С понимания слова к суждениям и навыкам общения
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Саетгараева Зульфия Абдулловна

              Одной из первых и значимых форм работы  на уроках русского языка и литературы  в условиях двуязычия становится словарная работа.

   Известно, главным в словарной работе является расширение словаря, определяемое, прежде всего, задачами умственного воспитания. Но основным  ее направлением в условиях двуязычия является обеспечение речевого, языкового развития детей, создания условий для эффективного овладения русским языком как средством общения.   Элементарное осознание учащимися смысловой стороны слова, некоторых семантических  отношений в лексике русского языка обогащает речь учащихся, а также способствует осознанному владению средствами русского языка. Обучение ребенка формулировать суждения начинается после овладения им некоторым запасом слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С понимания слова к суждениям и навыкам общения

З.А. Саетгараева, учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №9 г. Азнакаево» РТ

( Из опыта работы по развитию речетворческих способностей учащихся)

      Одной из первых и значимых форм работы  на уроках русского языка и литературы  в условиях двуязычия становится словарная работа. Известно, главным в словарной работе является расширение словаря, определяемое, прежде всего, задачами умственного воспитания. Но основным  ее направлением в условиях двуязычия является обеспечение речевого, языкового развития детей, создания условий для эффективного овладения русским языком как средством общения.   Элементарное осознание учащимися смысловой стороны слова, некоторых семантических  отношений в лексике русского языка обогащает речь учащихся, а также способствует осознанному владению средствами русского языка.

      Знать отнесенность звучания слова к предмету  - это еще не значит  владеть понятием об этом предмете. «Значение слова  есть образ  какого – нибудь признака предмета, а не всего предмета, не его сущности. Двухлетний ребенок знает, к каким предметам относится звучание «человек», но он не знает ни происхождения человека, ни его анатомии, ни других существенных признаков. Значение слова – это минимальный по содержанию образ, еще не обогащенный содержанием» [1] Многие авторы простейшей смысловой единицей считают предложение, а не слово. Так, например, М.В. Попович пишет, что «понятия имеют смысл, лишь будучи соединенными в предложение, а не слово» [2].

   Таким образом, обучение ребенка формулировать суждения начинается после овладения им некоторым запасом слов. Так на одной из уроков развития речи на тему  «Описание народной игрушки» учащиеся  ведут  словарную  работу следующим образом:

  • Предлагается   группе учащихся поработать в библиотеках   со словарями, выяснить значение слов – промысел, символ, колорит, колоритный, роспись. Основным критерием для отбора словаря – минимума к данному уроку, подлежащего активному усвоению, является их практическая необходимость для реализации тех навыков общения, которые предусмотрены конечными целями урока, это:
  • развитие умений учащихся определять и сопоставлять отличительные  признаки  игрушек- кукол;

- знакомство с русскими   народными игрушками: загорскими  матрешками, семеновскими матрешками, дымковскими и актюбинскими игрушками;

-обратить внимание учащихся на эстетические функции игрушки, на то, что она является неотъемлемой частью культуры народа, познакомить с историей создания игрушек, с именами мастеров- игрушечников, познакомить с местами, где мастера и сегодня работают в народном духе;

  • обогатить словарный запас учащихся, развить устную речь, творческую и познавательную деятельность учащихся;
  • воспитать эмоциональную отзывчивость  и любовь к народному искусству.

 Так как  для многих учащихся – татар эти слова  новы и значения их неясны, данные слова записываются в тетради для словарных работ.

Словарная работа.  В тетрадях для словарных работ записываем

ПРОМЫСЕЛ – 1. Добывание (зверя, птицы, рыбы)

 2.Мелкое ремесленное производство (обычно как подсобное занятие при основном) Кустарный промысел. Художественный промысел.

 3. Промышленное предприятие добывающего типа. Нефтяной промысел.

СИМВОЛ – то, что служит условным обозначением какого-нибудь понятия, идеи. Крестьянский крест, герб, флаг, гимн.

КОЛОРИТ – 1. соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

 2. Совокупность  особенностей, своеобразие   какой-нибудь  эпохи,   местности.

КОЛОРИТНЫЙ – С  ярким колоритом, выразительный, характерный. Например, костюм, внешность.

