Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Хлынцова Галина Александровна

Написание сжатого изложения,  как выяснилось, -задание не из легких.   На занятиях элективного курсы мы подробно изучили все способы сжатия текста. В практической работе теоретические знания необходимо научиться применять. Данный урок,  постороенный по модульной программе, способствует повторению полученных знаний о приемах сжатия исходного текста. Только практическая работа с ним - залог успеха при написании экзаменационной работы (ЗАДАНИЕ С 1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сжатого изложения.

Методическая разработка.

Описание работы. Данная методическая разработка поможет учащимся в написании изложения в сжатой форме. Учителя найдут необходимые приемы сжатия текста. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи урока: систематизировать знания о приемах и способах сжатия текста, формировать навыки работы с текстом.

Оборудование: памятка, текст, презентация, иллюстрации, раздаточный материал.

Эпиграф: «Культура речи – это умение правильно говорить и писать, следовать нормам речи».

1.Орагнизационный момент урока.

1.Беседа с целью актуализации знаний. Рефлексия в начале урока. Физкультурная минутка (игра с мячом).

  • Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к экзаменационной работе.
  • Из скольких частей состоит экзаменационная работа?
  • Какая форма работы должна быть сначала?
  • Какое изложение нужно написать на экзамене в новой форме?
  • Скажите, кто не испытывает затруднения при написании сжатого изложения?
  •  Кто знает, в чем особенность этой работы?
  • Перечислите любые 3 приема сжатия текста.
  • Нужно ли на эту тему говорить подробно? Почему?
  • Что хотите  узнать?
  • Что такое ключевые слова?

2.Формулирование темы. Приемы написания сжатого изложения.

3.Формулирование целей и задач урока вместе с детьми.

2.Планирование способов достижения целей (учитель советует и направляет предположения детей).

1.Внимательное прочтение текста.

2.Работа с памятками.

3.Работа с текстом.

  • Определение микротем.
  • Анализ структурных компонентов текста.
  • Анализ композиции. Составление плана.
  • Нахождение ключевых слов.
  • Выбор оборотов речи и изобразительно – выразительных средств, примененных в исходном тексте.
  • Использование ключевых слов и оборотов речи для составления предложений.
  • Последовательность изложения (смысловая цельность и речевая связность).
  • Абзацное членение текста.
  • Предупреждение логических ошибок.

4.Сообщение на лингвистическую тему, сопровождаемое показом презентации «Основные приемы сжатия текста».

На экзамене по русскому языку нам предстоит написать изложение. Это задание С1. Особенность этого вида работы заключается  в том, что мы будем слушать текст. Фонограмма прозвучит только 2 раза. Все мы будем волноваться. Хотелось бы, чтобы каждый из нас был вооружен системой знаний. Каждый станет более уверенным, потому что знание – сила. Первое, что нужно сделать .- не волноваться, а настроиться на внимательное прослушивание текста. Сразу необходимо суметь выбрать ключевые слова и записать их на черновике. Используйте прием «Рассыпанных бусинок».

При повторном прослушивании текста  дополните свои черновые записи. Не упустите обороты речи, характерные для данного текста. Все аргументы  сохраняем, а подробности исключаем.

Помните, что сжатое изложение – это не выборочное изложение.

Поэтому необходимо знать приемы сжатия текста.

  • Самыми распространенными являются такие:
  • Исключение отдельных слов.
  • Исключение одного или нескольких синонимов.
  • Однородные члены предложения заменить обобщающим словом.
  • Исключение вводных слов и вставных конструкций.
  • Исключение 1 или нескольких предложений.
  • Образование сложного предложения на основе смежных (путем слияния).
  • Из сложного предложения нужно составить простые.
  • Замена  предложений с прямой речью в сложноподчиненные.
  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты,
  • Пропуск предложений со второстепенной информацией.

5 Практическая работа. Работа в группах.

(В качестве текстов для анализа были взяты тексты из сборника «Государственная итоговая аттестация. ГИА. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе», Издательство «Просвещение», Москва, 2010год.Редакторы Л.М.  Рыбченкова, О.М. Александрова, Л.И. Львова.

План работы.

1. Чтение текста 1 – 2 раза.

2. Осмысление текста.

3 .прочитайте 1 абзац, выберете ключевые слова, словосочетания и предложения, определите в абзаце основную и избыточную информацию.

4. Исключите лишние слова, обобщите сказанное, упростите сложные предложения.

5. Составьте новые предложения на основе  ключевых слов и выражений, продумайте их структуру(обратите внимание на уместное и грамотное использование конструкций).

6. Запишите предложения, составленные вами (работа с черновиком).

7. Проверьте количество абзацев.

8. Не добавляйте  свои микротемы.

9. Проверьте текст сжатого изложения, исключите грамматические и речевые ошибки.

10. Сосчитайте количество слов в тексте вашей работы,  выполняя требования инструкции (70 - 90 слов).

11. Возьмите  орфографический словарь и убедитесь в отсутствии орфографических ошибок.

6.Составление алгоритма действий при написании сжатого изложения.

«Как работать над сжатым изложением»

  1. Прослушайте  внимательно текст.
  2. Определите тему и главную мысль текста.
  3. Отметьте изобразительно – выразительные средства.
  4. Разделите текст на абзацы.
  5. Какие части можно исключить, объединить.
  6. Составьте план сжатого текста.
  7. В каждой части отметьте главное.
  8. Подобрать обобщающие слова к рядам однородных членов предложений.
  9. Изложить каждую часть сжато.
  10. Подумайте, как связаны части между собой.
  11. Перечитайте написанное.
  12. Проверьте  и  при необходимости исправьте найденные ошибки.

7. Домашнее задание.

  • Напишите изложение (сжатое) по предложенным текстам.
  • Составьте план изложения.
  • Выпишите  ключевые слова.

8.Рефлексия в конце урока. «Дерево познаний».

1.Мне было очень легко.

2.Мне трудно.

3.Я понял тему так, что все могу объяснить другу.

4.Я узнал много нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения 11 класс

Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст, высказать свою точку зрения.Учащимся  с помощь...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)

Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...