Разработка урока по теме: "Правописание предлогов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок был дан во время аттестации. Особенностями является интеграция двух предметов - русского языка и литературы. Примеры взяты из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" или касаются данного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pravopisanie_predlogov.docx | 28.89 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_-_kopiya.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
День 2. Урок 3. Правописание предлогов
Цель: формировать умение правильно писать производные предлоги
Задачи:
- познакомить учащихся правописание предлогов В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НЕСМОТРЯ НА;
- развивать навыки группового взаимодействия;
- формировать и развивать умение анализировать информацию, изменять способ подачи материала: переводить таблицы-алгоритмы в связный текст.
Оборудование:
Презентация «Правописание предлогов», рабочие листы для работы в группах, организация рабочих столов для 5 групп.
Ход урока
- Организационный момент. (1)
– Присаживайтесь, ребята. Мы продолжаем изучать тему погружения. Какие части речи я только что употребила при обращении к вам?
(гл, сущ, мест.)
- Какие это части речи?
(самостоятельные)
- Всегда ли, составляя предложения, можно обойтись только самостоятельными частями речи?
(нет, часто для связи слов в предложении мы используем и служебные части речи: предлоги, союзы, частицы)
- Актуализация изученного. (1)
- Что такое предлог? Для чего он служит? Что мы уже знаем о предлоге?
(слайд 2)
2. Мотивация. (слайд 3)(3)
- Посмотрим на предложения и найдем ответ: Укажите предложение, где выделенные слова пишутся раздельно.
1. (В)(ТЕЧЕНИЕ) двух последних недель стоят морозы
2. Минут десять я трачу, (ЧТО)(БЫ) добраться до лицея.
3. (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия проходили дистанционно.
– Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами, проверяются в данном задании? (дополнительный вопрос, если не ответят: Что мы обычно изучаем о той или иной части речи во второй день?)
(правила написания)
- При правописании предлогов возникает ряд сомнений. Эти вопросы обсудим сегодня на уроке.
- Сформулируем тему и цель урока (слайд 4)
- Итак, сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь
(«Правописание предлогов»)
- А кто уже дома внимательно читал параграф 146 и уже знает, как пишутся некоторые производные предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, ввиду, несмотря на.
- Для тебя будет другое задание – пользуясь интернетом, поищи интересную информацию о предлогах, об истории их возникновения или интересные задания по нашей теме.
- Так, а мы в группах давайте определим цель работы.
- научиться правильно писать производные предлоги.
- Как достичь эту цель? Обсудим ход работы на уроке. У вас уже было погружение химии? Ставили опыты? Оказывается опыты можно ставить и при изучении словесности. И мы даже ставили их раньше. Итак, мы пойдем опытным, то есть эмпирическим путем: (слайд 5)
4. Работа в группе 1. (7)
- Для этого будем работать в группах, а потом перемешаемся.
- Итак, на столах лежат рабочие листы. Развернем их 1 раз. Выполните задание. Не зная правил.
- Готово? Теперь разверните лист. Сравните с тем, что на карточке. У вас так? Есть ошибки? Исправьте их.
- А сейчас самое главное. Разверните лист еще раз. Проанализируйте примеры и заполните опорную таблицу.
- Получилось? Приклейте в тетрадь. 6-классники проверьте, точно ваши 5-классники поняли и готовы ли они рассказать свою тему другой группе?
- Физкультминутка. (1)
- Немного отдохнем с пандой.
- Работа в группе 2. (10)
- Перемешаем группы так, чтобы в каждой группе оказались эксперты по каждому из 5 правил.
- Всё, рассказываем, помогаем заполнить схему, приводим примеры. А группа оценивает отвечающего. В итоге у каждого в тетради должны быть. А в голове опорная схема. На задание 10 минут
- Оценка отвечающих. (1)
- Не забывайте оценить ответ каждого по нашим обычным критериям
8. Закрепление материала через тренировочное упражнение. Слайды 9-13
9. Проверка понимания темы урока. (5)
- Вставьте подходящие по смыслу предлоги, проверьте правильность их написания: слайд 14
... теплой погоды сирень быстро расцвела. …лета дети работали в парке. …дождь, туристы продолжали идти. …вечера читали стихи Пушкина. …своей занятости, я редко бывал у брата.
10. Выявление трудностей в теме урока. (1)
- Сопоставьте все вопросы, которые обсуждались на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, самый сложный предлог. Проголосуйте за него своим жетоном. Слайд 15
11. Итоги урока. (4)
- Что нового о предлоге мы узнали сегодня? Слайд 16
- Какую цель мы ставили?
- Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?
- Составим синквейн? А потом сравним. Слайд 17
Предлоги
Производные, трудные
Думать, проверять, запоминать
Предлоги важно отличать от существительных.
Помощники
12. Рефлексия. (1) Слайд 18
Продолжи фразу: Сегодня на уроке я
- Вспомнил…
- Узнал новое…
- Научился…
- Самым трудным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
13. Домашнее задание. (на перемену)
- На перемене подумайте, как пишутся предлоги: вместо, наподобие, насчет, навстречу (слайд 19)
- Спасибо за работу!