Роспись – 1. Расписать. 2. Письменный перечень чего – нибудь. 3. Живопись на стенах, потолках, предметах быта  (Художественная роспись. Древнерусская роспись) 

     Таким образом, в  условиях  интегрированного двуязычия этот вид работы дает возможность разрешить  многообразные задачи урока: 1) обогащает словарный запас и внутренний мир учащихся – татар; 2) помогает дать точное и яркое представление о предмете речи; 3) разрешить намеченную учителем задачу:

Учитель: Ваша  задача - описать семеновскую матрешку, сравнить и сопоставить с загорской матрешкой.  Выявить различия и сходства?!

Ученик: Во всем облике семеновских матрешек чувствуется народный колорит: в одежде,  лице,  взгляде (подробно описывает одежду, лицо, взгляд). В отличие от загорских матрешек они кажутся необычайно чистыми, яркими. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица. Строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.  Крупной цветочной росписью заполнен весь центр фигурки, чего мы не видели у загорских матрешек. Алые розы,  маки,  незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Семеновские матрешки лакированы, сияют всеми цветами радуги.

  Затем учащимся  предлагается  записать понравившиеся сравнения, высказывания.  В ситуациях  общения, которые организует учитель на уроке, учащиеся должны  учиться выражать свои мысли, желания, свое отношение.

В связи с этим ситуация общения (РТС - речевая творческая ситуация) должна быть увлекательной, доступной для учащихся.  Каждое слово, включенное в словарь, должно быть предметом внимания учителя, и вводится  не ради галочки (не для выполнения словарного минимума на уроке), а для привлечения внимания ребенка к его значению. Слова, включенные в лексический минимум, предназначены для активного усвоения.  Предусматривается также и пассивное усвоение детьми некоторых слов и выражений, что означает безошибочное понимание учащимися данных слов и выражений, оно проявляется на уроке в соответствующих действиях ученика, в правильном выполнении заданий.

   Таким образом, следующая задача словарной работы – включить слова, усвоенные на уроке в связную речь. Для закрепления новых слов необходимо, чтобы дети проделали с ними ряд операций в определенной последовательности: узнавание, выбор слова с наглядной подсказкой, выбор слова без наглядной подсказки, главное, чтоб они способствовали установлению в сознании ребенка прочной связи между звуковой формой слова и его значением, и  они должны быть подлинно речевыми.  В процессе овладения суждениями  лексические значения слов обогащаются содержанием, приобретают понятийное содержание, становятся понятиями. Исходя из круга интересов и потребностей учащихся, предлагаем следующую ситуацию на уроке  с целью овладения некоторым запасом слов перейти к формулированию предложений – суждений. На  данном этапе работы важна рефлексия собственного опыта ребенка - на уроке участвуют ученики в роли экскурсоводов:

Экскурсовод № 5: «На Всемирном конкурсе «Самый лучший сувенир» актюбинцы удостоились главного приза – Гран-при. Три года назад  актюбинская игрушка получила статус народного промысла и сертификат под №1.

Ученик-экскурсовод: (заранее по опережающему индивидуальному заданию подготовил к уроку материал - сообщение об актюбинском сувенире «Девон – бабай») 

         Девон-Бабай» символизирует недра земли (девонский пласт), давшие Республике промышленную нефть. Тюбетейка с изображением ромашек – это  Ромашкинское месторождение. Юноша в национальной одежде, держащий за усы Девон-Бабая  символизирует геолога Татарстана (ученик подробно описывает одежду, внешность, высказывает свое мнение) Мастеру в изделии  удалось выразить национальный стиль, народный  колорит, выразить дух местности -  чем живет и дышит земля азнакаевская .Мне этот сувенир напоминает русских былинных богатырей, сказочного Камыр-батыра, которые несут людям  добро и благо,  преодолевают на своем пути все трудности ради процветания родной земли. Много слагается песен и стихов про мой край, прославляющих красоту полей, лесов,  родников; а «Девон – Бабай», я думаю, прославляет богатство моего края, простых и сильных душой людей.  

    Таким образом, визуальная взаимосвязь между предметами, явлениями, их свойствами и отношениями есть объективный источник и основа человеческой способности продуцировать суждения, делать умозаключения из суждений, получать новые знания логическим путем.

