквивир, мантилья, златая.
Выпишите из текста
Эпитеты________________________________________________
Сравнения______________________________________________
Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
⌐ ∩^^ - _____________________________________
∩^ - _________________________________________
Прочитайте начало 4 главы из неоконченного романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого».
Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходит от древнего боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом он был коренной русский барин, по его выражению не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины.
Найдите и выделите запятыми вводные слова. Каково их значение?
На что в характеристике своего героя автор обратил внимание?
Как построен текст? Определите способ связи между предложениями.
С помощью каких языковых средств характеристике придан завершенный вид?
Подчеркните сказуемые и укажите их вид.
Выпишите словосочетания прил. +сущ*. Определите разряд имен прилагательных.
Выполните морфемный разбор слова благосклонного и дайте его лексическое толкование.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
∩_∩ - ________________________
∩_∩^ - _______________________
⌐∩^^ - __________________________
Произведите фонетический разбор слова его.
Подберите к первому предложению синтаксический синоним.
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Запишите текст.
Из какой поэмы А.С. Пушкина приведенный отрывок? Выразительно прочтите его.
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки
Найдите в тексте случаи обратного порядка слов. Как называется это явление в русском языке? Что дало изменение обычного порядка слов?
Определите значение многозначного прилагательного в словосочетании хладные штыки.
Выполните морфологический разбор любого наречия.
Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
Выполните фонетический разбор слова всходит. Какой фонетический процесс происходит в нем?
Начертите схему к последнему предложению.
Найдите слова с чередованием гласных в корне.
Укажите слова с приставками. Объясните правописание приставок в них.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Прочитайте выразительно отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Запишите его.
Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Укажите назывные предложения. Какую роль они выполняют в тексте?
Подчеркните главные члены предложения. Какие из них однородные? Начертите их схему. Почему поэт использовал большой ряд однородных членов?
Найдите в тексте случаи инверсии.
Выпишите : а) слова, ударение в которых не соответствует современно норме; б) слова, форма которых отличается от современной.
Укажите слова, в переносном значении. Какие определения являются эпитетами?
Выпишите сравнение и олицетворение.
Прочитайте отрывок из романа в стихах А,С. Пушкина «Евгений Онегин»
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони,–
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Стиль текста? Докажите свое утверждение.
Сколько предложений в отрывке?
Какай части речи в тексте обилие?
С какой целью используется так много глаголов?
Определить вид глаголов.
Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
Найдите в тексте обособленные обстоятельства и выделите их графически.
Выполните морфологический разбор слова прозябнув.
Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Выпишите все деепричастия и выполните их морфемный разбор.
Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков и запишите их фонетическую транскрипцию.
Прочитайте отрывок, из какого произведения А.С. Пушкина он взят?
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, Магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Стиль текста? Докажите свое утверждение.
Сколько предложений в отрывке?
Дайте характеристику 2 предложению.
Какую роль выполняю имена существительные в предложении?
Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?
Произведите фонетический разбор слова несется.
Выполните разбор словосочетаний: стаи галок, несется чрез ухабы.
Выпишите из текста слова образованные суффиксальным способом
СКАЗУЕМОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
Запишите отрывки из поэтического и прозаического произведений А.С. Пушкина. Сопоставьте их по типу предложений.
А) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.
Б) Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк4
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух…
1)Подчеркните главные члены предложений. Определите тип сказуемых.
2) Укажите грамматические основы с обратным порядком слов. Что дало автору изменение порядка слов?
3) Покажите с помощью схем связь слов в предложении (по вашему выбору).
4) Найдите в во втором тексте деепричастие и выполните его морфемный разбор.
Запишите фрагмент «Отрывков из Путешествия Онегина», написанных А.С. Пушкиным в 1830 году.
Вставьте пропущенные буквы и графически объясните выбор орфограмм. Подчеркните грамматические основы.
Я жил тогда в Одессе пыльной…
Там долго ясны небеса,
Там хл..потливо торг обильный
Свои под..емлет паруса;
Там всё Европой дыш..т, ве..т,
Всё блещ..т югом и пестре..т
Разн..образностью ж..вой.
Укажите языковые средства, характерные для данного отрывка. Какие из них являются образно-выразительными и способствуют созданию живой картины?
Охарактеризуйте предложения в отрывке. Начертите схему сложного предложения. Чем примечателен синтаксис этого отрывка.
Какую функцию выполняет многоточие после первого предложения? Почему точка как знак завершения не подходит к этому предложению?
