Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panina.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сапронова Юлия Леонидовна
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе
Использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьника.
За год работы я часто использовала информационные технологии на уроках русского языка и литературы, так как считаю, что это помогало повысить мотивацию обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
При внедрении информационных технологий в образовательный процесс работа ведется по следующим направлениям:
– использование готовых программных продуктов;
– работа с программами MS Office (Word, Power Point);
– работа с ресурсами Интернет;
– участие в семинарах и конференциях по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы.
Использование ИКТ на уроках постепенно привела в систему, которую можно представить в виде схемы:
– дидактические материалы;
– презентации;
– фильмотека экранизаций программных произведений литературы;
– электронные учебники, энциклопедии, программы-тренажеры;
– ресурсы сети Интернет;
– сеансы видеоконференцсвязи.
Дидактические материалы. Современные технические средства дают возможность подготовить дидактический материал по различным темам изучаемого предмета. Это могут быть такие привычные средства активизации познавательной деятельности, как карточки-задания, карточки-инструкции, алгоритмы, логико-смысловые схемы, таблицы и т. п.
Например, при изучении устного народного творчества в 5 классе используется опорный конспект-таблица, выполненный в программе MS Publisher, в которой четко прослеживается логическая структура урока и представлены основные выводы.
В программе MS Word создаем раздаточный материал для работы на уроке, содержащий информацию, дополняющую материалы учебника, а также карточки-задания для групповой или индивидуальной работы (например, при подготовке к уроку по рассказам А.П.Чехова по литературе, изучению самостоятельных частей речи по русскому языку).
К созданию таких материалов может привлекаться группа «сильных» учеников. Например, «Литература периода войны». Подобные детские работы ценны тем, что отражают результаты самостоятельно проведенного исследования, демонстрируют интересный дополнительный материал по изучаемой теме.
Презентации. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст (цитаты, выводы и т. д.), иллюстрации, аудио и видеофрагменты. Использование презентации на уроке литературы позволяет значительно расширить и обогатить иллюстративный материал, помогающий созданию художественного образа, усилить эмоциональное восприятие изучаемого произведения. Обучающиеся получают возможность услышать авторское слово, побывать на родине писателя (например, при изучении творчества И. Тургенева ребята совершают виртуальную экскурсию в усадьбу писателя Спасское-Лутовиново). Часто уроки литературы сопровождаются видеофрагментами, что очень оживляет урок и привлекает внимание учеников, дает возможность сравнить авторский текст и режиссерскую трактовку какого-либо эпизода. (В презентации к уроку по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» использован фрагмент из мультфильма).
Очень помогает использование презентаций и на уроках русского языка. Учитель получает широкие возможности для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического или пунктуационного правила. Здесь используются разнообразные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов и т. д. Слайды демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффектов анимации, «оживления» иллюстраций и так далее, а это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным и результативным.
Ресурсы сети Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в образование. На сегодняшний день существует множество сайтов, без которых деятельность учителя была бы неполной. При подготовке к урокам часто обращаемся к материалам, размещенным на различных образовательных сайтах. Помимо работы с различного рода информацией при подготовке к урокам, мы имеем возможность работать с тестами и интерактивными диктантами в режиме онлайн. Вот лишь малая часть интернет-ресурсов, используемых нами при подготовке к урокам: http://schoolcollection;
http://www.collection.edu.ru.
Системное использование информационных технологий на уроках имеет следующие результаты:
– повышение интереса к изучаемому предмету;
– повышение познавательной активности учащихся;
– улучшение организации урока;
– повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразные его формы;
– активизация творческого потенциала ученика и учителя;
– повышение эффективности обучения, улучшение качества образования.
Вывод: уверена в том, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и литературы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы
В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающ...
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.
Дипломная работа посвящена использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....