   Последовательность, в которой следует знакомить учащихся с той или иной темой, определяется принципом коммуникативности, т.е. возможностью использовать слова для общения, а также для описания предложенных объектов при имеющихся у детей навыках русской разговорной и художественной речи. «Общение сложный многомерный процесс, при котором происходит установление контакта между собеседниками, понимание того, о чем они говорят, координация совместных действий, передача эмоциональных состояний  и иные виды воздействия людей друг на друга» [ 3, с. 12]  Знание и умелое использование общей схемы общения по А.П.Чернявской, которую мы несколько изменили, адаптируя к нашим условиям (Схема 1.), оказывает существенную помощь учителю  в повседневной работе, при планировании и регуляции взаимоотношений с учениками, где коммуникатор – человек, передающий сообщение. Тот, кто принимает сообщение адресат  Схема 1.

   И коммуникатор, и адресат могут быть представлены одним человеком или группой  учащихся, взаимодействие происходит с определенной целью, с помощью средств общения. На общение оказывают влияние и условия, в нашем случае, учащиеся находятся условно (заочно) в путешествии по местам изготовления народных игрушек Содержанием общения является – мир народных игрушек. Сама тема урока, выбор типа урока, запланированные к уроку  виды и формы общения  определяют проблемную область всего содержания урока, настраивают учащихся на творческое общение, требуют  речевых умений учащихся, что реализуется в процессе выполнения, запланированных к уроку разнообразных заданий творческого характера и многообразных форм общения, например:

Тип урока: урок-путешествие

Материал действительности, использованный для раскрытия темы: « В мире       народных игрушек »

Виды   и формы работ на уроке: ответы на вопросы,  ведение путевых заметок, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, составление синтаксических конструкций, составление описаний по иллюстрациям, по макетам и фигурам народных игрушек, конкурс на лучшее описание, сопоставительное описание, работа по опорным словам, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления.

 «Восприятие речевого общения -  одна из высших психических функций человека» [3, с. 12]    Рассмотрим, что же способствует процессу понимания  при общении на уроке?

Учитель: Верно. Естественно и просто воплощены в матрешках образы русских девушек, деревенский быт.

Экскурсовод № 5 Следующая остановка – «Дымковские игрушки». Делали расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью». Игрушке на этом празднике отводилось особое место. Каких только свистулек не налепят мастерицы! Всадник,  конь, баран, кавалер в цилиндре, уточка, корова,  дама в шляпке…

Старая дымковская игрушка – трудоемкое ручное производство. (Показываются игрушки, и рассказывается о способе приготовления игрушек)  

  • Чем понравились вам дымковские игрушки? (Учащиеся высказываются )

Содержанием общения (текста) определяется привлечение других средств обучения. Это могут быть комментарии – не только лингвистического, но и исторического, культуроведческого, в какой – то мере литературоведческого характера (лаконичные сведения об авторе, о герое произведения, из которого взят фрагмент и т.д.), репродукции картин, книжные иллюстрации, кадры видеофильма (диафильма), натуральные наглядные пособия. Привлечение видеофильма  и натуральных наглядных пособий определяется следующим содержанием беседы на уроке:

  • Учитель:  Ребята, вам  наверно кажется, игрушки делали давным-давно и  где-то далеко-далеко за пределами Татарстана. Существуют дымковские игрушки, а почему не быть актюбинской игрушке решили однажды в поселке Актюба Азнакаевского района. Слышали?
  •  Конечно, как же, наши соседи, - отвечают ученики.

     -   Просмотр   фрагментов видеофильма о художественной школе поселка Актюбы.

-Ответы на вопросы после просмотра видеофильма

 - Какое знаменательное событие произошло в Актюбе в 1993 году? (открылась художественная школа)

 - Чем прославила Ильсияр  Салахова  поселок Актюбу? (И.Салахова прославила поселок Актюбу на весь Татарстан  и за ее пределами  глиняными игрушками, которые назвала  «Актюбинскими игрушками).

Учитель–гид: Актюбинские игрушки…Они живут, беседуют меж собой. Из забытого прошлого смотрят на нас. …Вот они: « Бабушкин сундучок», « Татарское чаепитие», «Праздник гусиного пера», «Девушка с чак-чаком», «Девон-Бабай». Все они настолько для нас знакомы: лучезарные татарские бабушки  в белых  платках, дедушки в разукрашенных тюбетейках, парни и девушки в национальных костюмах…Актюбинские игрушки…Глядя на них, просыпается память, в душе чередуются века. Живой мир… Живые лица.

