Роль причастия в художественном тексте
классный час по русскому языку (7 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_urok.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
интегрированный урок русский язык + изо
Цели и задачи урока:
• - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте художественного произведения.
• Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.
• Приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе-
Технологии:
Технология уровневой дифференциации обучения
Проблемного обучения,
Компьютерные технологии обучения.
Педагогическое сотрудничество.
Ход урока
- О.м.
- Слово учителя
-
-Наступила осенняя пора. Известный русский поэт А. С. Пушкин, который в эти дни готовился к экзамену в Лицей, писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Не только поэты . но и художник и запечатлели на своих полотнах красоту осени. Известный русский художник И . Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
В 6 классе на уроках развития речи мы с вами много узнали о творчестве этого талантливого пейзажиста. Напомним
( Выступление уч-ся.)
Исаак Левитан- известный живописец (1861 - 1900). Учился в московском училище живописи и ваяния. В 1886 г. выставляет впервы е картину"Весна".В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. Левитан писал подмосковные пейзажи: много картин написано им в Сокольниках, в Останкине. К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана: , "Над вечным покоем", "Март". «Золотая осень». Левитан создал около 100 картин об осени, не считая этюдов.. Но самая известна я из них картина «Золотая осень». Красота осеннего дня, как мне кажется, необычайно ярко изображена на этом полотне.
- Ещё раз посмотрим на этот великолепный пейзаж.
( Слайд № 1) картина « Золотая осень»
- В книге «Всё о живописи» можно прочитать следующие строчки о его картине
И.Левитан - творец так называемого “пейзажа настроения”. Он очень тонко передавал разнообразное состояния природы, давал почувствовать всю заманчивость окружающего мира.
На картине “Золотая осень” мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река , на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими л истьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника . Земля покрыта желтеющей увядшей травой. На противоположном берегу заметен ряд еще зеленых ив, которые радуются осеннему бодрящему воздуху .. На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.
Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно она дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
Слай д 2
- Каую роль играют причастия в тексте ?Тема урока « Роль причастий в художественном тексте»
Исследуем текст.
- Выпишем из предложений словосочетания Прич . сущ.
1. синеющая река -цвет
2. с опавшими листьями
3 желтеющей увядшей травой цвет дейсвие
4 бодрящему воздуху
5 о предстоящей зиме
6. неповторимую прелесть
7. незабываемые минуты - отношение автора
- Выделите суффиксы. Определите какие причастия действительные или страдательные . Определите время.
-Почему использует действительные причастия настоящего времени?
- Что обозначают причастия? ( Цвет. Дорисовывают действие.. отношение автора )
- Сделайте вывод.
Причастия являются средством художественной изобразительности. Автор с их помощью описывае т цвет . действие, может выразить своё отношение к изображаемому предмету.
В художественно стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.
Известному русскому писателю К. Г Паустовскому нравились полотна Левитана. Он писал:
« особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.»
- У Левитана изображена разная осенью
Слайд 3. 4
- Он запечатлел её именно такой. Посмотрим . какой изобразил её Паустовский на страницах своих произведений
Осень началась внезапно . Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висев шей в воздухе
А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо покрытое облаками все же давало достаточно света ,чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпа(н.нн)ые сусальной позолотой.
- Понравился? Почему?
_ Как бы озаглавили текст? ( Жёлтый свет « Почему?)
- Какие средства помогают создать образ осени?
- Есть ли среди них причастия ? Причастные обороты?
-Что называем причастны м оборот? Когда на письме выделяется запятыми?
- Выпишите из текста предложения с причастными оборотами. Объясните знаки препинания.
- Как вы думаете, какую роль они играют в тексте?
- В каких предложениях автор рисует картину осени образно. А в каком видим красоту осени?
- Вывод :
Причастные обороты делают художественный текст образным, красочным, Они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.
- Определите значение сусальное золото (сусаль лицевая поверхность)
- Вернёмся к строчкам Пушкина « багрец и золото», у Левитана « Золотая осень», у Паустовского « сусальное золото», Почему слово золото присутствует ? ( Подчёркивает торжественность, неповторимость, необыкновенную красоту осени) Писатель слово м рисует красоту этого времени года .
- О какой части речи мы сегодня говорили н а уроке ? Какова её роль в текст?
Слайд 5
Роль причастий в художественном тексте
- Причастия - средство художественной изобразительности. Автор с их помощью
описывает цвет , действие, выражает своё отношение к изображаемому предмету.
- Причастные обороты делают художественный текст образным, красочным. Они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.
Творческая работа « Моя Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
Роль деепричастий в художественных текстах.
Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....
Презентация к уроку русского языка "Роль причастия в художественном описании"
Презентация к уроку русского языку (6 класс). Тема урока "Роль причастия в художественном описании". Презентации подготовлена к уроку по программе С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учит...
Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова.
Данная работа предназначена для учащихся 5 классов и может использоваться на уроках русского языка и литературы (интеграция)...
Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект
В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, нахо...
Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"
Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....
Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"
Интегрированный урок русского языка в 7 классе...