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (для проверки)
Задание для группы № 1.
Предлог В ТЕЧЕНИЕ
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог В ТЕЧЕНИЕ надо отличать от существительного В ТЕЧЕНИИ. Как вы это будете делать?
(В) течени… трех дней я читал повесть «Капитанская дочка».
(В) течени… Ангары несколько сложных поворотов.
Очнувшись, я (в) течени… некоторого времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость.
Карта для самопроверки
В течениЕ (предлог) трех дней я читал повесть «Капитанская дочка».
В течениИ (имя сущ.) Ангары несколько сложных поворотов.
Очнувшись, я в течениЕ некоторого времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость.
Опорная таблица с пропусками
Предлог | Существительное |
|
|
|
|
|
|
Задание для группы № 2.
Предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ надо отличать от существительного В ПРОДОЛЖЕНИИ. Как вы это будете делать?
(В) продолжени… 13-ти недель в году мы погружаемся в словесность.
(В) продолжени… повести я бы рассказал о жизни Маши и Петра.
(В) продолжени… каникул мы каждый день ходили на каток .
Карта для самопроверки
В продолжениЕ 13-ти недель в году мы погружаемся в словесность.
В продолжениИ повести я бы рассказал о жизни Маши и Петра.
В продолжениЕ каникул мы каждый день ходили на каток .
Опорная таблица
Предлог | Существительное |
1. Нельзя поставить вопрос | 1.Можно поставить вопрос |
| 2.Нет синонима, значение прямое |
3.Значение предлога – временное (когда?) |
|
Задание для группы № 3.
Предлог ВСЛЕДСТВИЕ
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог ВСЛЕДСТВИЕ надо отличать от существительного В СЛЕДСТВИИ. Как вы это будете делать?
(В) следстви… сильной непогоды мы сбились с пути.
(В) следстви… по делу Пугачева была поставлена точка.
(В) следстви… моей болезни Марья Гавриловна от меня не отходила.
Карта для самопроверки
ВследствиЕ сильной непогоды мы сбились с пути.
В следствиИ по делу Пугачева была поставлена точка.
ВследствиЕ моей болезни Марья Гавриловна от меня не отходила.
Опорная таблица
Предлог | Существительное |
1. Нельзя поставить вопрос | 1.Можно поставить вопрос |
| 2.Нет синонима, значение прямое |
3.Значение предлога – причинное (почему?) |
|
Задание для группы № 4.
Предлог ВВИДУ
Раскройте скобки. Помните, что предлог ВВИДУ надо отличать от словосочетания ИМЕТЬ В ВИДУ. Как вы это будете делать?
(В) виду того, что в наше время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило.
Марья Гавриловна сразу поняла, что я имел (в) виду.
В эту ночь я не спал и не раздевался, (в) виду намерения отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз.
Карта для самопроверки
Ввиду того, что в наше время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило.
Марья Гавриловна сразу поняла, что я имел в виду.
В эту ночь я не спал и не раздевался, ввиду намерения отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз.
Опорная таблица (с пропусками)
Предлог | Словосочетание |
1. Нельзя поставить вопрос | 1.Нельзя поставить вопрос |
| 2. Синонимом частично может служить фразеологизм зарубить себе на носу. |
3.Значение предлога – причинное (почему?) |
|
Задание для группы № 5.
Предлог НЕСМОТРЯ НА
Раскройте скобки. Помните, что предлог НЕСМОТРЯ НА надо отличать от деепричастия с частицей НЕ СМОТРЯ НА. Как вы это будете делать?
(Не)смотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.
Я ехал молча, (не) смотря на Савельича.
Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, (не)смотря на увещания Савельича.
Карта для самопроверки
(Не)смотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.
Я ехал молча, (не) смотря на Савельича.
Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, (не)смотря на увещания Савельича.
Опорная таблица
Предлог | Словосочетание |
1. Нельзя поставить вопрос | 1.Можно поставить вопрос |
| 2. Синонимом частично может служить деепричастие НЕ ГЛЯДЯ |
3.Значение предлога – обстоятельство уступки (вопреки чему?) |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"
Методическая разработка урока по теме: «Правописание приставок на -з, -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).
Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».Обобщение по данной теме ...
Разработка урока по теме "Правописание имен числительных"
Данный урок может быть использован для проведения урока русского языка по теме "Правописание имен числительных" в 6 классе....
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правописание производных предлогов» (УМК «Русский язык» /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова) 7 класс
На данном этапе мы закрепляем полученные сведения о правописании производных предлогов, совершенствуем умение употреблять производные предлоги в своих и "чужих" текстах...
Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"
Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные фор...
Разработка урока по теме "Правописание НЕ с причастиями"
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями" Тип урока : урок открытия новых знанийКласс : 7Цели урока:Образовательные:-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причаст...
Презентация к уроку по теме "Правописание производных предлогов".
Презентация содержит теоретический и практический материал....