Методика работы над сочинением
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Соловьева Евгения Викторовна

Методика работы над сочинением в рамках подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_sochineniem_gotovimsya_k_oge.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над сочинением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ

С 2013 года изменилась структура контрольно-измерительных материалов для ГИА (с 2014 года ОГЭ). Исчез альтернативный вариант сочинения (С2.2.), и теперь учащимся предлагается написать сочинение на лингвистическую тему. Задание, как правило, сформулировано следующим образом:

«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Начать сочинение рекомендуется с предложенного лингвистического высказывания и указания на автора высказывания, например:

В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Далее должен следовать тезис, то есть учащийся должен раскрыть смысл высказывания, как он его понимает. Для этого необходимо внимательно прочитать цитату, подчеркнуть в ней ключевые слова и ответить на вопросы: «О чем говорится в этой цитате? О каких языковых явлениях идет речь». После этого учащийся еще раз передает смысл цитаты, но уже своими словами, например:

Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог,  автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей.

Далее учащемуся необходимо доказать свой тезис при помощи двух примеров из предложенного текста. Подсказками в этом случае могут послужить вопросы тестовой части, прежде всего А2, А3 и В1. Чтобы оформить аргумент учащийся может указывать номера предложений или использовать цитирование.

Перед формулировкой аргумента необходимо найти в тексте указанные в цитате языковые средства, подумать, с какой целью они использованы и подтверждают ли они цитату и тезис, а затем сформулировать аргумент, например:

Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется  в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек.

или

Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5  отражает их страх за Ивана Павловича.

Таким образом, сочинение на лингвистическую тему состоит из следующих структурных частей:

  1. Вступление (предложенное лингвистическое высказывание с указанием источника)
  2. Тезис (переформулированное лингвистическое высказывание, отражающее понимание учащегося данной цитаты)
  3. 2 аргумента из текста, подтверждающие информацию, содержащуюся в цитате и тезисе
  4. Заключение-вывод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

В статье рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему с опорой н...

Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.

Рекомендации по подготовке к выполнению задания части С в ЕГЭ....

Методика работы над сочинением на лингвистическую тему (С.2). Презентация

Данная презентация рекомендована для подготовки обучающихся девятых классов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....

Методика работы над сочинением ОГЭ

Методика работы над сочинением на лингвистическую темув рамках подготовки учащихся к ОГЭ Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей, включающих в себя 15 заданий. Зад...

Методический материал "Методика работы над сочинением на уроках русского языка"

Методический материал опубликован на сайте www.proshkolu.ru...