Разработка урока по теме "Правописание НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Закирова гулюся Кавсаровна

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Тип урока : урок открытия новых знаний

Класс : 7

Цели урока:
Образовательные:

-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;

Развивающие:

-Развитие памяти, воображения, монологической речи;

-Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

-Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательная:

-Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_zakirovoy_gk.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Тип урока : урок открытия новых знаний

Класс : 7

Цели урока:
Образовательные:

-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;

Развивающие:

-Развитие памяти, воображения, монологической речи;

-Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

-Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательная:

-Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом ; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
  • - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
  • - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

  • -знать, что такое причастие,
  • - уметь распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Основные понятия:

Причастие, слитное и раздельное написание причастий, алгоритм работы.

Межпредметные связи:

Литература

Ресурсы:

  • основные: Учебник.Авторы :ТА Ладыженская , М Т Баранов
  • «Дидактический материал (упражнения)».
  • дополнительные: Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы, таблицы.

Организация пространства:

  • Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

ХОД УРОКА


1. Оргмомент

– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь.

Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку  я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.(Слайд 3)

II.Проверка домашнего задания. 

1)Учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.(работают  по очереди)

2) Один ученик выполняет морфологический разбор причастий.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1) Мотивация

- Какую  часть речи мы с вами изучаем? (Причастие)

- Как  образуются причастия? (от основы глагола и  окончания прилагательного)

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор причастия)

- Какие морфологические признаки можно определить у причастия? (вид, время(наст. и  прошед.) , число, падеж, и род (только в ед.ч)

- Вы хотите расширить свои знания о причастии ? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

2) Актуализация знаний

 В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.

Учащимся предлагаются карточки:

(Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько  (не)интересная книга.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II  гр. –
не с сущ. и прил. – раздельно
III гр.
не с          ?       –         ?

(Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.)

Ученики выполняют задание.

-  Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.(Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек)
-Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки.(звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько  не интересная книга)
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  А)формулировка темы, целей урока

- Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.)

В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица( проектируется на слайде 4)

Не с прилагательными , существительными

Слитно

Раздельно

1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный)

1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь)

2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь)

2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не)

3. Зависимое – отрицательное местоимение (никому не интересный)

-Тему урока  записываем в тетрадь. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

(Цель урока: 1)познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; 2)учиться правильно писать не с причастиями)

Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?(Для грамотного письма)

б). Изучение нового материала

- Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.)

Не с причастиями

слитно

раздельно

негодующий возглас
незаконченное строительство

не_законченное, а приостановленное строительство
не_законченное вовремя строительство
строительство не_закончено

- А где еще можно почерпнуть знания?(В учебнике)После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти.

- Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.)

- Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)

- В итоге в основную таблицу какие  новые  пункты  мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)

Не с прилагательными , существительными, причастиями

Слитно

Раздельно

1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный)

1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь)

2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь)

2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не, нисколько не )

4.Полные причастия, при которых  зависимые слова.

5. С краткими причастиями

(Слайд)

-  Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ((не) скошенные луга, (не) законченная постройка) . Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.

(Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово)

V .Первичная проверка понимания изученного

 Работа в группах.

-Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.

Задание для учащихся:

1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.

2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)

3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.

Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.

Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.

Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

- После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.(Слайд)

Алгоритм

                 Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно

    Недоумевающий взгляд                           Употребляется – смотрю:

                                                                                 

                                                                                  Полное или краткое

                           Если краткое – пишу раздельно                   Если полное-  смотрю:

                         Письмо не отправлено. 

                       

                                                             Раздельно :                                             Слитно:                                                                              

          1. Есть ли противопоставление с союзом А                            Нет А и зависимых слов              

           .противопоставления с союзом                                       непрекращающийся дождь

     В вазе стояли  не увядшие, а  свежие цветы.       

                                                                                                           

        2. Есть ли зависимые слова

    На столе лежало не отправленное мною письмо.

VI.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

- Теперь, имея алгоритм, мы можем приступить  к следующему заданию и лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками.

Работа у доски.

  1. Задание

Выписываем сначала

1)Краткие причастия,

2)С противопоставлением,

3)С зависимыми словами,

4)Все остальные.

(Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.

Выполнение работы по алгоритму.

Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями, тем самым проговаривают правило.

1)Краткие причастия( Работа не закончена, решение  не продумано)

2)С противопоставлением ( Не обжитый строителями, а заброшенный край)

3)С зависимыми словами,(Гласные, не проверяемые ударением,  еще  не прочитанная мною книга,  никем не нарушаемая тишина;)

4)Все остальные. (Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.)

