Интегрированный урок(русский язык и геометрия) "Грамотная геометрия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность и помогает ответить на вопрос: "Нужна ли грамотность в геометрии?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir.urok_.geom_.rus_.rar | 344.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Паликская средняя школа №2»
Интегрированный урок геометрии и русского языка.
Тема:
Цель: вовлечь детей в исследовательскую деятельность, ответить на вопрос: «Нужна ли грамотность в геометрии?»
Задачи:
по геометрии: ввести понятие остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников, познакомить с основным свойством и признаком тупоугольного треугольника;
совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольников;
по русскому языку: совершенствовать умения разграничивать производные и непроизводные предлоги, производные предлоги и омонимичные части речи, умение правильно употреблять предлоги в речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- Орг.момент.
- Исследовательское задание на выведение темы урока. (СЛАЙД)
М.Е. - Сейчас вы проведете небольшое исследование, в результате которого мы узнаем тему урока. Понаблюдайте за происходящим на слайде, сопоставьте с данным предложением и подумайте, почему возник комический смысл фразы? (Высота равнобедренного треугольника, прИведенная к основанию является медианой и биссектирисой)
(В слове прИведенная допущена ошибка, изменяющая смысл фразы).
М.Е. - Какая наука изучает правильное написание слов? (грамматика)
Н.И. - А какая наука занимается изучением свойств высот, медиан, треугольников? (геометрия)
Н.И. - Мы увидели, как допущенная ошибка меняет смысл теоремы, выражающей свойство высоты равнобедренного треугольника. Какой должна быть геометрия? (грамотной).
М.Е. - Сопоставив все сказанное, назовите тему урока. ( ГРАМОТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ). (СЛАЙД). Тему записать на доске.
3. Сообщение целей урока.
Н.И. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Выяснить,нужна ли грамотность в геометрии)
- М.Е., Н.И. (сообщить цели урока)
- Лингво-геометрическая разминка.
(домашнее задание на карточках 9 задач)
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
Н.И. -Расшифруйте слово, сопоставив ответы домашних задач с буквами в таблице. (БЛАГОДАРЯ) (СЛАЙД)
Д | Б | Я | А | Р | Л | О | М | Г | А | К |
80 | 70 | 60 | 50 | 75 | 40 | 36 | 90 | 68 | 50 | 100 |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
б | л | а | г | о | д | а | р | я |
М.Е. – Какой частью речи является получившееся слово?(ПРЕДЛОГ)
- Какой это предлог? (простой, производный)
- Какие предлоги называются простыми, какие производными?
Н.И. – Благодаря какой теореме мы можем найти сумму углов треугольника. ( сформулируете ее)
- Какие виды треугольников нам уже известны? ( равнобедренные, равносторонние)
- Что лежит в основе определения вида треугольника? (количество равных сторон).
- Значит, от количества равных сторон зависит вид треугольника. Скажите, пожалуйста, какие ещё элементы треугольника могут быть равными? (углы)
- Зависит ли вид треугольника от величины углов? (проблема) (СЛАЙД)
- Вычислите градусную меру третьего угла треугольника, если известны два других. Попробуйте сформулировать определения трех различных видов треугольников. ( остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, названия сторон ).
М.Е. – Компьютерный вирус «невежда» повредил исходный текст. Попробуйте ликвидировать вирус, исправив ошибки в тексте. (самостоятельная работа )
Гиометрия полна преключений, потому что закаждой задачей скрываеться преключении мысле. Решыть задачю – это значит пирижыть преключении. (В. Произволов)
Взаимопроверка. Выставление оценок. (СЛАЙД)
М.Е. - Вы неплохо справились с поиском ошибок. Найдите предлог. Какой он: простой или составной?(простой) А теперь выполним простые движения.
Физкультминутка.
