Конкурс по русскому языку для обучающихся 8 классов «Умники и умницы»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)
Цель: воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Участвуют команды 8 «А», «Б» классов (по 5 человек)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Умники и умницы | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс по русскому языку для обучающихся 8 классов «Умники и умницы»
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)
Цель: воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Участвуют команды 8 «А», «Б» классов (по 5 человек)
Учитель русского языка и литературы Карпова О.В.
Задания 1 команде:
1.Расставьте ударения в словах:
Картина, свободнее, разговорчивый, досуг, обеспечение, велосипед, обеспечение, организовать, коллекционер, выкрашенный.
2.Объясните значение слов : космос, беспрекословно, брошюра, пребывать, тунеядец.
3.Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву е.
4. В стихотворении Н.А. Некрасова (вспомните, в каком) есть слова термы и бани. Объясните значение слова термы. Что объединяет их по смыслу? Какие однокоренные слова вы можете назвать?
5.Как вы понимаете выражения: собачья жизнь, собака на сене, вот где собака зарыта, жить как кошка с собакой?
6.Выпишите из текста слова предложения в исправленном виде., основа которых состоит из одного корня, двумя группами:
а) слова, которые склоняются; б) слова, которые спрягаются.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее! С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь (Н.В.Гоголь)
7. Почему прилагательное « подлинный» пишется с двумя согласными н?
8.Подберите прилагательные-определения к словам: какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.
9.Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их? Запишите предложения в исправленном виде.
1)Расскажи кратко свою автобиографию.
2)В этом зеленом массиве появились первые грибы.
3.Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.
10.Каким членом предложения служит в большинстве случаев слово нет?
Приведите примеры.
Задания 2 команде:
1.Прочитайте. Как вы думаете, почему у русских людей так много способов прощаться? Вспомните об уместности использования языковых средств в зависимости от ситуации общения.
Сколько способов прощаться?
Есть у нас и «добрые» прощания-пожелания: Всего доброго!
Всего хорошего! Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с До свидания, как бы усиливая это выражение.
А ведь есть еще Счастливо! ,и Пока!, и Всего!, и Привет!, и Салют!, и даже Чао!, правда, уже, кажется, выходящее из моды.
А еще и такие: Разрешите попрощаться!, Честь имею откланяться! Или просто Честь имею!..
Получается, что в русском языке десятки способов попрощаться.
При прощании приняты пожелания: Желаю удачи, успехов!, а отъезжающему: Счастливого пути! (По Н.И. Формановской)
2.Чем различаются слова еж и ешь?
3.Образуйте форму Именительного падежа множественного числа следующих существительных: парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.
4. В каких случаях употребляются следующие фразеологизмы?
Спустя рукава, от доски до доски, заварить кашу, с треском провалиться.
5.К данным словам подберите синонимы и антонимы: быстрый, найти, ненавидеть, работа, скука, смелый.
6. Что вы можете сказать о структуре и об орфографии слов женитьба и свадьба?
7.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
8.Прочитайте предложение и укажите возможные варианты в постановке знаков препинания. Мотивируйте их постановку. За рекой видно ржаное поле.
9.Как изменится смысл предложения, если опустить первую запятую?
Вчера утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко. (Н.А. Некрасов)
10. Укажите односоставное предложение.
1) Новое в жизни требует и новых названий.
2)В читальном зале просят соблюдать тишину.
3) Белая береза под моим окном принакрылась снегом.
4) Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.
5) Ребята проведут каникулы в походе по Волге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков русского языка в 5 классе
Цель данного мероприятия -повышение интереса к родному языку посредством занимательной грамматики....
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 8 классе "Умники и Умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"
Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование », «состязание»), в каждом из которых участвуют три человека; всего агонистов – девять; в финал из них также выйдут т...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Умники и умницы».
Кокспект внеклассного мероприятия для 6 класса, используемое для повторения и систематизации знаний учащихся по темам "Лексика" и "Фразеология"....
Конкурс «Знатоки русского языка» для 6 классов
Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №657 гор. Москвы Непомнящая Татьяна Анатольевна....
Конкурс по русскому языку в 9 классах «Все ли вы знаете о языке?»
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей ж...
Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»
Данный урок может быть использован как дополнительный по русскому языку, так и внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на расширение кругозора учеников, в...
Игра по русскому языку для 6 классов "Умники и умницы"
Игра по русскому языку "Умники и умницы"...