открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_avtosokhranennyy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовки к сочинению-рассуждению
по тексту в 5класс
Ход урока
Видео ролик
Создание проблемной ситуации
Учитель: Мы живём в век новых технологий, человек проник в тайны природы, научился использовать еѐ богатства. Но деятельность человека привела к сложной экологической ситуации на планете.
- А какая экологическая обстановка в нашем районе?
Выступления учащихся об экологической ситуации в селе, районе.
Учитель: Сегодня в ходе урока мы попробуем ответить на вопрос:
Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит еѐ?
К размышлению над проблемой ответственности человека за сохранение природы нас приглашает автор текста Наталья Соколова.
Цель урока: подготовиться к домашнему сочинению - рассуждению по тексту. В этом сочинении вы поделитесь своими размышлениями о том, что может сделать каждый из нас для сохранения природы.
- Давайте вспомним, а какие типы речи есть?
- Какой тип речи вы выберете?
Проецируется на экран
А для этого вспомним композицию сочинения-рассуждения….
II. Работа с текстом Н.Соколовой «Рябинка»
- Ребята, а вы знакомы с деревом рябина? Как оно выглядит? Может кто-то из вас пробовал её ягоды?
Слайд с изображением рябины. Стихотворение «Рябинка»
Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом писательницы Н. Соколовой «Рябинка».
В нем звучит тема «Человек и природа». (портрет автора проецируется на экран)
Выразительное чтение текста учителем, оценка его чтения классом.
-Ребята, можем ли утверждать, что перед нами текст?
Дайте определение текста.
Молодцы. Вы, наверное, заметили в тексте незнакомое для вас слово на юру посмотрите на слайд…..
Учитель: Предлагаю вам поработать в группах и подготовить ответы на вопросы по этому тексту.
1 группа:
– О чем текст?
– Кому он адресован: взрослым или детям?
2 группа
– Какую задачу ставит перед собой автор?
3 группа
– В чем особенность композиции рассказа?
Учащиеся обсуждают вопросы в группе и готовят монологические ответы. Звучат ответы на вопросы.
- На сколько частей можно разбить текст?
Картинка с изображением рябинки
Учитель: Обратимся к художественным особенностям текста, которые помогают в решении авторской задачи. Вопросы для беседы:
– Зачем автор так подробно описывает рябинку?
– Найдите в тексте слова, в которых выражено авторское отношение к рябинке.
Учитель: Самостоятельно проанализируйте изобразительные средства, выполнив тестовое задание, и подготовьте связный рассказ о роли изобразительных средств в рассказе Н. Соколовой.
Тест проецируется на экран
1. Тест
1 Для создания образа трепетной рябинки автор использует выразительное средство:
1) сравнение
2) гиперболу
3) олицетворение
4) антитезу
2) С какой целью автор подробно описывает рябинку, сравнивая еѐ с ребѐнком (предложения 2–3).
1) Автор затрудняется в подборе изобразительных средств, поэтому сравнивает дерево с человеком
2) Автор сравнивает рябинку с ребѐнком, потому что она главный образ в рассказе
3) Внешне рябинка похожа на фигуру ребѐнка
4) Для автора рождение рябинки подобно чуду рождения человека.
Н. Соколова любуется рябинкой, как ребенком.
3) В каком значении употреблено слово «дрожала» (предложение 7).
А) сотрясалась
Б) боялась, трепетала
В) переливалась, светилась
Г) опасалась
О чем заставляет задуматься рассказ-притча?
Ученики коллективно выполняют тестовое задание. Звучит связный ответ о роли изобразительных средств в рассказе Н. Соколовой.
Словарная работа
Вы обратили внимание, что в некоторых словах пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы и назвать орфограммы.
Выр..сла, т…нулась, праз…нично, на ц…почки, бе…душные, кист…
Проверка документ-камерой.
Учитель продолжает фронтальную беседу по вопросам:
– Почему автор называет рассказ «Рябинка», а не «Рябина»?
– Для чего автор подчеркивает близость рябинки с человеком?
– Как строит автор вторую часть текста?
– Кто приходит к рябинке?
– Почему автор не дает героям имен?
– Случаен ли выбор этих героев: девочка, шофер, студенты, влюбленный?
