Конкурс по русскому языку для обучающихся 8 классов «Умники и умницы»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем  русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)

Цель: воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Участвуют команды 8 «А», «Б» классов (по 5 человек)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Умники и умницы33 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по русскому языку для обучающихся 8 классов «Умники и умницы»

Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем  русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)

Цель: воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Участвуют команды 8 «А», «Б» классов (по 5 человек)

Учитель русского языка и литературы Карпова О.В.

Задания 1 команде:

              1.Расставьте ударения в словах:

Картина, свободнее, разговорчивый, досуг, обеспечение, велосипед, обеспечение, организовать, коллекционер, выкрашенный.

2.Объясните значение слов : космос, беспрекословно, брошюра, пребывать, тунеядец.

3.Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву е.

4. В стихотворении Н.А. Некрасова (вспомните, в каком) есть слова термы и бани. Объясните значение слова термы. Что объединяет их по смыслу? Какие  однокоренные слова вы можете назвать?

5.Как вы понимаете выражения: собачья жизнь, собака на сене, вот где собака зарыта, жить как кошка с собакой?

6.Выпишите из текста слова предложения в исправленном виде., основа которых состоит из одного корня, двумя группами:

а) слова, которые склоняются; б) слова, которые спрягаются.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее! С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь (Н.В.Гоголь)

7. Почему прилагательное « подлинный»  пишется с двумя согласными н?

8.Подберите прилагательные-определения к словам: какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.

9.Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их? Запишите предложения в исправленном виде.

1)Расскажи кратко свою автобиографию.

2)В этом зеленом массиве  появились первые грибы.

3.Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.

10.Каким членом предложения служит в  большинстве  случаев слово нет?

 Приведите примеры.

Задания 2 команде:

1.Прочитайте. Как вы думаете, почему у русских людей так много способов прощаться? Вспомните об уместности использования языковых средств  в зависимости от ситуации общения.

Сколько способов прощаться?

Есть у нас и «добрые» прощания-пожелания: Всего доброго!

Всего хорошего! Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с  До свидания, как бы усиливая это выражение.  

А ведь есть еще Счастливо! ,и Пока!, и Всего!, и Привет!, и Салют!, и даже Чао!, правда, уже, кажется, выходящее из моды.

А еще и такие: Разрешите попрощаться!, Честь имею откланяться! Или просто Честь имею!..

Получается, что в русском языке десятки способов попрощаться.

При прощании приняты пожелания: Желаю удачи, успехов!,  а отъезжающему: Счастливого пути!  (По Н.И. Формановской)

         2.Чем различаются слова еж и ешь?

        3.Образуйте форму Именительного падежа множественного числа следующих              существительных: парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.

        4. В каких случаях употребляются следующие фразеологизмы?

Спустя рукава, от доски до доски, заварить кашу, с треском провалиться.

       5.К данным словам подберите синонимы и антонимы: быстрый, найти, ненавидеть, работа,       скука, смелый.

      6. Что вы можете сказать о структуре и об орфографии слов женитьба и свадьба?

      7.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

      Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

  8.Прочитайте предложение и укажите возможные варианты в постановке знаков препинания.      Мотивируйте их постановку. За рекой видно ржаное поле.

  9.Как изменится смысл предложения, если опустить первую запятую?

  Вчера утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко. (Н.А. Некрасов)

  10. Укажите односоставное предложение.

  1) Новое в жизни требует и новых названий.

 2)В читальном зале просят соблюдать тишину.

  3) Белая береза под моим окном принакрылась снегом.

 4) Сыплет спелые орехи мне орешник в   кузовок.

 5) Ребята проведут каникулы в походе по Волге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка в 5 классе

Цель данного мероприятия -повышение интереса к родному языку посредством занимательной грамматики....

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 8 классе "Умники и Умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование », «состязание»), в каждом из которых участвуют три человека; всего агонистов – девять; в финал из них также выйдут т...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Умники и умницы».

Кокспект внеклассного мероприятия для 6 класса, используемое для повторения и систематизации знаний учащихся по темам "Лексика" и "Фразеология"....

Конкурс «Знатоки русского языка» для 6 классов

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №657 гор. Москвы Непомнящая Татьяна Анатольевна....

Конкурс по русскому языку в 9 классах «Все ли вы знаете о языке?»

Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем  русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей ж...

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

Игра по русскому языку для 6 классов "Умники и умницы"

Игра по русскому языку "Умники и умницы"...