Наша любимая фонетика
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Черняева Галина Петровна

     Много лет работая учителем - логопедом, я часто убеждаюсь в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Позже путаница и неразбериха с гласными-согласными плавно перетекает в среднюю школу, старшую и… благополучно остаётся со многими взрослыми. Ничего не меняется и тогда, когда вчерашние школьники становятся родителями и приводят в школу своих детей:

- Йотированные гласные? А это, простите, что?

    И это всё потому, что когда-то давно им не объяснили фонетику интересно и «вкусно»!  Я попробую это сделать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_v_golove_u_rebyonka_kasha_ot_popytki_razobratsya.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

    Если в голове у ребёнка  каша от попытки разобраться, где гласные, где согласные, и почему поются только гласные звуки, предлагаю  сразу после прощания с букварём провести для первоклассников систематизацию знаний с использованием, например, магнитных букв и презентации «Гласные-согласные». Систематизация с повторением гласных букв, закреплением и выполнением индивидуальных работ занимает 10 минут. С повторением согласных букв – 15 минут.  При введении такого вида работ 1 раз в неделю в течение 2 триместра дети на 100% запоминают материал и уже никогда ничего не путают. К тому же они   любят поработать мышкой,  и им интересно находить спрятавшиеся буквы. Очень важно, чтобы каждый такое задание мог выполнить самостоятельно хотя бы раз. Замечательно, если можно отправить презентацию (2 слайда) на электронную почту или на флеш-носитель родителям.

    Не следует утверждать, что гласные звуки поются, а согласные – нет.  Поются-тянутся и свистящие, и шипящие, и звонкие и глухие непарные! Поются все согласные*, кроме взрывных б-п,   переднеязычных д-т. При желании можно пропеть даже задненёбные г-к, особенно г в украинском произношении, поэтому главное отличие гласных от согласных не в том, что гласные звуки «поются», а  в том, что нет преграды во рту при произнесении шести гласных звуков А, О, У, Э, Ы, И.

Как провести систематизацию?

Гласные-красные

   :   «Вспоминаем гласные буквы первого ряда. Открываем широко рот – А, округляем рот – О, сужаем рот – У, и вспоминаем две «неудобные» буквы: одна дразнится, высунула язычок – Э, и «бедняжка буква Ы  - ходит с палочкой, увы».

Первоклассникам очень нравится пожалеть букву Ы: «Она же с палочкой, всё время хромает и отстаёт*».

: Итог - мы вспомнили гласные буквы первого ряда (детям удобно запоминать их как «Гласные верхнего ряда).

Записываем на доске (или выкладываем с помощью магнитных букв) гласные буквы  по порядку:  А  О  У  Э  Ы.

   : Что мы знаем про гласные буквы первого ряда?

  Ответ:

Гласные первого ряда не смягчают согласный звук в слоге, а делают его ТВЁРДЫМ: БА   ВО   ГУ   ДЭ   ЗЫ

: Что мы знаем про гласные буквы второго (нижнего) ряда?

Ответ:

Гласные второго ряда смягчают согласный звук в слоге:

БЯ   ВЁ   ГЮ   ДЕ   ЗИ

  : Когда-то, давно–давно, когда гласным буквам выдавали звуки, хитрые  Е, Ё, Ю, Я схватили сразу по 2 звука. Зря они  пожадничали. Звуки, что им достались, Царица Грамматика уже посчитала. Вот и получилось, что у букв Е, Ё, Ю, Я нет своих звуков.

  :  Почему букву Я  мы поместили под  буквой А?

:  Потому, что звук  (А) спрятался в букве Я =(Й+А)

  :  Почему букву Ю  мы поместили под  буквой  У?

:  Потому, что звук (У) спрятался в букве Ю =(Й+У)

  :  Почему букву  Ё  мы поместили под  буквой О?

:  Потому, что звук (О) спрятался в букве Ё= (Й+О)

  :  Почему букву  Е  мы поместили под  буквой Э?

:  Потому, что звук (Э) спрятался в букве Е= (Й+Э)

  :  Итак, 4 хитрые ЙОТИРОВАННЫЕ буквы: Е, Ё, Ю, Я. Почему же они  ЙОТИРОВАННЫЕ?

:  Потому, что в этих буквах 2 звука и первый звук – Й!

: Правильно! Продиктуйте, какие гласные буквы живут в первом, верхнем ряду, а потом продиктуйте, какие гласные буквы находятся во втором, нижнем ряду.

: А  О  У  Э  Ы 

                      Я  Ё  Ю  Е: И всё!

: Отлично! 

 Теперь   помогите гласным буквам занять свои места в домике».

   Лучше всего такое пособие выполнить в Smart. Но, так как у меня в кабинете обыкновенный экран, то отлично идёт и работа в Word. Нашим гиперактивным ребятам лишний раз подойти к столу учителя и поработать мышкой и в радость, и к всеобщей пользе.

   Дополнительно мудрая сова может задать вопросы о том,

-почему в домике гласных всего 6 красных окошек?  (Потому что гласных звуков всего 6),

-почему 4 окошка имеют зелёно-красный цвет?  (Потому что Е.Ё.Ю.Я имеют по 2 звука, и первый звук – (Й),

-Что делает буква И среди хитрых йотированных гласных? (Она тоже может иметь 2 звука, после Ь и Ъ знаков).

 

2* - На уроках с благодарностью использую стихи А.Шибаева и иллюстрации к его книгам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на английском языке для 5 класса "Наши любимые животные"

Цель урока с использованием Интернет-ресурсов - помочь учащимся подготовить монологическое высказывание по теме "Наши любимые животные"...

Наша любимая Маша

Содержит рисунки Маши из популярного мультфильма "Маша и медведь" (рисовали дети шести лет из студии развития )...

Конкурс постановок сказок "Наши любимые сказки"

Мероприятие для учащихся 1-5 классов "Наши любимые сказки" содержит музыкальное оформление и разнообразные игровые моменты....

Презентация к сценарию "Наши любимые сказки"

Яркая, красочная презентация к сценарию "Наши любимые сказки" - прекрасный помощник при проведении мероприятия....

Наша любимая фонетика. Разные согласные.

Много лет работая учителем - логопедом, я давно убедилась в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Позже пут...

Защита любимой книги "Наши любимые сказки" по произведениям К.И.Чуковского

Участвовали в городском литературном фестивале  "Книга собирает друзей"...