- У кого это задание вызвало трудности?.(Ни у кого , с заданием все справились)

VII. Применение знаний и способов действий.

2 задание

Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.
Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.
Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна.

-  Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению.

(Ответы учащихся. Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.)

Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его  и повторяют и еще повторяют правило о написании не с причастиями.

- Как вы справились с этим заданием? Уверены ли вы в своих знаниях? Не забывайте отмечать плюсами и минусами уровень выполненного задания.

VIII.Обобщение и систематизация.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?(Правописание НЕ с причастиями)

-Что мы должны знать для того, чтобы не ошибиться в орфограмме ( знать алгоритм работы «Не с прилагательными», владеть им в совершенстве)

IX.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

-Как проверить уровень освоенности знаний? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму).

-  Тест.(проецируется на слайде )

1. Пишется раздельно:

а) (не)годующий;        б) (не)написанная еще книга;       в) (не)полученная посылка

2. Пишется слитно:

а) дом (не)отремонтирован;   б) (не)отремонтированный еще дом;    в) (не)отремонтированный дом

3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ.

(1 )(Не)кошеная трава;

никем (2)(не)кошенная трава;

(3)еще(не)скошенная трава;

трава (4)(не)скошена;

(5)(не)доумевающий взгляд;

никем (6)(нерассказанная история;

(7)(не)законченная рукопись;

(8)(не)завершенное в срок строительство; хата

(9)(не)выбелена;

окно (10)(не)вымыто.

4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе

б) (не)законченный   эксперимент,    (не)законченный   в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен

в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели

5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) рукопись (не)сдана,  рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен

б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман

в) обстоятельства    (не)выяснены,    (не)выясненные    обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства

6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:

 Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.

а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно

б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно

в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово

7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  

С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.

а) (Не)топленная _—  пишется  раздельно,   т.к.   НЕ  с причастиями пишется раздельно

б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово

в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово

- Работа в группах. Осуществляется самоконтроль,

-Не забывайте проставлять себе знаки «+» и «-»

- Ответы (проецируются на слайде)

1.б;  2)в ;  3)1,5,7 ;  4)в ;  5)а ; 6)б ; 7)в.

X.Коррекция знаний и способов действий.

- Давайте продолжим работу над закреплением правила, и вы выберете  задание на тот пункт правила «Не с причастиями», в котором ,по вашему мнению , вы еще сомневаетесь.

 (У учащихся распечатанные карточки, работают в них).

Задание - составить словосочетания.

1 уровень. Есть подсказка.

2 уровень. НЕ – приставка.

3 уровень. НЕ – частица.

1 уровень.

(Не) разбирающийся; (не )ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший.

От цветов; на  цветы; в цветах; с цветами; за цветами.

2 уровень.  

Распустившийся

Сорванный

Выращенный

Политый

Купленный

Подаренный

3 уровень.  

Распустившийся

Сорванный

Выращенный

Политый

Куплен

Подарена

- Проверка.

Ответы 1уровень(Не  разбирающийся  в цветах;  не ухаживающий за цветами.; не  смотрящий на  цветы; не отказавшийся от цветов; не  пришедший с цветами .

2 уровень.(  нераспустившийся цветок ,несорванный ,невыращенный ,неполитый , некупленный , неподаренный)

3 уровень. (не распустившийся вовремя, не сорванный мной, не выращенный заботливыми руками, не политый вечером, не куплен, не подарена)

XI. Домашнее задание

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

П.24

-Кто научился применять  правило «Не с причастиями», но  еще остался вопрос по теме, тот выполняет упр.133

-  Кто научился применять  правило «Не с причастиями», но не уверен, что сделает самостоятельно и без ошибок, тем нужно посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» и  составить словосочетания  на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма.  

-  Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты ,которые нужно добавить.

XII. Подведение итогов урока

-  С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с написанием не с причастиями.

- Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.(учащиеся  рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.)

-Оцениваться работа будет по вашим плюсикам и вопросительным знакам.

XIII. Рефлексия.

Хотелось бы узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о работе.

Контрольные вопросы рефлексии (образец)

Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …

Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало)

Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как)

- Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои.

 

- Спасибо за урок .Вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Причастие"

Разработка открытого урока ОРКСЭ по теме "Причастие" с применением ФГОС (4 класс)...

План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.

Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Причастие"

Данный урок в полной мере соответствует технологии проблемно-диалогового обучения, является первым в изучении блока тем "Причастие"....