– Почему, рассказывая о людях, которые приходят к рябинке, автор использует прямую речь?
– Верит ли автор в искренность этих людей, которые сожалеют, что рябинка ломаная, искореженная?
– Как оценивает автор поступки героев? Зачитайте.
– В каких словах заключена главная мысль рассказа-притчи?
Из курса литературы вспомните, кто ещё из русских поэтов и писателей писал о любви к родной природе? Показ слайда
V. Работа над проблематикой текста
Учитель:
– Как бы вы теперь ответили на главный вопрос урока: Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит еѐ?
Вывод: Человек часто губит природу неосознанно. Человек несет ответственность не только за преступления перед обществом, он в ответе перед своей совестью за свои необдуманные поступки.
VI. Подготовка к выполнению домашнего задания
Учитель: Домашним заданием будет написать небольшое сочинение по тексту и выразить свое отношение к поднятой в нём проблеме, доказать свою точку зрения.
- А сейчас попробуем составить устно сочинение – рассуждение, опираясь на речевые заготовки. Работать будем в группах.
Работа с рабочим листком
Для написания сочинения-рассуждения существуют определённые речевые клише
Для оформления вступления:
Мы познакомились с текстом писательницы о природе…
В тексте автор поднимает важную проблему…..
Для оформления основных мыслей (доказательств):
Через весь текст проходит мысль о том, что…
Автор текста убедительно доказывает, что…
Для выражения собственного мнения:
По-моему, автор совершенно прав…
Я согласна с автором в том, что…
Я считаю, что…
Я думаю, что…
Мне кажется, что…
Для оформления вывода:
Таким образом, я считаю…
В заключение хочется сказать о том, что…
VII. Рефлексия
Заполните лист самооценки урока.
Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?
Для оформления вступления:
Мы познакомились с текстом писательницы о природе.
В тексте автор поднимает важную проблему…..
Для оформления основных мыслей (доказательств):
Через весь текст проходит мысль о том, что…
Автор текста убедительно доказывает, что…
Для выражения собственного мнения:
По-моему, автор совершенно прав.
Я согласна с автором в том, что…
Я считаю, что…
Я думаю, что…
Мне кажется, что…
Для оформления вывода:
Таким образом, я считаю…
В заключение хочется сказать о том, что…
Рябинка
(1)Выр…сла рябинка при дороге.
(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3)Все т...нулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и праз…нично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды, и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальц… после долгого рукопожатья.
Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.
– Возьму - ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
И она была по-своему права.
Ехал на машине усатый дядька.
– Ух, ты… Прямо картинка… Шикарно!
Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
– Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
Что ж, он был тоже по-своему прав.
Под вечер шли туристы.
– Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…
Шел в сумерках влюбленный.
– Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бе…душные люди, не умеют беречь красоту!
На рябинке горела одна-единственная яркая кист…, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на ц…почки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется.
На другой день приехал хозяйственник.
– Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
– Убрать. Срубить. А то весь вид портит.
И он был по-своему прав.
В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
(По Н. Соколовой)
Рабочий лист к уроку
1. Тест
1) Для создания образа трепетной рябинки автор использует выразительное средство:
1) сравнение
2) гиперболу
3) олицетворение
4) антитезу
2) С какой целью автор подробно описывает рябинку, сравнивая еѐ с ребѐнком (предложения 2–3).
1) Автор затрудняется в подборе изобразительных средств, поэтому сравнивает дерево с человеком
2) Автор сравнивает рябинку с ребѐнком, потому что она главный образ в рассказе
3) Внешне рябинка похожа на фигуру ребѐнка
4) Для автора рождение рябинки подобно чуду рождения человека.
Н. Соколова любуется рябинкой, как ребенком.
3) В каком значении употреблено слово «дрожала» (предложение 7).
А) сотрясалась
Б) боялась, трепетала
В) переливалась, светилась
Г) опасалась
2. Словарная работа
Выр…сла, т…нулась, праз…нично, как пальц…, бе…душные, яркую кист…, на ц…почки,
пр…тягивали.
Лист самооценки урока
Ф.И.____________________________________________
| Активно / пассивно |
| Доволен / не доволен |
| Коротким / длинным |
| Понятен /не понятен |
| Лёгким /трудным Интересным /неинтересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...