Лягте на парты, закройте глаза. Вы спите. Представьте, что сегодня 14 февраля – День влюбленных. Вы просыпаетесь в хорошем настроении, потянулись, посмотрели по сторонам и увидели… (СЛАЙД)
Первичное закрепление.
Н.И. - Посмотрите, на экране даны треугольники. Что необычного вы заметили? (вместо латинских букв – слова). (СЛАЙД)
М.Е. - Вам необходимо составить из имеющихся названий вершин треугольников предложение, в котором не хватает слова, чтобы найти его, вы должны решить геометрические задачи.
Н.И. - Глядя на данные треугольники, скажите, что неизвестно?
(неизвестна величина угла). Такую же величину имеет угол одного из треугольников, данных на карточках. Решите задачи ( 2 у доски) ( Гамид, Наташа)
М.Е. - Сопоставьте данные и скажите, какое слово пропущено в предложении.
(Вследствие)
На слайде появляется предложение (Добросовестный ученик не пришел в школу вследствие (= из-за) болезни). (работа с предложением)
- Можно ли было, не решая задачи, выяснить какой предлог уместнее использовать в этом предложении? (Добросовестный ученик не пришел в школу благодаря болезни)
Звучит нелепо из-за включения в предложение предлога благодаря, не потерявшего ещё своего первоначального лексического значения (по связи с глаголом благодарить). Логично употреблять его в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызывающих желательный результат: поправится благодаря заботам матери
- Скажите, это предложение простое или сложное? (простое).
- Чем можно его осложнить?
- Добавьте в предложение причастный оборот. Запишите его и выполните синтаксический разбор (у доски). (Женя)
Н.И. - Разбор предложения вы начинали с нахождения основы предложения, напомните, что лежит в основе определения вида треугольника? (величина угла, количество равных сторон).
- А если ни величины углов, ни длины сторон неизвестны, а известно лишь расположение высот треугольников, можно ли определить вид треугольника?
Постройте высоты данных треугольников попытайтесь сделать вывод . (сделать заготовку 2 треугольников: тупоугольный, остроугольный). (Треугольник является тупоугольным тогда и только тогда, когда две его высоты лежат за треугольником.) М.Е. – Верно ли употреблен предлог за? ( предлоги выражают различные отношения)
- Выберите нужный по смыслу предлог: под, над, перед, вне.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Н.И. - Давайте вспомним, какой вопрос мы поставили перед собой в начале исследования . Ребята, согласны ли вы с фразой, записанной на доске, что геометрия должна быть грамотной?
М.Е. - Не забывайте об орфографических правилах и знаках препинания. Помните ребята, надо быть грамотным не только на уроках русского языка и геометрии, но и на других предметах.
Если остается время: рабочая тетрадь стр……….. №………..
9. Дифференцированное домашнее задание.
М.Е.
– НА «5»
- Напишите сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли грамотность в геометрии?» (карточки)
Карточки:
НА «4»
Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания. Распространите первое предложение.
1.Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.
НА «3»
Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания. В случае затруднения используйте синонимы из справки.
Справка: вопреки, благодаря, ввиду, по причине, вследствие, несмотря на.
1. Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.
НА «2»
Можно ничего не делать.
- Разгадайте кроссворд.
Кроссворд:
| 1 |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| ||||||
4 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 6 |
| |||||||||
|
|
|
|
| 7 |
| ||||||||
|
|
|
|
|
| 8 | ||||||||
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| 10 |
|
|
Вопросы:
1. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.
2. Треугольник, у которого две стороны равны.
3. Как называется третья сторона равнобедренного треугольника?
4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
5. Как называется треугольник, у которого все стороны равны?
6. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
7. Как называются отрезки, соединяющие вершины треугольника?
8. Как называются равные стороны равнобедренного треугольника (в единственном числе)?
9. Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.
10. Как называются точки А, В и С треугольника АВС?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное". Числительные в русских и английских пословицах....
Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»
Данный интегрированный урок – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...
Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»
Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...