Определите вид сказуемых. Чем характерна глагольная лексика в отрывке?
Приведите примеры словосочетаний с типом связи: примыкание, управление, согласование.
Подберите синонимы к словам хлопотливо, обильный. Определите значение этих слов в пушкинском тексте.
Запишите высказывание А.С. Пушкина в форме прямой речи, используя данный материал как можно полнее.
Пушкин высоко ценил дарование Языкова. К Языкову обращено несколько стихотворных посланий и писем Пушкина. Личное знакомство поэтов относится к 1826 году, когда Языков гостил в Тригорском.
«С самого появления своего сей поэт удивляет нас огнем и силою языка» (А.С. Пушкин).
ОДНОСОСТПВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Запишите отрывок. Расставляя запятые.
Разберите по членам предложения, определите порядок слов в них и выразительно прочтите текст.
Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался хотя с меньшею силою. Было так темно что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот держа фонарь под полою и ввел меня в горницу тесную но довольно чистую. Лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.
А.С. Пушкин)
1) Из какого произведения писателя взят этот отрывок.
2)Найдите в отрывке односоставное предложение и определите его вид.
3) Выпишите фразеологизм, объясните его значение
4) Найдите предложение с однородными главными членами предложения и выполните его синтаксический разбор.
5) Выпишите из текста наречие и выполните его морфологический разбор.
6) Выполните морфологический разбор любого глагола.
7) Выпишите слова, образованные приставочным способом.
Прочтите отрывок из неоконченной поэмы А.С. Пушкина «Езерский».
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.
От этой слабости безвредной,
Как ни старался – видит Бог, -
Отвыкнуть я никак не мог.
О каком увлечении рассказывает поэт?
Сопоставьте первое и второе предложения. Какое из них односоставное? Почему? Определите его вид.
Выпишите примеры инверсии. Какую роль она играет в тексте?
Чем осложнены простые предложения?
Укажите особенности третьего предложения. Укажите вводное.
Вставьте недостающий знак препинания.
Впишите из отрывка примеры слов, соответствующие схемам:
⌐∩^^ -__________________________________________________
∩^^^ - _________________________________________________
⌐∩^ - __________________________________________________
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Определите способ связи между предложениями.
1 и 2 _____________________________________
2 и 3 _____________________________________
Произведите морфологический разбор слова не мог.
Определите лексическое значение слова толки.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
Запишите отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, расставляя недостающие знаки препинания. Определите из каких произведений они взяты.
а) Дай руку Дельвиг что ты спишь
Проснись ленивец сонный
Ты не под кафедрой сидишь
Латынью усыпленный.
б) Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
в) Фонтан любви фонтан живой
Принес я в дар тебе две розы
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
г) Шуми шуми послушное ветрило
Волнуйся подо мной угрюмый океан.
д) Без слов оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой
Великодушный гражданин.
Обозначьте графически обращения, объясните их роль в стихах.
2)Выпишите примеры инверсии и объясните ее роль в поэтической речи.
3) Какие языковые средства использует автор?
4)В каком значении употреблено слово гражданин? Запишите словарную статью об этом слове. Проверьте ее правильность по толковому словарю.
5) Начертите схему к предложению в записи д).
6) Выполните синтаксический разбор предложения под буквой г).
Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась
Земля освежилась и буря промчалась
И ветер лаская листочки древес
Тебя с успокоенных гонит небес.
Определите тему текста.
Сформулируйте основную мысль текста.
Стиль текста (докажите свое мнение).
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово алчная.
Выпишите из текста
Эпитеты________________________________________________
Метафоры______________________________________________
Олицетворении__________________________________________
Замените устаревшее слово в предложении стилистически нейтральным синонимом.
Найдите обособленное обстоятельство и обозначьте его графически.
Расставьте недостающие знаки препинания в последнем предложении. Составьте его схему.
Выпишите из текста примеры слов, образованных следующими способами образования:
суффиксальным ______________________________________________
приставочным ________________________________________________
Подчеркните в тексте грамматическую основу предложений, определите тип сказуемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплексный анализ текста".Обучающий урок русского языка в 5 классе .+ Презентация по теме.
Хотите научить ребят анализировать текст? Тогда этот материал для вас. У вас урок о художественных выразительных средствах - используйте данный текст. А может, вам нужна помощь к у...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5 классе.
Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием.Свободное владение русским языком – обязатель...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе
Дидактический материал «Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9 классе» предназначен для организации как коллективной, так и индивидуальной работы. П...
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...