Урок русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_0.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;
2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.
Продолжительность урока : 45 минут
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Орг. момент.
- Повторение частей речи. Кроссворд.
По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5. Обозначает признак действия или другого признака ( наречие).
6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета ( прилагательное).
7. Указывает на предмет, признак, количество , но не называет их ( местоимение).
По вертикали:
1. Изменение глагола по лицам и числам ( спряжение).
2. Изменение именных частей речи по числам и падежам ( склонение).
3. Часть речи , которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете
3. Сообщение темы урока. Постановка цели.
А )Повторение спряжения глагола.
Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний.
Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .
Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.
Подсказки:
- Обратите внимание на спряжение глаголов
- Вспомните алгоритм определения спряжения,
В ходе рассуждения учащиеся определяют, что «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат
Окончание в глаголе молчать ударное.
Б) Введение новой темы через проблемное задание.
Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.
( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа
В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание , что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут
Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного?
Ответ учащихся: разносклоняемые существительные
- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?
Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол.
В) Переход к работе над новым материалом
- Работа с учебником
Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.
Глаголы есть, дать ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут
- Тренировочные упражнения
- Упражнение 472 ( обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)
Облака бегут – быстро перемещаются
Вода бежит – течет, льется.
Кровь бежит – течет
Тропинка бежит – простирается, тянется
- Какой прием использован в этих примерах?
Ответ учащихся : олицетворение.
- Упражнение 473 ( задание по речевому этикету) ( выполняется устно)
- Словарная работа .
Слово учителя:
Как понимаете значение слова чтить?
Подберите к этому слову синонимы.
5.Домашнее задание. П.81. упр. 474.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Вызвало затруднение…
- Нужно выучить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...