Уроки в технологии мастерской по русскому языку и литературе в 7,8,9 классах
план-конспект урока по русскому языку по теме

уроки мастерские творческого письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_7.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_zerkalo.doc29 КБ
Microsoft Office document icon noch.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег"

Ребята, у вас есть дневники для личных записей?

У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки). Начинаем с записи даты.

Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово.

(Звучит пьеса “Тройка” — музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина “Метель”, на фоне музыки учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова).

Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. 

Что это? (Снег, снежок, снежище.) Запишем.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

Учитель раздает карточки, на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег, вьюга, метель, пурга, поземка, моё настроение, птицы и т.д.

Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).

А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа).

Слушаем тексты.

А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег). Вы теперь художники и на снег посмотрим глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании зимнего дня. Каким же бывает снег?

В результате работы появляется запись:

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Фестиваль педагогических идей Открытый урок 2005-2006 учебного года.files\img1.jpg

Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.

Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово снег? Запишите их в столбик.

А теперь добавьте к ним сравнения, олицетворения, эпитеты.

После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.

В результате записи дополняются.

Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к снегу, свое настроение (5 мин.)

Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы).

Послушайте песню “У природы нет плохой погоды”. Выделите основную мысль и запишите её для себя.

(Дождь и снег — любое время года надо благодарно принимать. И т.д).

А теперь поработаем с текстом С. Иванова из серии “Каким бывает снег?”. (Тексты размножены и розданы группам).

Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца — напишите план; определите тип речи. (Работа в парах).

Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

(4 абзаца. Примерный план

1. Январский снег.

2. Чудесный день.

3. Морозище.

4. Синяя тропинка.

Тип речи — описание.)

А сейчас посмотрите на свои рисунки, вспомните и просмотрите свои записи, расскажите, какой снег вы нарисовали. (Слушаем всех).

Теперь попробуйте написать определение слова снег. Снег — это … (Групповая работа.)

Снег — это зима, волшебство, веселье, Новый год, снежинки и т.д.

Помните, у Пушкина — зимнее утро? Какое оно?

А вот у Брюсова зимний день:

Серебро, огни и блестки,
Целый мир из серебра!
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Какая зима изображена? (Это всё волшебная зима).

У Б. Пастернака — “Зимняя ночь”. (Читаю отрывок о зиме, зажигаю свечу).

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

Это — взгляд из окна. Тут в комнате свеча — это знак дома, очага, защищенности (как у Пушкина – затопленная печь). А там, за окном, метель, вихрь, тьма — бесприютность, смятение, неприкаянность.

Всё не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Брюсова и Пушкина.

Ребята делают вывод, что зима, снег — не всегда повод к веселью, к удивлению, а скорее, к раздумью.

Включаю запись романса С. Никитина на слова Б. Пастернака “Снег идет”.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как жизнь идет,
Или как слова в поэме?…

Мы живем изо дня в день, не замечая хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал и увидел ход дней, лет.

Посмотрите в окно, медленно падают снежинки, бьются в окно. (Ребята смотрят).

В это время читаю стихотворение Рубцова “Выпал снег”:

Выпал снег — и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Снег летит — гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.

Ребята выделяют главное и записывают:

“Выпал снег — и всё забылось, чем душа была полна!…”

А чем она была полна? (Безнадежностью, тоской, печалью и т.д).

“Снег летит — гляди и слушай!” 

Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от первого снега. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так.

Обсуждение результатов занятия. (Cовсем по-другому воспринимаю снег; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге).



Предварительный просмотр:

МОУ Желтинская СОШ

Мастерская обучения творческому письму

(8 класс)

Учитель: Шаульская Евгения Леонидовна

Цель:

               Научиться писать сочинение-миниатюру на заданную тему.

Работа ведется в группах по три – четыре человека.

  1. Запись на доске слова «ЗЕРКАЛО».
  2. Работа с ассоциациями.
  • Записать по три-пять слов-ассоциаций к слову «ЗЕРКАЛО». Осязательные – предметы; слуховые – звуки.
  • С чем сравнивают зеркало?
  • Подобрать синонимы к слову «ЗЕРКАЛО».
  • Подобрать антонимы к слову «ЗЕРКАЛО».
  • Чтение слов и пополнение записей.

  1. Подобрать эпитеты и метафоры к слову «ЗЕРКАЛО».
  2. Прочитать и пополнить записи.
  3. Работа с древопонятием  слова «ЗЕРКАЛО». Прямое и переносное значение слова. Этимология слова.
  4. Назовите литературные произведения, кинофильмы, телепередачи, где мы встречаемся с зеркалом. В каком качестве употреблен данный предмет?
  5. Работа с литературными произведениями. С.Есенин «Черный человек», Набоков «Зеркало» и др. Записать смысловые ряды к слову. Как воспринимается зеркало каждым поэтом? Подчеркнуть ключевые слова.
  6. Написание сиквейна. Три глагола, три эпитета, три ассоциации.
  7. Запись слова «ЗЕРКАЛО» - заголовка.
  8. Написание работы. Сочинение-миниатюра.
  9. Чтение работ.
  10. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

МОУ Желтинская СОШ

Мастерская обучения творческому письму

Учитель русского языка и литературы: Шаульская Евгения Леонидовна.

                                                 

Цель: Научить писать сочинение-миниатюру.

           Развитие умения использования в тексте изобразительно-выразительных средств, умения сопоставлять произведения искусства разных жанров и направлений на одну тему.

Воспитание чувства прекрасного.

Ход мастерской.

1 Индукция.

Вопрос: Какое время суток вам больше нравится и почему?

 Построить ассоциативные ряды со словом «ночь».

  (эмоции, образы, звуки, мелодии и т.д.)

2. Подобрать эпитеты и метафоры к слову «ночь».

3. Демонстрация картин художников, иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Слушание  Бетховен «Лунная соната»

Вопрос: Какие ощущения и ассоциации возникли при прослушивании?

4.Чтение произведений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, В.А.Жуковского, А.А.Блока, объединенные одной темой «Ночь».

Задание: Подчеркнуть в текстах слова, которые вы считаете наиболее важными для себя.

5. Разрыв. Зачем человеку нужна ночь, если он спит в своей жизни одну треть ночью?

Активная жизнь человека проходит днем, а не ночью; зачем человеку ночь?

6.Построение древопонятия слова «ночь». (По словарю В.В.Даля.)

Какое определение слова вам ближе всего?

7. Написание сиквейна. Во всех своих конспективных записях подчеркнуть три любых слова.

Записать то определение слова, которое вам ближе всего.

8. Самоконструкция. Написание сочинения – миниатюры «Ночь».

9.Социализация. Прочтение работ.

10. Рефлексия. Проанализировать свои мысли и чувства во время мастерской.

Записи на уроке ведутся учащимися конспективно.

Все выполненные задания читаются вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы

Автор статьи знакомит читателей с современными образовательными технологиями на примере Мастерских, с этапами их организации...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы

    Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе

В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....