Комплексный анализ текста
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста.
В давние вр..мена жил на свет., художник. Всю жизнь он р..совал голубых ангелов св.лых в дорожных длинных плащах и з..лотых апостолов. Писал он также иконы Девы Марии и Иисуса Христа. Он был человеком с детскими голубыми глазами и добрым сер..цем. и, может быть, поэтому все, к чему прикасалась его кисть - начинало св..тит..ся радос.ным добрым светом. И когда какой-нибудь пос.титель вх..дил к нему в мастерскую, а скво..ь разноцветный витраж., окна падал луч.. со..нца - все к..ртины и иконы, словно сговорившись, начинали св..тит..ся. К..залось, они живут, двигают..ся и переговаривают..ся. а может быть, они и правда, жили какой-то своей особенной жизнью - что с.йчас об этом можно сказать?
(А. Суздальцев.)
- Озаглавьте текст.
- Тема текста
- Основная мысль текста
- Стиль текста.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Выпишите из текста пять слов с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
- Подчеркните в тексте определения волнистой чертой.
- Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Пис..мо одежда ус..ной речи. Оно передает «изображает» ус..ную реч.. . Звук произносят и слышат букву пишут и читают. Прочесть букву - значит пр..изнести звук, который буква обозн..чает. (звук произносит..ся, а буква -читает..ся.)
Букву и звук путать (не) льзя. А часто путают; притом всегда стр..дает звук: его называют буквой, сказывает..ся преклонение перед племенной реч..ю. Г..ворят «Слушая Яхонтова, я насл..ждаюсь каждым словом каждой буквой». Как будто, выступая на сцен.., он писал а (не) произносил ст..хи!
Буква это ф..гурная линия, р..сунок (недаром многие художники прославились как мастера р..сованноно шрифта). Р..сунок произнести (не) льзя.
Путаница между звуком и буквой не безобидна..
Неразл.ление звуков и букв мешает понять строение языка.
(По М. В. Панову.)
- Озаглавьте текст.
- Тема текста
- Основная мысль текста
- Стиль текста
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Выпишите из текста по три слова, в которых: все согласные звуки -твердые; все согласные - мягкие.
- Выпишите из текста однокоренные слова к приведенным ниже словам и разберите их по составу:
пис..мо-
рис..нок-
читают -
- Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания.
- Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Месяцы нужны весне, чтобы пройти поперек российской земли от южного до северно., её края. Ещё необ..ятнее эта земля вдоль, с в..схода на з..кат.
В з..катный час человек вышел к морю. Сосны на ж..лтых склонах бр..сают длинные тени. (3, С)десь, у песчаной к..сы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний запад рос.ийской земли. Человек у песчаных дюн последний простит..ся с солнцем сегодняшнего дня. День тускне..т паруса на рыбацких лодках поч..рнели. и вот уже маяк принимает ночную вахту и указывает дорогу к Калининграду.
А в эти же минуты гасн..т луч., маяка у мыса Дежнева на Чукотском полуострове. Там, у восточно.. края рос..ийской земли, скалистые берега полуострова встр..чают уже утро.
Свыше дести тысяч кил..ометров отделяют маяк на песчаной косе от маяка на ск..листом полуотрове, и на всем этом огромном пространстве - Россия
- Озаглавьте текст.
- Тема текста.
- Основная мысль текста
- Стиль текста.
- Тип текста.
- Составить план текста.
- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Найдите в тексте и вставьте всего один недостающий знак препинания. Графически объясните его постановку.
- Произведите фонетический разбор слова маяк.
- Определите лексическое значение слов. Дюна , Мыс-
11. Докажите, что слова коса и маяк - многозначные. Составьте с ними такие
словосочетания, чтобы данные слова имели различные лексические
значения.
12. Разберите по составу следующие слова:
закатный, бросают, земли
13. Произведите морфологический разбор глагола.
(День) тускне..т
14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Прощальными Ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце ещё щедро отдает свое тепло.
В август., в природ.., улавливаеш.. приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо Ра(с;з)чистилось вот облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..шальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает, особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину.)
- Озаглавьте текст.
- Тема текста.
- Основная мысль текста.
- Стиль текста.
- Тип текста.
- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Произведите фонетический разбор слова ещё.
- Найдите и выпишите из текста эпитеты.
- Разберите по составу следующие слова:
прохлада, душистые, припекает
- Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.-
- Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
- Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...