Наша любимая фонетика
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Много лет работая учителем - логопедом, я часто убеждаюсь в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Позже путаница и неразбериха с гласными-согласными плавно перетекает в среднюю школу, старшую и… благополучно остаётся со многими взрослыми. Ничего не меняется и тогда, когда вчерашние школьники становятся родителями и приводят в школу своих детей:
- Йотированные гласные? А это, простите, что?
И это всё потому, что когда-то давно им не объяснили фонетику интересно и «вкусно»! Я попробую это сделать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_v_golove_u_rebyonka_kasha_ot_popytki_razobratsya.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Если в голове у ребёнка каша от попытки разобраться, где гласные, где согласные, и почему поются только гласные звуки, предлагаю сразу после прощания с букварём провести для первоклассников систематизацию знаний с использованием, например, магнитных букв и презентации «Гласные-согласные». Систематизация с повторением гласных букв, закреплением и выполнением индивидуальных работ занимает 10 минут. С повторением согласных букв – 15 минут. При введении такого вида работ 1 раз в неделю в течение 2 триместра дети на 100% запоминают материал и уже никогда ничего не путают. К тому же они любят поработать мышкой, и им интересно находить спрятавшиеся буквы. Очень важно, чтобы каждый такое задание мог выполнить самостоятельно хотя бы раз. Замечательно, если можно отправить презентацию (2 слайда) на электронную почту или на флеш-носитель родителям.
Не следует утверждать, что гласные звуки поются, а согласные – нет. Поются-тянутся и свистящие, и шипящие, и звонкие и глухие непарные! Поются все согласные*, кроме взрывных б-п, переднеязычных д-т. При желании можно пропеть даже задненёбные г-к, особенно г в украинском произношении, поэтому главное отличие гласных от согласных не в том, что гласные звуки «поются», а в том, что нет преграды во рту при произнесении шести гласных звуков А, О, У, Э, Ы, И.
Как провести систематизацию?
Гласные-красные
: «Вспоминаем гласные буквы первого ряда. Открываем широко рот – А, округляем рот – О, сужаем рот – У, и вспоминаем две «неудобные» буквы: одна дразнится, высунула язычок – Э, и «бедняжка буква Ы - ходит с палочкой, увы».
Первоклассникам очень нравится пожалеть букву Ы: «Она же с палочкой, всё время хромает и отстаёт*».
: Итог - мы вспомнили гласные буквы первого ряда (детям удобно запоминать их как «Гласные верхнего ряда).
Записываем на доске (или выкладываем с помощью магнитных букв) гласные буквы по порядку: А О У Э Ы.
: Что мы знаем про гласные буквы первого ряда?
Ответ:
Гласные первого ряда не смягчают согласный звук в слоге, а делают его ТВЁРДЫМ: БА ВО ГУ ДЭ ЗЫ
: Что мы знаем про гласные буквы второго (нижнего) ряда?
Ответ:
Гласные второго ряда смягчают согласный звук в слоге:
БЯ ВЁ ГЮ ДЕ ЗИ
: Когда-то, давно–давно, когда гласным буквам выдавали звуки, хитрые Е, Ё, Ю, Я схватили сразу по 2 звука. Зря они пожадничали. Звуки, что им достались, Царица Грамматика уже посчитала. Вот и получилось, что у букв Е, Ё, Ю, Я нет своих звуков.
: Почему букву Я мы поместили под буквой А?
: Потому, что звук (А) спрятался в букве Я =(Й+А)
: Почему букву Ю мы поместили под буквой У?
: Потому, что звук (У) спрятался в букве Ю =(Й+У)
: Почему букву Ё мы поместили под буквой О?
: Потому, что звук (О) спрятался в букве Ё= (Й+О)
: Почему букву Е мы поместили под буквой Э?
: Потому, что звук (Э) спрятался в букве Е= (Й+Э)
: Итак, 4 хитрые ЙОТИРОВАННЫЕ буквы: Е, Ё, Ю, Я. Почему же они ЙОТИРОВАННЫЕ?
: Потому, что в этих буквах 2 звука и первый звук – Й!
: Правильно! Продиктуйте, какие гласные буквы живут в первом, верхнем ряду, а потом продиктуйте, какие гласные буквы находятся во втором, нижнем ряду.
: А О У Э Ы
Я Ё Ю Е…: И всё!
: Отлично!
Теперь помогите гласным буквам занять свои места в домике».
Лучше всего такое пособие выполнить в Smart. Но, так как у меня в кабинете обыкновенный экран, то отлично идёт и работа в Word. Нашим гиперактивным ребятам лишний раз подойти к столу учителя и поработать мышкой и в радость, и к всеобщей пользе.
Дополнительно мудрая сова может задать вопросы о том,
-почему в домике гласных всего 6 красных окошек? (Потому что гласных звуков всего 6),
-почему 4 окошка имеют зелёно-красный цвет? (Потому что Е.Ё.Ю.Я имеют по 2 звука, и первый звук – (Й),
-Что делает буква И среди хитрых йотированных гласных? (Она тоже может иметь 2 звука, после Ь и Ъ знаков).
2* - На уроках с благодарностью использую стихи А.Шибаева и иллюстрации к его книгам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на английском языке для 5 класса "Наши любимые животные"
Цель урока с использованием Интернет-ресурсов - помочь учащимся подготовить монологическое высказывание по теме "Наши любимые животные"...
Наша любимая Маша
Содержит рисунки Маши из популярного мультфильма "Маша и медведь" (рисовали дети шести лет из студии развития )...
Конкурс постановок сказок "Наши любимые сказки"
Мероприятие для учащихся 1-5 классов "Наши любимые сказки" содержит музыкальное оформление и разнообразные игровые моменты....
Презентация к сценарию "Наши любимые сказки"
Яркая, красочная презентация к сценарию "Наши любимые сказки" - прекрасный помощник при проведении мероприятия....
Презентация к сценарию "Наши любимые сказки" 2 часть
яркая презентация к сценарию...
Наша любимая фонетика. Разные согласные.
Много лет работая учителем - логопедом, я давно убедилась в том, что тема «Фонетика» является труднозапоминаемой и неинтересной для большей части учеников начальной школы. Позже пут...
Защита любимой книги "Наши любимые сказки" по произведениям К.И.Чуковского
Участвовали в городском литературном фестивале "Книга собирает друзей"...