Ученица:  (держит в руке  актюбинский сувенир «Сурок») Особая гордость, символ   азнакаевского края - сурок, Над этим  сувениром создатели размышляли несколько лет. Сурок   стоит на зеленой поляночке на двух лапках, левой рукой он прикоснулся к затылку. Сурок такой пухленький, веселенький, с добрыми усами и весь в движении. Кажется,  вот – вот пойдет в пляс - пустится  в задорную татарскую пляску «Эпипэ».

Особую привлекательность сурку придает татарский национальный костюм: неизменная тюбетейка и  казаки (жилет), отороченный по краям татарским национальным орнаментом. Сурок бесподобен, им не зазорно украсить рабочий стол  самого президента.

 Учитель-гид: Лилия верно подметила – не стыдно украшать  стол самого президента. Этим сувениром, действительно, украсили стол самого американского президента  Билла Клинтона. Президент Клинтон  в знак благодарности прислал актюбинцам поздравительное письмо и памятную золотую булавку.

*Выводы и обобщения урока

Учитель: Ребята, как вы думаете, игрушки, изготовленные руками актюбинских школьников, проигрывают изделиям русских мастеров?

Ученик: Я думаю, нет. Актюбинские игрушки  такие же красочные и яркие, что и у русских народных мастеров Они представляют большую ценность, так как отражают быт и нравы татарского народа, проповедуют народный дух, дарят красоту, прославляют искусство татарского народа.

Учитель: Скажите, понравилось вам наше путешествие? Вы можете поделиться своими впечатлениями от путешествия в домашних сочинениях? (ответы учащихся) 

- Ренат, скажи, что интересного, полезного ты получил во время путешествия?

Ренат:  (рассказывает о народных промыслах, с которыми познакомился и заканчивает свою речь следующими словами: «Мне хотелось бы заниматься в художественной школе пос. Актюба и научиться делать  игрушки»

    Итак, что же способствует процессу понимания  при общении на уроке?  

     Во – первых, наличие у учащихся необходимого словарного запаса и грамотность речи. Важно обладать мастерством устного выступления, поэтому на роль экскурсоводов подбираются учащиеся с выразительной речью, которые умеют расставить акценты в речи, выделить необходимые фразы и тем самым достичь  понимания не просто слов, а смысла речи.

Во – вторых, такие виды,  формы работы  на уроке, как:  ответы на вопросы,  ведение путевых заметок, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, составление синтаксических конструкций, составление описаний по иллюстрациям, по макетам и фигурам народных игрушек, конкурс на лучшее описание, сопоставительное описание, работа по опорным словам, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления  - развивают чувствительность в наблюдении, способность  использовать  теоретические знания для того, чтобы делать заключения и выводы по сказанному, услышанному, выразить свое отношение к действительности. В – третьих,  в процессе выполнения данных видов и форм работы  происходит развитие творчества  и творческого воображения. В – четвертых,  у учащихся развивается умение слушать собеседника, выступающего, сосредоточиться только на той теме, о которой идет речь.

В – пятых,  каждый ребенок поставлен в условия, где он может высказаться и его  со всем уважением выслушают. В – шестых, учащиеся научаются ведению рабочих записей, записывают все, что надо запомнить из услышанного,  а также из своих наблюдений.  

 Таким образом, учащиеся приобщаются к богатству и культуре русской речи, пополняют свой словарный запас, учатся  общаться, выступать, расширяют свой кругозор, что совершенствует развитие  речетворческих способностей  учащихся.

 Использованная литература

1.Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека, М. «Мысль», 1980, С. – 65.

2. Попович Философские вопросы семантики. Киев, 1975, С.21

3. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя». Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001, С.-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по развитию навыков общения

Развитие навыков общения у учащихся . План занятия....

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Развитие навыков общения и эмоционального состояния у детей.

Цель: формирование умений и навыков межличностного общения....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....

Классный час. "Уроки тренинга жизненных навыков" "Навыки общения".

Большую часть времени мы проводим с другими людьми, поэтому важно научиться ладить с людьми и уметь себя вести в различных ситуациях....

Обучение речевым навыкам и навыкам общения у детей с РАС

Сообщение на тему: Обучение речевым навыкам и навыкам общения у детей с РАС...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Понимание слов, обозначающих предметы (посуда)"

Материал данного урока можно использовать по программе 9.2 для расширения представлений детей о предметах (посуда) и пополнения словарного запаса по данной теме....