План-конспект урока
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
План-конспект урока в 5 классе по теме " Правописание приставок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_5_klasse.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
по теме: «Правописание приставок»
Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: Урок-игра
Цели урока:
- Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
- Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.
- Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.
Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”
Ход урока
- Организационный момент
- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я люблю учиться.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- У меня сегодня всё получится.
- Я начинаю учиться.
(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)
- Сообщение темы и целей урока
- Ребята, любите ли вы сказки? (Да)
- Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).
- А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.
- Закрепление изученного материала
- Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)
Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.
- Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.
Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.
Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.
- Р…списываться в документе нужно четко.
- Р…спись это живопись на стенах и потолках.
- Орфографическая “пятиминутка”
- Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)
| 1 | 2 | 3 |
К_САТЕЛЬНАЯ | а | а | о |
Р_СТЕНИЯ | а | а | о |
КЛ_НЯТЬСЯ | о | а | о |
Р_СТОК | о | о | о |
ОТР_СЛЬ | о | а | а |
ПРИК_СНОВЕНИЕ | а | о | о |
- Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).
- Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.
- Игра “Найди лишнее”
- Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.
НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ
- Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)
- Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.
- Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.
- Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание
Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.
(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)
- Работа с текстом. Комментированное письмо
- Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)
- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)
- Индивидуальная работа с толковым словарем
(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)
- Проверка индивидуальной работы по карточке
- Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?
(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)
- Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”
- Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)
- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)
- Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”
- Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.
- Отколе – устаревшее наречие “откуда”.
- А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)
- Этимологическая страничка
- О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.
(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)
- Лингвистическая физминутка
- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.
СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)
- Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)
11. “ Цветной диктант”
- Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.
- Приземлиться
- Прекрасный
- Преградить
- Приуралье
- Приостановить
- Преинтересная
- Прервать
- Пристроить.
- Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно(Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)
- Работа в группах
(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)
1 группа. Творческий диктант
- Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.
Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.
У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.
(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)
2 группа. Перфокарта
- Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.
№ | з | с |
1 | + |
|
2 |
| + |
3 |
| + |
4 | + |
|
5 | + |
|
6 |
| + |
7 |
| + |
8 | + |
|
- Издавать звуки
- Восстановить текст
- Ручей иссох
- Иззябнуть на холоде
- Беззвучный смех
- К бескрайнему морю
- Вскарабкаться на гору
- Водопад низвергается
(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)
- Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”
(Несколько человек повторяют правило.)
- Проверка работы 1 группы
- Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)
- Итог урока.
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.
- Домашнее задание.
Индивидуальные карточки на правописание приставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...