Методика работы над сочинением
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Методика работы над сочинением в рамках подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_sochineniem_gotovimsya_k_oge.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над сочинением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ
С 2013 года изменилась структура контрольно-измерительных материалов для ГИА (с 2014 года ОГЭ). Исчез альтернативный вариант сочинения (С2.2.), и теперь учащимся предлагается написать сочинение на лингвистическую тему. Задание, как правило, сформулировано следующим образом:
«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Начать сочинение рекомендуется с предложенного лингвистического высказывания и указания на автора высказывания, например:
В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Далее должен следовать тезис, то есть учащийся должен раскрыть смысл высказывания, как он его понимает. Для этого необходимо внимательно прочитать цитату, подчеркнуть в ней ключевые слова и ответить на вопросы: «О чем говорится в этой цитате? О каких языковых явлениях идет речь». После этого учащийся еще раз передает смысл цитаты, но уже своими словами, например:
Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог, автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей.
Далее учащемуся необходимо доказать свой тезис при помощи двух примеров из предложенного текста. Подсказками в этом случае могут послужить вопросы тестовой части, прежде всего А2, А3 и В1. Чтобы оформить аргумент учащийся может указывать номера предложений или использовать цитирование.
Перед формулировкой аргумента необходимо найти в тексте указанные в цитате языковые средства, подумать, с какой целью они использованы и подтверждают ли они цитату и тезис, а затем сформулировать аргумент, например:
Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек.
или
Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5 отражает их страх за Ивана Павловича.
Таким образом, сочинение на лингвистическую тему состоит из следующих структурных частей:
- Вступление (предложенное лингвистическое высказывание с указанием источника)
- Тезис (переформулированное лингвистическое высказывание, отражающее понимание учащегося данной цитаты)
- 2 аргумента из текста, подтверждающие информацию, содержащуюся в цитате и тезисе
- Заключение-вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
В статье рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему с опорой н...
Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.
Рекомендации по подготовке к выполнению задания части С в ЕГЭ....
Презентация. "Методика работы с текстом при подготовке к сочинению в 11 классе"
Презентация к уроку...
Методика работы над сочинением на лингвистическую тему (С.2). Презентация
Данная презентация рекомендована для подготовки обучающихся девятых классов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....
Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....
Методика работы над сочинением ОГЭ
Методика работы над сочинением на лингвистическую темув рамках подготовки учащихся к ОГЭ Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей, включающих в себя 15 заданий. Зад...
Методический материал "Методика работы над сочинением на уроках русского языка"
Методический материал опубликован на сайте www.proshkolu.ru...