Урок русского языка в 6 классе:«Классификация и происхождение славянских языков»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рыбкина Татьяна Ильинична

 

Урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Классификация и происхождение славянских языков»

Цели урока: показать родство славянских языков, обусловленное их общим происхождением из одного языка-источника;

 - развивать способности к сравнению, анализу и квалификации информации;

 - воспитывать интерес к русскому языку, иностранным языкам, лингвистике.

Оборудование: проектор – карта-схема «Генеалогическое древо индоевропейских языков», географическая карта мира, схема родословного древа славянских языков, распечатанные тексты о славянских языках.

Ход урока.

Слово учителя.

- интерес к истории;

            - откуда мы произошли? Откуда взялся наш язык – попытаемся ответить.

2. Актуализация опорных знаний.

 - Можно ли ответить на вопрос, сколько языков в мире, абсолютно точно? (Мнения учёных: 2,5 тысяч, 3 тысячи, 4-5 тысяч. Нельзя провести чёткую границу между языком и диалектом).

 - Почему индоевропейская семья языков, с которой мы уже знакомы, так называется? (В ней все языки Европы, часть Азии до Индии).

 - Путешествие по языковой карте мира.

3. Словарный диктант.

   Французский, датский, словацкий, исландский, восточнославянский, немецкий, персидский, литовский, древнегреческий, таджикский, польский, болгарский, цыганский, русский, белорусский.

   Определите место русского языка в генеалогической карте мира. (Текст на экране) Вставить прилагательные: Русский язык относится к (восточнославянской) ветви (подгруппе) (славянской) группы (индоевропейской) языковой семьи.

   Что общего между языками диктанта? (Все входят в индоевропейскую языковую семью).

   Одинаковая ли степень близости?

  Близкие родственники – русский и белорусский, словацкий и польский, болгарский и сербохорвацкий, датский и исландский (принадлежат к одной языковой подгруппе);

Родственники: русский и польский, датский и немецкий, персидский и таджикский (принадлежат к одной языковой группе);

Дальние родственники: русский и французский, или любая другая пара – входят в индоевропейскую семью.

5. Зачем нужно знать классификацию индоевропейских языков?

Эрудиция, изучение иностранного языка, изучение истории, литературы и географии.

6. Работа с рисунком-схемой «Родословное древо славянских языков».

Сообщения уч-ся.

   Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки выросли из праславянского языка. Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. Эти основные ветви-группы в свою очередь разветвляются на более мелкие ветки и веточки. Каждую из них условно можно считать языком.

  Западнославянская группа – 5 языков: чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий. К западнославянским принадлежат и мёртвый язык – полабский, который до 18 века был распространён по берегам Эльбы (по-славянски – Лабы).

   От южнославянской ветви отходят болгарский, македонский, сербохорватский и словенский языки. Сюда же входит мёртвый старославянский, возникший в 19 веке на основе одного из диалектов болгарского языка. Этот язык являлся в то время общим литературным языком всех славян. На нём была создана славянская письменность. Создатели – Кирилл и Мефодий.

   На восточнославянской ветви языкового древа «растут» растут русский, белорусский и украинский языки.

   Естественно, что такое дерево выросло не сразу: Ствол и основные ветви старше более мелких веток. Сначала появился праславянский язык (на схеме – это корни праславянского дерева). В результате распада праславянского языка (6-7 вв.) возник древнерусский язык, который позднее, в 11-15 вв. разделился на русский, украинский и белорусский языки.

   Сейчас все славянские языки составляют одну языковую группу. Люди, говорящие на славянских языках, живут на огромной территории от от центра Европы до Японских островов. И не только там: славянская речь звучит по земному шару.

7. Запишите по памяти в виде связного высказывания, какие славянские языки входят в каждую из подгрупп (В современном славянском мире существует 12 национальных славянских языков: 5 - …, 4 - …, 3 - …).

8. Закрепление.

 - Почему славянские языки называются родственными?

 - Почему родословное древо делится на три большие ветви?

 - Заметили ли вы, что ветвь русского языка имеет в свою очередь две основные ветки, а на каждой тонкой веточке есть ещё и листочки? Что это такое?

Вывод: образ языкового древа показывает как истоки, так ипроцесс развития славянских языков в течение многих веков.

9. Рассказ об удивительном человеке, придумавшем генеалогическое древо – только не славянских, а индоевропейских языков, - об Августе Шлейхере.

10. Проблемно-поисковое задание – работа с текстом.

            Текст для исследования.

     Несомненно подобие и сходство славянских языков. Несмотря на то что славянские языки разные, в них имеется немало слов, близких или тождественных по значению и звучанию. Даже некоторые предложения звучат на славянских языках настолько похоже, что понятны без перевода почти каждому славянину.

Примеры.

Текст. (Распечатан для каждого).

Ищите скрытые вопросы.

   В наше время многие коллекционируют марки, значки, наклейки. (?)

   А в 70-х годах 19 века было обычным даже среди гимназистов коллекционирование слова. (?)

   Во всяком случае в гимназии, где учился А. Шахматов, никто не только не удивлялся предмету его одержимости, но, напротив, многие вступают с ним в обмен словами и даже выдвигают свои довольно жёсткие условия. (?) Увлечение это разделяют с гимназистами и их родители. В начале марта 1877 года мальчик располагает уже 700 санскритскими словами, а вскоре приобретает ещё 340. У отца ученика 4 класса за 50 санскритских и 3 готских слова он выменивает 60 исландских, за 40 персидских и 8 арабских – 50 финских и литовских, в обмен на 257 древнегерманских слов приобретает 60 редких готских, а отдав 641 санскритское слово, получает еврейскую азбуку и готские спряжения и склонения (естественно, отдаются лишь копии слов). (?)

       По Макарову.

Д/з.

  1. Переписать. Обозначить орфограмму – суффиксы –к-, -ск-.
  2. Указать, к какой языковой семье, группе, подгруппе относится каждый из названных в тексте языков.
  3. Рассказ об А. Шахматове. В. И. Макаров «А. А. Шахматов», М., 1981.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"

Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить  классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...

Презентация для урока географии в 10 классе "Классификация стран мира"

Данная презентация включает следующие разделы:1. Классификация стран2. Типология стран мира по государственному строю3. Доля ЭРС и  РС в мировой экономике....

Урок геометрии в 7 классе "Классификация треугольников"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование с применением маршрутного листа. На уроке используется презентация. Цель урока: познакомить учащихся с классификацией треугольник...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Классификация одежды. Снятие мерок»

Методическая разработка выполнена в соответсвии со всеми требованиями ФГОС. С помощью данной технологической карты вы можете провести урок приобретения новых знаний, познакомить учащхся с классификаци...