Урок русского языка в 6 классе:«Классификация и происхождение славянских языков»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Классификация и происхождение славянских языков»
Цели урока: показать родство славянских языков, обусловленное их общим происхождением из одного языка-источника;
- развивать способности к сравнению, анализу и квалификации информации;
- воспитывать интерес к русскому языку, иностранным языкам, лингвистике.
Оборудование: проектор – карта-схема «Генеалогическое древо индоевропейских языков», географическая карта мира, схема родословного древа славянских языков, распечатанные тексты о славянских языках.
Ход урока.
Слово учителя.
- интерес к истории;
- откуда мы произошли? Откуда взялся наш язык – попытаемся ответить.
2. Актуализация опорных знаний.
- Можно ли ответить на вопрос, сколько языков в мире, абсолютно точно? (Мнения учёных: 2,5 тысяч, 3 тысячи, 4-5 тысяч. Нельзя провести чёткую границу между языком и диалектом).
- Почему индоевропейская семья языков, с которой мы уже знакомы, так называется? (В ней все языки Европы, часть Азии до Индии).
- Путешествие по языковой карте мира.
3. Словарный диктант.
Французский, датский, словацкий, исландский, восточнославянский, немецкий, персидский, литовский, древнегреческий, таджикский, польский, болгарский, цыганский, русский, белорусский.
Определите место русского языка в генеалогической карте мира. (Текст на экране) Вставить прилагательные: Русский язык относится к (восточнославянской) ветви (подгруппе) (славянской) группы (индоевропейской) языковой семьи.
Что общего между языками диктанта? (Все входят в индоевропейскую языковую семью).
Одинаковая ли степень близости?
Близкие родственники – русский и белорусский, словацкий и польский, болгарский и сербохорвацкий, датский и исландский (принадлежат к одной языковой подгруппе);
Родственники: русский и польский, датский и немецкий, персидский и таджикский (принадлежат к одной языковой группе);
Дальние родственники: русский и французский, или любая другая пара – входят в индоевропейскую семью.
5. Зачем нужно знать классификацию индоевропейских языков?
Эрудиция, изучение иностранного языка, изучение истории, литературы и географии.
6. Работа с рисунком-схемой «Родословное древо славянских языков».
Сообщения уч-ся.
Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки выросли из праславянского языка. Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. Эти основные ветви-группы в свою очередь разветвляются на более мелкие ветки и веточки. Каждую из них условно можно считать языком.
Западнославянская группа – 5 языков: чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий. К западнославянским принадлежат и мёртвый язык – полабский, который до 18 века был распространён по берегам Эльбы (по-славянски – Лабы).
От южнославянской ветви отходят болгарский, македонский, сербохорватский и словенский языки. Сюда же входит мёртвый старославянский, возникший в 19 веке на основе одного из диалектов болгарского языка. Этот язык являлся в то время общим литературным языком всех славян. На нём была создана славянская письменность. Создатели – Кирилл и Мефодий.
На восточнославянской ветви языкового древа «растут» растут русский, белорусский и украинский языки.
Естественно, что такое дерево выросло не сразу: Ствол и основные ветви старше более мелких веток. Сначала появился праславянский язык (на схеме – это корни праславянского дерева). В результате распада праславянского языка (6-7 вв.) возник древнерусский язык, который позднее, в 11-15 вв. разделился на русский, украинский и белорусский языки.
Сейчас все славянские языки составляют одну языковую группу. Люди, говорящие на славянских языках, живут на огромной территории от от центра Европы до Японских островов. И не только там: славянская речь звучит по земному шару.
7. Запишите по памяти в виде связного высказывания, какие славянские языки входят в каждую из подгрупп (В современном славянском мире существует 12 национальных славянских языков: 5 - …, 4 - …, 3 - …).
8. Закрепление.
- Почему славянские языки называются родственными?
- Почему родословное древо делится на три большие ветви?
- Заметили ли вы, что ветвь русского языка имеет в свою очередь две основные ветки, а на каждой тонкой веточке есть ещё и листочки? Что это такое?
Вывод: образ языкового древа показывает как истоки, так ипроцесс развития славянских языков в течение многих веков.
9. Рассказ об удивительном человеке, придумавшем генеалогическое древо – только не славянских, а индоевропейских языков, - об Августе Шлейхере.
10. Проблемно-поисковое задание – работа с текстом.
Текст для исследования.
Несомненно подобие и сходство славянских языков. Несмотря на то что славянские языки разные, в них имеется немало слов, близких или тождественных по значению и звучанию. Даже некоторые предложения звучат на славянских языках настолько похоже, что понятны без перевода почти каждому славянину.
Примеры.
Текст. (Распечатан для каждого).
Ищите скрытые вопросы.
В наше время многие коллекционируют марки, значки, наклейки. (?)
А в 70-х годах 19 века было обычным даже среди гимназистов коллекционирование слова. (?)
Во всяком случае в гимназии, где учился А. Шахматов, никто не только не удивлялся предмету его одержимости, но, напротив, многие вступают с ним в обмен словами и даже выдвигают свои довольно жёсткие условия. (?) Увлечение это разделяют с гимназистами и их родители. В начале марта 1877 года мальчик располагает уже 700 санскритскими словами, а вскоре приобретает ещё 340. У отца ученика 4 класса за 50 санскритских и 3 готских слова он выменивает 60 исландских, за 40 персидских и 8 арабских – 50 финских и литовских, в обмен на 257 древнегерманских слов приобретает 60 редких готских, а отдав 641 санскритское слово, получает еврейскую азбуку и готские спряжения и склонения (естественно, отдаются лишь копии слов). (?)
По Макарову.
Д/з.
- Переписать. Обозначить орфограмму – суффиксы –к-, -ск-.
- Указать, к какой языковой семье, группе, подгруппе относится каждый из названных в тексте языков.
- Рассказ об А. Шахматове. В. И. Макаров «А. А. Шахматов», М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"
Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...
Презентация для урока географии в 10 классе "Классификация стран мира"
Данная презентация включает следующие разделы:1. Классификация стран2. Типология стран мира по государственному строю3. Доля ЭРС и РС в мировой экономике....
Урок геометрии в 7 классе "Классификация треугольников"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование с применением маршрутного листа. На уроке используется презентация. Цель урока: познакомить учащихся с классификацией треугольник...
План-конспект урока по ОБЖ 8 класс: "Классификация ЧС техногенного характера".
Планы-конспекты уроков ОБЖ для 8 класса....
Метапредметный подход в обучении французскому языку в рамках дисциплины "Технология на французском языке " в школе с углубленным изучением французского языка(методические приемы и рекомендации) статья
Из опыта преподавания дисциплины "Технология на француском языке" в школе с углубленным изучением французского языка...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Классификация одежды. Снятие мерок»
Методическая разработка выполнена в соответсвии со всеми требованиями ФГОС. С помощью данной технологической карты вы можете провести урок приобретения новых знаний, познакомить учащхся с классификаци...