Роль причастия в художественном тексте
классный час по русскому языку (7 класс) на тему

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_urok.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

интегрированный урок  русский язык + изо

Цели и задачи урока:

•      - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте художественного произведения.

•      Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.

•      Приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе-

Технологии:

Технология уровневой дифференциации обучения

 Проблемного  обучения,

Компьютерные технологии обучения.

Педагогическое  сотрудничество.

                          Ход урока

  1. О.м.
  2.  Слово учителя

-

-Наступила осенняя пора.   Известный русский поэт А. С. Пушкин, который в  эти дни готовился к  экзамену в Лицей, писал:

 Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

 Не только поэты . но  и художник и   запечатлели на своих полотнах красоту   осени.   Известный  русский  художник  И . Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

 В 6 классе  на уроках развития речи мы с вами много  узнали о творчестве  этого  талантливого пейзажиста. Напомним

 (   Выступление уч-ся.)

 Исаак Левитан- известный живописец (1861 - 1900).  Учился в московском училище живописи и ваяния.  В 1886 г. выставляет впервы е   картину"Весна".В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. Левитан писал подмосковные пейзажи: много  картин написано им в Сокольниках, в Останкине.  К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана: , "Над вечным покоем", "Март". «Золотая  осень». Левитан создал около 100 картин об осени, не считая этюдов.. Но  самая известна я  из них   картина  «Золотая осень».  Красота осеннего дня, как мне кажется, необычайно ярко  изображена  на  этом полотне.

- Ещё раз  посмотрим на  этот великолепный пейзаж.

     ( Слайд  № 1)  картина « Золотая осень»

-    В книге «Всё о живописи»   можно прочитать   следующие строчки о его картине

       И.Левитан - творец так называемого “пейзажа настроения”. Он  очень тонко   передавал  разнообразное состояния природы, давал  почувствовать всю заманчивость окружающего мира.

 На картине “Золотая осень” мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река , на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими л истьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника  . Земля покрыта желтеющей увядшей травой.  На противоположном берегу   заметен  ряд  еще зеленых ив, которые    радуются осеннему бодрящему воздуху .. На поверхности  реки  отражается  высокое  небо с белыми тучами Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.

     Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

      Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно  она  дарит  нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

  Слай д  2

 -   Каую роль играют причастия  в тексте ?Тема урока « Роль причастий в художественном   тексте»

Исследуем текст.

- Выпишем из предложений     словосочетания   Прич . сущ.

                   1. синеющая река  -цвет

                   2. с опавшими листьями

                   3 желтеющей увядшей травой   цвет дейсвие

                   4 бодрящему воздуху

                    5 о предстоящей зиме

                    6. неповторимую прелесть

                     7. незабываемые минуты  - отношение автора

  - Выделите суффиксы. Определите  какие причастия  действительные или страдательные .   Определите время.

-Почему использует действительные причастия настоящего времени?

-  Что обозначают причастия?  (  Цвет.   Дорисовывают действие..  отношение автора )

-  Сделайте вывод.

Причастия  являются  средством художественной изобразительности. Автор с их помощью описывае т цвет . действие, может выразить своё отношение    к изображаемому   предмету.

В художественно стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

 

    Известному русскому писателю К. Г  Паустовскому  нравились полотна Левитана.  Он писал:

«  особое обаяние   пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать   на полотне один Левитан.»

- У Левитана   изображена  разная осенью

               Слайд 3. 4

- Он запечатлел её именно такой.   Посмотрим  . какой изобразил её Паустовский  на страницах своих произведений

      Осень началась внезапно .  Я видел листву   не только золотую и пурпурную, но и алую,   фиолетовую, коричневую, черную,  серую  и почти белую.  Краски  казались   особенно мягкими  из-за  осенней мглы   неподвижно висев шей в воздухе

   А когда  шли дожди, мягкость  красок сменялась блеском.  Небо   покрытое облаками  все   же давало достаточно  света  ,чтобы  мокрые леса могли загораться вдали,  как   багряные  пожары. В  сосновых  чащах  дрожали  от холода березы   осыпа(н.нн)ые    сусальной позолотой.

  -  Понравился? Почему?

_ Как бы  озаглавили текст? ( Жёлтый  свет « Почему?)

-  Какие средства помогают  создать   образ осени?

- Есть ли среди них причастия ? Причастные обороты?

  -Что называем  причастны м   оборот? Когда на письме выделяется  запятыми?

    - Выпишите из текста  предложения  с причастными оборотами.  Объясните знаки препинания.

-     Как вы думаете, какую роль  они играют в тексте?

 - В каких  предложениях  автор рисует   картину осени образно. А в каком   видим красоту   осени?

  - Вывод :

 Причастные обороты делают  художественный текст образным, красочным, Они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

 -   Определите значение  сусальное  золото (сусаль  лицевая поверхность)

 -   Вернёмся к строчкам Пушкина « багрец и  золото», у Левитана « Золотая осень»,  у Паустовского   « сусальное золото», Почему  слово золото присутствует ? (  Подчёркивает торжественность, неповторимость, необыкновенную красоту осени)    Писатель слово м  рисует красоту  этого времени года .

  -   О какой части речи мы сегодня говорили     н а уроке ?   Какова её роль в текст?

 Слайд  5

                       Роль причастий в художественном тексте

  1. Причастия  - средство художественной изобразительности. Автор с их помощью

описывает  цвет , действие, выражает  своё отношение    к изображаемому   предмету.

  1.  Причастные обороты делают  художественный  текст образным, красочным. Они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

Творческая работа « Моя Осень»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Роль деепричастий в художественных текстах.

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....

Презентация к уроку русского языка "Роль причастия в художественном описании"

Презентация к уроку русского языку (6 класс). Тема урока "Роль причастия в художественном описании". Презентации подготовлена к уроку по программе С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учит...

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова.

Данная работа предназначена для учащихся 5 классов и может использоваться на уроках русского языка и литературы (интеграция)...

Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект

В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, нахо...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....

Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"

Интегрированный урок русского языка в 7 классе...