Интегрированный урок(русский язык и геометрия) "Грамотная геометрия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Морозова Мария Евгеньевна

Урок вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность и помогает ответить на вопрос: "Нужна ли грамотность в геометрии?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir.urok_.geom_.rus_.rar344.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Паликская средняя школа №2»

Интегрированный урок геометрии и русского языка.

Тема:

 

Цель:  вовлечь детей в исследовательскую деятельность, ответить на вопрос: «Нужна ли грамотность в геометрии?»

Задачи:

по геометрии: ввести понятие остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников, познакомить  с основным свойством и признаком тупоугольного треугольника;

совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольников;

по русскому языку: совершенствовать умения разграничивать производные и непроизводные предлоги, производные предлоги и омонимичные части речи, умение правильно употреблять предлоги в речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  1. Орг.момент.
  2. Исследовательское задание на выведение темы урока. (СЛАЙД)

  М.Е.  - Сейчас вы проведете небольшое исследование, в результате которого мы узнаем тему урока. Понаблюдайте за происходящим  на слайде, сопоставьте с данным предложением  и подумайте, почему возник комический смысл фразы?  (Высота  равнобедренного треугольника, прИведенная к  основанию является медианой и биссектирисой)

(В слове прИведенная допущена ошибка, изменяющая смысл фразы).

М.Е.  -  Какая наука изучает правильное написание слов? (грамматика)

Н.И. - А какая  наука занимается изучением свойств высот, медиан, треугольников? (геометрия)

Н.И.  - Мы увидели, как допущенная ошибка  меняет смысл теоремы, выражающей свойство высоты равнобедренного треугольника. Какой должна быть геометрия? (грамотной).

М.Е. - Сопоставив все сказанное, назовите тему урока. ( ГРАМОТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ). (СЛАЙД). Тему записать на доске.

3. Сообщение целей урока.

Н.И. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Выяснить,нужна ли грамотность в геометрии)

- М.Е.,   Н.И. (сообщить цели урока)

  1. Лингво-геометрическая  разминка.

 (домашнее задание на карточках 9 задач)

        

1.                                                  2.                                            3.

4.                                              5.                                              6.

7.                                      8.                                             9.

        

Н.И. -Расшифруйте слово, сопоставив ответы домашних задач с буквами в таблице.  (БЛАГОДАРЯ) (СЛАЙД)

Д

Б

Я

А

Р

Л

О

М

Г

А

К

80

70

60

50

75

40

36

90

68

50

100

Ответ:  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

л

а

г

о

д

а

р

я

М.Е. – Какой частью речи является получившееся слово?(ПРЕДЛОГ)

- Какой это предлог? (простой, производный)

- Какие предлоги называются простыми, какие производными?

Н.И. – Благодаря какой теореме мы можем найти сумму углов  треугольника.                    ( сформулируете ее)

- Какие виды треугольников нам уже известны? ( равнобедренные, равносторонние)

- Что лежит в основе определения вида треугольника? (количество равных сторон).

- Значит, от количества равных сторон зависит вид треугольника. Скажите, пожалуйста, какие ещё элементы треугольника могут быть равными? (углы)

 - Зависит ли вид треугольника от величины углов? (проблема) (СЛАЙД)

-  Вычислите  градусную меру третьего угла треугольника, если известны два других. Попробуйте сформулировать определения трех различных видов треугольников.           ( остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, названия сторон ).

М.Е.  – Компьютерный вирус «невежда» повредил исходный текст. Попробуйте ликвидировать вирус, исправив ошибки в тексте. (самостоятельная работа ) 

Гиометрия полна преключений, потому что закаждой задачей скрываеться преключении мысле. Решыть задачю – это значит пирижыть преключении. (В. Произволов)

 Взаимопроверка. Выставление оценок.  (СЛАЙД)

М.Е. - Вы неплохо справились с поиском ошибок. Найдите предлог. Какой он: простой или составной?(простой)  А теперь выполним простые движения.

