Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы
статья на тему
Автор статьи знакомит читателей с современными образовательными технологиями на примере Мастерских, с этапами их организации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Шунина Л.В.
ГБОУ школа №404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Мастерские по русскому языку и литературе как модель развития творческой инициативы.
Каждый урок русского языка и литературы в большей или меньшей мере обогащает знания детей, вносит вклад в интеллектуальную, эмоциональную, волевую, оценочную сферы опыта личности. На уроке, познавая мир слова, решая учебные задачи, обобщая, систематизируя, делая выводы, упражняя свои навыки, ребенок действует под четким руководством учителя, проникает в его логические построения. Но при этом даже самая лучшая традиционная форма (урок, лекция, семинар) несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Мы не обращаем внимание детей на ценность их опыта, интуиции и даже не позволяем сомневаться в представленной учителем истине.
Мастерская же позволяет в рамках учебной деятельности мне как учителю смоделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к ребенку, решающему ее. Мастерская развивает творческую инициативу, рождает радость открытий, дарит всем участникам восторг собственного творчества, ощущение собственной значимости и уважение к мнению окружающих. Ее закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Какие же еще принципы проблемного обучения реализует мастерская?
- Равенство всех участников, включая учителя. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию.
- Ненасильственное привлечение к процессу деятельности.
- Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Привлечение самооценки, самокоррекции, самовоспитания.
- Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, поддержки.
- Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого процесса (именно он приобщает ребенка к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности).
- Принцип выбора. Каждый сам выбирает материал, вид деятельности, способ предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.
- Ответственность за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие.
Таким образом, не я как учитель нахожу и указываю теперь путь к познанию истины, а сам работающий класс отдельными клеточками своего мозга (ученики и поисковые группы) ищет и идет по этому пути. Например, самостоятельно выводит орфографическое правило.
Могут быть верные и неверные шаги, быстрые и медленные, широкие и частые. Моя задача лишь заключается в том, чтобы ни один шаг не остался без внимания учеников. Ценность, успешность мастерской измеряется не длинной и скоростью пути к истине и предполагаемому результату, а в причастности каждого ученика к выбору своего пути и прохождении им его при наибольшей свободе и самостоятельности.
Информация для мастера.
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
- Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
- Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
- Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
- Информацию подавать малыми дозами.
- Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Алгоритм проведения мастерской (терминология группы ЖФЕН).
- Индукция - создание эмоционального настроения, включение подсознания. Индуктором может быть слово, предмет, образ, рисунок, мелодия. Подбор и подача индуктора очень важны. От того, насколько эмоциональным будет индуктор, во многом зависит дальнейший ход урока.
- Самоконструкция - создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
- Социоконструкция - работа в группах(группы формируются по инициативе учащихся), направленная на выбор наиболее вероятной гипотезы.
Когда создание гипотез, поиск и выбор новых слов, образов опирается на высокое эмоциональное восприятие, рождаются фантазии, которые не могут прийти к ребёнку на обычном уроке.
- Социализация - выполнение и представление группой результатов работы, обмен вопросами. Важно задействовать всё, что даёт возможность самореализоваться каждому ребёнку.
- Афиширование - демонстрация работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений), их вывешивание в классе с целью ознакомления.
- Разрыв - кульминация творческого процесса, озарение, новое видение. Это осознание участником мастерской неполноты старого знания, внутренний, эмоциональный конфликт, стимулирующий углубление в проблему, поиск ответа, сверку нового знания с литературным источником.
- Творческая работа - результат всей мастерской. Всё, что светится и поёт в их душе в данную минуту, выплёскивается на бумагу. Создаётся сочинение или другая творческая работа.
- Рефлексия - твоё душевное состояние после мастерской.
Как показывает опыт, мастерскую необходимо проводить в течение двух уроков, чтобы дать возможность каждому ребёнку высказаться, почувствовать себя талантливым и значимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
В передовом опыте представлен материал урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"
Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...