Физкультминутка. 

Лягте на парты, закройте глаза. Вы спите. Представьте, что сегодня 14 февраля – День влюбленных. Вы просыпаетесь в хорошем настроении, потянулись, посмотрели по сторонам и увидели…  (СЛАЙД)

Первичное закрепление.

Н.И. - Посмотрите, на экране даны треугольники. Что необычного вы заметили?          (вместо латинских букв – слова). (СЛАЙД)

М.Е. - Вам необходимо составить  из имеющихся названий вершин треугольников предложение, в котором не хватает слова, чтобы найти  его,  вы должны решить геометрические задачи.

Н.И.  -  Глядя  на данные  треугольники, скажите, что неизвестно?

(неизвестна величина угла). Такую же величину имеет угол одного из треугольников, данных на карточках. Решите задачи ( 2 у доски) ( Гамид, Наташа)

М.Е. - Сопоставьте  данные и скажите, какое слово пропущено в предложении.              

(Вследствие)

 На слайде появляется предложение (Добросовестный ученик не пришел в школу вследствие (= из-за) болезни). (работа с предложением)

- Можно ли было, не решая задачи, выяснить какой предлог уместнее  использовать в этом предложении? (Добросовестный ученик не пришел в школу благодаря болезни)

        Звучит нелепо из-за включения в предложение предлога благодаря, не потерявшего ещё своего первоначального лексического значения (по связи с глаголом благодарить). Логично употреблять его в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызывающих желательный результат: поправится благодаря заботам матери

-  Скажите, это предложение простое или сложное?  (простое).

- Чем можно его осложнить?

- Добавьте в предложение причастный оборот. Запишите его и выполните синтаксический разбор (у доски). (Женя)

 

Н.И. -  Разбор предложения вы начинали с нахождения основы предложения, напомните, что  лежит в основе определения вида треугольника? (величина угла, количество равных сторон).

- А если ни величины углов, ни длины сторон неизвестны, а известно лишь расположение высот треугольников, можно ли определить вид треугольника?

Постройте высоты данных треугольников  попытайтесь сделать вывод . (сделать заготовку 2 треугольников: тупоугольный, остроугольный).  (Треугольник является тупоугольным тогда и только тогда, когда две его высоты лежат за треугольником.) М.Е. – Верно ли употреблен предлог за? ( предлоги выражают различные отношения)

 - Выберите нужный по смыслу предлог: под, над, перед, вне.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Н.И. -  Давайте вспомним, какой вопрос мы поставили перед собой в начале исследования . Ребята, согласны ли вы с фразой, записанной на доске, что геометрия должна быть грамотной?
М.Е. -  Не забывайте об орфографических правилах и знаках препинания. Помните ребята, надо быть грамотным не только на уроках русского языка и геометрии, но и на других предметах.

 Если остается время:  рабочая тетрадь  стр……….. №………..

9. Дифференцированное домашнее задание.

М.Е.

– НА «5»

- Напишите сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли грамотность в геометрии?» (карточки)

Карточки:

НА «4»

   Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания. Распространите первое предложение.

  1.Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.

НА «3»

  Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания. В случае затруднения используйте синонимы из справки.

  Справка: вопреки, благодаря, ввиду, по причине, вследствие, несмотря на.   

1. Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.

НА «2»

Можно ничего не делать.

- Разгадайте кроссворд.

Кроссворд:

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

Вопросы:

1. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.

2. Треугольник, у которого две стороны равны.

3. Как называется третья сторона равнобедренного треугольника?

4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

5. Как называется треугольник, у которого все стороны равны?

6. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

7. Как называются отрезки, соединяющие вершины треугольника?

8. Как называются равные стороны равнобедренного треугольника (в единственном числе)?

9. Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.

10. Как называются точки А, В и С треугольника АВС?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"

Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное".   Числительные в русских и английских пословицах....

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...